22 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Разрыв контрактов, потеря тысяч рабочих мест, рынков сбыта и, в конечном счете, банкротство. Все это грозит польским компаниям, пострадавшим от недавних санкций ЕС и ответных действий Беларуси, запретившей въезд в свою страну европейским грузовикам, пишет новостной портал Onet.pl.
ЕС наложил запрет на грузоперевозки автотранспортом, зарегистрированным в Беларуси и России. Такое решение было принято на фоне конфликта в Украине, а также под давлением критики со стороны украинцев. Ранее перед терминалом в Корощине (Любуское воеводство) рядом с польско-белорусским пограничным переходом украинцы устраивали протесты и блокады, требуя полного закрытия торговли с Беларусью и Россией. Однако введенные Евросоюзом санкции сработали против польских компаний.
25 марта таможенные брокеры направили правительству Польши письмо с просьбой принять меры, которые могли бы компенсировать потери таможенной отрасли в связи с европейскими санкциями. В письме говорится, что санкции ЕС, введенные 2 марта 2022 года, привели к сокращению торговли товарами, импортируемыми из России и Беларуси, примерно на 90%. В результате таможенные брокеры оказались на грани банкротства. 4 июня заканчивается переходный период для реализации заключенных контрактов, после чего торговля полностью остановится. "В результате большинство таможенных организаций потеряет свою финансовую ликвидность и будет вынуждено свернуть деятельность", - говорится в письме.
Обращение брокеров было направлено премьер-министру Польши Матеушу Моравецкому, министру развития и технологий Петру Новаку, уполномоченному по делам малого и среднего бизнеса Адаму Абрамовичу и воеводе Любуского воеводства Владиславу Дайчаку. Ответ пришел лишь из Министерства развития и технологий. Но, по словам главы Польской палаты таможни, логистики и экспедирования Петра Голдына, полученный ответ "не имеет ничего общего с текущей ситуацией и никоим образом не связан с проблемами отрасли".
Остальные адресаты, включая премьера Матеуша Моравецкого, не ответили на запросы предпринимателей по сей день.
Товары из России и Беларуси в любом случае будут поступать в ЕС, но на грузовиках, зарегистрированных в странах, не подпадающих под санкции, убеждена управляющий директор таможенного агентства Terminus Group из Белостока Эвелина Григатович-Шумовская. "Теперь Эльдорадо начнется для грузовиков из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Пакистана, Турции, Сербии, Черногории, Молдовы и, конечно, из Украины", - говорит она.
Для польских предпринимателей ситуация обстоит иначе. "Всем, кто связан с восточной границей, грозит банкротство. Убытки заоблачные, потому что помимо разрыва многолетних договоров о сотрудничестве между отраслями люди внесли огромные предоплаты за товары, которые не могут привезти. Кроме того, блокировка счетов означает, что даже если товар был продан и доставлен, деньги были заморожены. Каждая отрасль, которая торговала с Беларусью и Россией, будет парализована, а в нашей отрасли это полный паралич", - объясняет президент таможенного агентства DTA Ярослав Мыстковский.
Предприниматели осведомлены о международной ситуации и слышали аргументы европейских властей, принявших решение ввести санкции. "Однако санкции ударили по нам настолько сильно, что без какой-либо государственной помощи нам будет сложно выжить. Если какое-то время мы будем в минусе, выхода нет - придется объявить себя банкротами", - прогнозирует Ярослав Мыстковский.
Санкции также изменят рынок труда, многие люди останутся без работы. Как отмечает Петр Голдын, поляки будут искать работу, не ставя никаких условий. "Вопрос только в том, кто сможет дать им эту работу? И опять же ее будут предлагать концерны, а не мелкие агентства. Так что малое предпринимательство мы точно убьем, а оно имеет очень большой процент на рынке труда", - говорит Петр Голдын.
Кроме брокеров, санкции ударят по многим польским транспортным компаниям. "Польские международные автоперевозчики всегда были заложниками геополитики", - подчеркивает Анна Бжезинская-Рыбицкая из Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (ZMPD) в Польше.
По оценкам ZMPD, в результате санкций ЕС пострадают около 2 тыс. польских транспортных компаний, в штате которых работают 20 тыс. водителей. Если добавить сюда членов семей этих водителей, получается, что от заработка, связанного с перевозкой грузов на Восток, зависят почти 100 тыс. человек, отмечает Анна Бжезинская-Рыбицкая.
ZMPD напоминает: польские перевозчики возили грузы не только в Беларусь и Россию, но и следовали транзитом через эти две страны, в том числе в Монголию, Узбекистан и Казахстан. Из-за ограничений на въезд для перевозчиков из ЕС, введенных белорусскими властями в ответ на европейские санкции, польские компании столкнулись с неприятными последствиями. "Закрытие транзита через Беларусь и неопределенная ситуация с возможными запретами на перевозки в Россию, из нее или через ее территорию поставили наших перевозчиков, которые заключали долгосрочные контракты с предприятиями в далекой Азии, в очень сложное положение. По сути, у них есть два варианта: либо платить серьезные компенсации за сорванные контракты, либо попытаться объехать - через Турцию и Иран, что, конечно, связано с гораздо большим временем на перевозку и гораздо более высокими транспортными расходами", - поясняет представитель ZMPD.
По словам перевозчиков, в краткосрочной перспективе цепочка поставок может быть нарушена, а в долгосрочной польские компании будут заменены транспортными компаниями из-за пределов ЕС.
"Мы уже наблюдаем всплеск интереса к восточному направлению со стороны сербов и турок. Для представителей этих стран вынужденный отказ польских компаний от перевозок в этом направлении подобен выигрышу в лотерею", - считает Анна Бжезинская-Рыбицкая.
Журналисты Onet.pl поговорили с руководителями польских транспортных компаний, которые пострадали от санкций ЕС и ответных мер Беларуси.
В компании Artex Transport рассказали о планируемых сокращениях штата. "Возможно, я буду вынужден не только уволить людей, но и закрыть всю компанию. Около 80% наших грузоперевозок шли на Восток. Остальные шли на Запад. Вы сами видите, что это конец для нас", - говорит руководитель компании Артур Камински. На вопрос журналиста, не обращалось ли предприятие к правительству за помощью, Артур Камински заявил, что в Польше не с кем говорить. "Вы смеетесь? Какая помощь от государства? С кем нам поговорить? Министр инфраструктуры Анджей Адамчик только называет себя министром инфраструктуры. Через четыре минуты он уходит с собрания, остается только его заместитель и льет нам воду. Здесь ничего не меняется годами", - говорит он.
С аналогичными проблемами столкнулся и руководитель компании Anika-Trans Кшиштоф Стшала. "Половина наших грузовиков перевозила товары с западных рынков в восточные страны. На данный момент мы теряем рынки. Мы, безусловно, понесем огромные потери. В настоящее время девять наших автомобилей находятся за пределами Польши, в том числе в Казахстане. Я не знаю, смогут ли они вообще вернуться в Польшу", - говорит Кшиштоф Стшала. Предприниматель не знает, как реализовать свои контракты. "Турция и Каспийское море - очень непредсказуемые маршруты. Это также большие затраты и лишнее время. Мы отказались от этой идеи раньше", - добавляет Кшиштоф Стшала.
Для польских предпринимателей из транспортной сферы события в Украине стали своего рода кульминацией нарастающих проблем в отрасли. В течение многих лет международные автомобильные перевозки развивались без помощи государства, при этом принося значительные доходы в госбюджет.
"Стоит дать понять всем, что у польских транспортных компаний с офисами в восточной части Польши есть выбор: они либо едут на Восток, либо не едут и объявляют себя банкротами. Немногие поедут на Запад, хотя бы из-за "пакета мобильности" (обязывающий дальнобойщиков каждый месяц возвращаться на отдых по месту прописки. - Прим. БЕЛТА) и гораздо более высоких, особенно сегодня, затрат на топливо, не говоря уже о радикально возросшей конкуренции в последние месяцы. Так или иначе, изменения в положениях "пакета мобильности" сделали польских перевозчиков слишком дорогими для западных партнеров на данный момент. И это вызовет сокращение нашего предложения и, как следствие, вынужденный уход с этого рынка", - прогнозирует Анна Бжезинская-Рыбицкая.
У перевозчиков, которые всегда ездили только в восточном направлении, нет никакого плана Б. Они не были готовы к ситуации, возникшей два месяца назад. "Польские международные автомобильные перевозки на Восток умирают", - подчеркивает Анна Бжезинская-Рыбицкая.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков ранее обращалась к правительству Польши с просьбой компенсировать убытки транспортных компаний. Переговоры по этому вопросу продолжаются. Однако польским перевозчикам помощь нужна сейчас, потому что в ближайшем будущем - после банкротств компаний - она уже будет никому не нужна, заключает Onet.pl.-0-