Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Эксперт: почти двухнедельное закрытие границы с Беларусью стало серьезным потрясением для польской экономики 

25.09.2025 | 17:21
25 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Почти двухнедельное закрытие границы с Беларусью стало серьезным потрясением для польской и европейской экономик. Такое мнение выразила таможенный эксперт Изабелла Тыминьска для издания Trans.INFO.

Как отметила эксперт, перебои в транспортном сообщении по одному из ключевых торговых коридоров Европейского союза - Шелковому пути - приводят к убыткам в сотни миллионов евро, причем последствия ощущают не только предприятия, но и потребители.

По ее словам, польско-белорусская граница является одним из важнейших сухопутных транспортных коридоров между ЕС и странами Восточной Европы и Азии. Ежегодно через нее проходит более 7 млн т грузов и почти 900 тыс. грузовиков, что делает эту границу стратегически важным пунктом европейской логистической сети. Ее закрытие почти на 14 дней приводит к значительным сбоям в товаропотоках. 

Каждый день простоя грузовика на границе приносит расходы в 500-700 евро. Если предположить, что в среднем в течение двух недель, пока граница закрыта, в очереди стоят несколько тысяч транспортных средств, общая дополнительная нагрузка на транспортную отрасль достигает примерно 100-200 млн евро. Для многих компаний это означает потерю прибыльности по отдельным контрактам и необходимость пересмотра условий контрактов с клиентами. Тыминьска отметила, что перевозчики вынуждены были использовать альтернативные пункты пропуска в Литве и Латвии. Это означает не только более длинные очереди на этих пунктах пропуска, но и увеличение времени в пути на два-три дня. На практике это приводит к снижению эффективности использования автопарка: одно транспортное средство, которое обычно могло бы совершать два рейса в неделю, теперь совершает один. В свою очередь, для транспортно-экспедиторских компаний это означает рост логистических расходов на 20-30%, которые зачастую приходится перекладывать на клиентов.

Таможенный эксперт сказала также об эффекте домино во всех цепочках поставок. Задержки в поставках сырья и полуфабрикатов приводят к остановке производства на промышленных предприятиях, что, в свою очередь, влияет на своевременное выполнение заказов для последующих клиентов. Проблемы в одной компании быстро распространяются на ее подрядчиков, что приводит к накоплению убытков в различных секторах экономики. Отрасли, работающие по модели "точно вовремя", такие как автомобилестроение и электроника, особенно уязвимы к таким задержкам, где каждый день простоя оборачивается миллионами долларов убытков. Эффект домино распространяется и на конечных потребителей, которым приходится считаться с сокращением доступности товаров и ростом цен.

Наибольшие потери из-за закрытия границы с Беларусью несут экспортеры и импортеры из отраслей, тесно связанных с восточным рынком. Особенно сильно пострадал агропродовольственный сектор, где длительные сроки транспортировки означают риск порчи продукции, потери контрактов и необходимости продавать продукцию по цене ниже рыночной. Химическая промышленность и производство удобрений сталкиваются с задержками поставок ключевого сырья, такого как калийные удобрения и промежуточные химические продукты, что приводит к остановке производства и росту издержек.

В автомобильной промышленности несвоевременные поставки деталей и комплектующих приводят к остановке производственных линий, что приводит к убыткам и риску штрафных санкций для подрядчиков. По оценкам Польского экономического института, 14-дневное закрытие границы может обойтись компаниям в 250-300 млн евро, что значительно ослабляет конкурентоспособность польских компаний на внешних рынках.

Малый бизнес вблизи пограничных переходов на востоке Польши (бары, заправки, пункты обмена валюты, ежедневно обслуживающие тысячи водителей и туристов) теряет доходы.

Финансовые рынки реагируют ростом неопределенности: компании ограничивают новые контракты, а инвесторы указывают на возросший риск ведения бизнеса в восточных направлениях. В долгосрочной перспективе подобные события могут ускорить инвестиции в альтернативные транспортные маршруты, особенно железнодорожные и морские, и усилить давление, направленное на преодоление зависимости от восточных коридоров.

Польша в ночь на 12 сентября закрыла границу с Беларусью. Польское правительство указывало, что пункты пропуска временно закрыты в связи с учениями "Запад-2025", проходившими с 12 по 16 сентября. Лишь 23 сентября премьер Польши Дональд Туск объявил о решении открыть пункты пропуска на границе с Беларусью. Ночью 25 сентября Польша открыла свою границу с Беларусью.-0-

Читайте также:
Теги
Польша