6 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Польские транспортные компании жалуются на то, что украинские власти дискриминируют их транспортные средства и искусственно блокируют выезд автомобилей. Об этом говорится в материале издания Rzeczpospolita.
В публикации отмечается, что грузовики с польской регистрацией стоят в очереди на выезд более пяти дней. Как рассказал перевозчик из Люблинского воеводства, с декабря 2023 года вернуться в Польшу можно было через пограничный переход "Долгобычев" на украинско-польском участке границы, в котором еще не применяли украинскую электронную очередь. По его словам, в то время грузовики ждали меньше суток. Но недавно ситуация значительно ухудшилась, Украина отменила эту возможность, и грузовики "застряли, как и на других терминалах".
Очередь как политический инструмент
Польские перевозчики считают такую дискредитацию неслучайной. Они полагают, что Украина намеренно блокирует их на границе, создает искусственные препятствия. По их мнению, таким образом Киев давит на Варшаву, требуя снятия запрета на импорт украинских продуктов питания.
"Я требую нормальных условий труда, но проблема обостряется", - говорит предприниматель.
Перевозчик отмечает, что в "Долгобычеве" из 2769 грузовиков, зарегистрированных для выезда из Украины через этот пункт пропуска в сентябре, 1087 отменили свою очередь. В "Гребенном" в очереди стояли 1653 грузовика, а 1035 были отменены. В пункте пропуска "Корчова" из 2318 зарегистрированных отменены 1323, а в пункте "Дорохуск" из 7740 зарегистрированных отменены 4613. По его словам, более 90% грузовиков, отменяющих свою очередь, - это украинские грузовики, при этом большинство из них порожние.
Польша требует положить конец этой практике.
Угроза со стороны украинской конкуренции
Польские предприниматели оценивают, что доля польских компаний в перевозках между Польшей и Украиной сейчас составляет около 1,5%, тогда как ранее, до украинского конфликта, их доля достигала 36-37%.
Кроме того, польские предприниматели чувствуют угрозу со стороны украинской конкуренции даже на внутреннем рынке.
"Около 80% украинских грузовиков въезжают в Польшу пустыми и забирают грузы на юго-востоке страны. Мы остро ощущаем эту конкуренцию, ведь стоимость грузоперевозок из Люблина в Прагу в Чехии такая же, как из Вроцлава в Прагу. Нам нечего грузить. Сегодня под Краковом я сам это испытал. Я грузил груз в далекую Испанию, и тут подъехали два украинских грузовика, предлагая свою услугу", - рассказывает другой перевозчик с юга Польши.
Он добавляет, что из Люблинского и Подкарпатского воеводств грузы не поступают. "Мне приходится ехать 200 км порожним, чтобы забрать груз и вывезти его", - говорит владелец транспортной компании.
Грузоотправители охотно пользуются украинским предложением, потому что оно дешевле польского.
Ранее Европейская комиссия продлила действие соглашения с Украиной до 31 марта 2027 года, предоставив местным перевозчикам доступ на рынок Евросоюза. В Польше заявили, что, несмотря на вступление в силу нового торгового соглашения между Евросоюзом и Украиной, Варшава оставляет в силе запрет на ввоз зерна и ряда других продуктов из соседней страны. В заявлении польского Минсельхоза Польши говорилось, что начало действия нового соглашения не подразумевает автоматическую отмену запрета на импорт некоторых категорий товаров из Украины в Польшу. В перечне аграрной продукции, ввоз которой в Польшу остается под запретом, ведомство указало зерно, подсолнечник, отруби и жмых. В 2022-2023 годах в Польше проходили массовые протесты фермеров, которые были недовольны поставками дешевой украинской сельхозпродукции.-0-