7 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Моторное топливо в странах Балтии становится все большей роскошью, однако местные власти не торопятся принимать какие-то срочные действия, чтобы исправить ситуацию, пишет Baltnews.
Стоимость бензина на эстонских заправках с приходом лета выросла до рекордных отметок. Чтобы заправиться бензином АИ-95, в Таллине потребуется заплатить 2,119 евро за литр, за АИ-98 водители платят 2,169 евро, за дизель - 1,949 евро.
Похожая ситуация наблюдается и в соседних балтийских странах. В Латвии цена бензина АИ-95 составила 2,004 евро за литр. К слову, это не разовый скачок, а устойчивая тенденция. Весь май стоимость уверенно росла от 1,8 до 1,9 евро за литр. В Литве весь май цена тоже колебалась на весьма неприятных для потребителей отметках - с 1,779 до 1,879 евро за литр, дизельного топлива - от 1,69 до 1,869 евро за литр.
Для сравнения: в мае прошлого года в Латвии стоимость бензина составляла 1,187 евро, в Литве - 1,289 евро, в Эстонии - 1,389 евро за литр.
Можно сколько угодно винить во всем руководство России, которое проводит спецоперацию в Украине, и даже санкции Евросоюза против нефтегазового сектора РФ. Однако факты остаются фактами - топливо в странах Балтии начало расти задолго до этих событий. Процесс стартовал еще летом 2021 года и серьезно ускорился осенью, подчеркивает Baltnews.
Важно отметить, что вся хронология подорожания бензина и дизтоплива в Балтии почти полностью совпадает с динамикой роста цен на моторное топливо во всем Евросоюзе и даже в США.
Как отметила в комментарии для Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева, у правительства Латвии нет реально действующих инструментов, чтобы как-то серьезно оказывать влияние на ситуацию с топливным рынком. Это же можно сказать и про руководство соседних балтийских республик.
За последние 30 лет сложилась своего рода традиция: чиновники и министры государств этого региона вообще не трогают рынок в надежде, что он сам себя регулирует, а баланс спроса и предложения топлива, как и его адекватная стоимость, будут сами по себе формироваться в приемлемых пределах для покупателей.
"В Латвии банально нет никаких нормативных документов, которые могли бы гарантированно на долгий срок заморозить и уж тем более сбить цены на топливо вниз. В целом вся Балтия столкнулась с проблемой ахиллесовой пяты макроэкономической теории стран Запада, у которой главное правило - "невидимая рука рынка" сама исправит любой кризис", - рассказала Зайцева.
Латвия, Литва и Эстония слишком рьяно отнеслись к исполнению такой модели экономики, считает экономист. "Зато если мы посмотрим на Францию, Германию, США или Великобританию, мы увидим, что там далеко не совсем свободный рынок, в том числе и топливный. В государствах работает смешанный тип, где госрегулирование играет, порой, весьма ощутимую роль, а у действующих властей есть элементы регулирования: использование стратегических резервов, законы, ограничивающие экспорт/импорт нефтепродуктов, добычу углеводородов, если она присутствует в стране и так далее", - объясняет эксперт.
Единственное, что сделало правительство Латвии в этом отношении за последнее время, - это отказалось от постепенного увеличения в обязательном порядке различных биодобавок в дизельное топливо, которые делают его экологически чище (правда, заодно и дороже). "Были разговоры о создании дополнительных резервов, но в последний месяц от правительства об этом ничего не слышно. То же самое касается и корректировки акцизного налога на топливо", - указала Евгения Зайцева.
Эксперт добавила, что в перспективе в Латвии стоимость топлива будет несколько выше, чем в Литве и Эстонии. Последняя, конечно, может иногда демонстрировать более высокую цену бензина и дизеля, но лишь ситуативно (за счет специфики малого рынка и более высоких цен в стране по сравнению с Литвой и Латвией). Латвийский экономист считает, что весь регион Балтии будет просто плыть по течению в силу политическо-теоритической концепции экономического управления государства, где главный принцип - "рынок сам все решит".
Примерно такого же мнения придерживается и другой эксперт - эстонский экономист Леонид Цингиссер. "У нас рыночная экономика. Власти в Эстонии в лице "Партии реформ", конечно, несколько раз говорили о возможной необходимости госрегулирования в отдельных отраслях, но это были рядовые сообщения, а не начало реализации масштабной стратегии. В целом же руководство страны не приветствует вмешательство государства в работу рынка - хоть топливного, хоть энергетического", - рассказал эксперт.
Отдельные прецеденты были в области поставок и оплаты электричества. Из-за пандемии правительство Эстонии выдавало населению субсидии на один из пунктов оплаты за энергию (за ее доставку), однако теперь эти льготы отменили, более того, стоимость "сетевой оплаты" еще и поднялась на 17%.
"С топливным рынком в Эстонии все еще хуже. Стратегических резервов, чтобы как-то менять баланс спроса и предложения, влияя на цену, в стране нет. Конечно, какие-то запасы должны быть, но они слишком незначительные и существуют в виде специального резерва, скажем, для машин МЧС и тому подобного", - указал Цингиссер.
Правительству, если оно хотело снизить стоимость бензина, логично было бы "играть", увеличивая или уменьшая, с акцизами на топливо. "Но мы видим, что этого никто не делает. У нас вообще в этом плане царит некая апатия. Да, некоторые инструменты в других странах тоже не всегда дают эффект (использование резервов в США, к примеру), а отдельные методы выглядят даже слишком уж странными и жесткими, как желание Венгрии ограничить продажи бензина машинам с номерами из других стран. Но там хотя бы пытаются что-то предпринять", - заключил эксперт.
Проблема в том, что "невидимая рука рынка" уже почти год как ничего сама решить не может, а ситуация становится все хуже. Более того, в некоторых странах правительства открыто вмешиваются в работу топливного рынка, чтобы сбить высокие цены на бензин и дизель, но нужного результата нет.
В ноябре 2021 года администрация президента США Джо Байдена инициировала "распаковку" нефтяных резервов из Стратегических запасов Америки (SPR) в объеме 50 млн баррелей. Для сравнения: ежедневная обыча нефти в США - 11 млн баррелей в сутки.
Идея Белого дома была в том, чтобы вбросить дополнительные объемы углеводородов на рынок, которые помогут снизить цену нефти, следовательно, уменьшить и стоимость бензина на АЗС. Однако в итоге это не помогло. В марте Вашингтон выпустил из SPR еще 30 млн баррелей. Эффекта ноль. В апреле Байден анонсировал "распаковку" 160 млн баррелей. Увы, но и это ничего не дало, а бензин и дизель в США продолжают дорожать.
Байден даже одобрил закон по разрешению массовых продаж бензина E15, который, хоть и экологичнее, но имеет больший расход, да еще и вызывает поломки в двигателях машин. Это тоже не помогло, топливо на АЗС продолжает расти.
Сегодня становится понятно, что весь нефтегазовый сектор в США попросту запуган зеленой повесткой. Байден с 2021 года начал отменять субсидии для нефтегазовой отрасли, вводить новые налоги и обязательства платить за выбросы СО2. Из-за этого компании тратят заработанные сверхприбыли на выплату долгов и дивидендов своим акционерам, а не на увеличение добычи и восстановление мощностей заводов, производящих бензин и дизель.
Сыграл роль и COVID-19, из-за которого в 2020 году почти не было инвестиций в нефтегазовый сектор. В том же году в США закрылись навсегда нефтеперерабатывающие заводы, общая мощность которых составляла 1 млн баррелей в сутки. При этом в 2022 году планируется увеличить мощность лишь на 350 тыс. баррелей в сутки.
Из-за пандемии катастрофически снизились объемы производства даже в африканских странах, где есть большие залежи нефти. НПЗ в странах Африки к югу от Сахары в совокупности могут перерабатывать 1,36 млн баррелей в сутки. Но на практике в 2021 году они работали лишь на 30% от своей мощности.
Причина - нефтегазовые компании из США и Европы, запуганные пандемией и политикой декарбонизации своих правительств, с 2020 года отказываются инвестировать в нефтепереработку Африки. Из-за этого многие НПЗ полностью закрылись в Камеруне, Гане, Сенегале и ЮАР. Западные компании сегодня де-факто тратят только на то, чтобы выкачивать нефть из Африки, а не развивать ее добычу и нефтепереработку. В итоге в странах к югу от Сахары появляются очереди на заправках, а топливо дорожает рекордными темпами.
В Европе цена топлива росла еще до начала спецоперации России в Украине примерно по тем же причинам, что и в США. Компании нефтегазового сектора попросту боялись из-за "зеленой сделки" вкладывать в добычу и переработку нефти. Из-за ввода эмбарго против российской нефти, нехватка черного золота стала еще более серьезной.
Вскоре европейским НПЗ придется переходить на легкие сорта нефти (ближневосточные, африканские и американские), которые с мая подорожали в среднем на $8-15 за баррель. А ведь европейским НПЗ еще и придется закупать легкой нефти намного больше, чем прежде. Это нужно, чтобы компенсировать исчезновение российской тяжелой нефти Urals, под которую были заточены многие заводы в ЕС. В таких условиях правительства даже самых благополучных стран Евросоюза ничего не могут сделать с высокой ценой на бензин и дизель.
Растет цена топлива и в Латинской Америке, причем даже в Бразилии, где уровень добычи нефти увеличивался в 2020 коронакризисном году. Есть проблемы в Азии. В Китае и ряде других стран правительство даже ограничивает продажу бензина и дизеля в другие государства, лишь бы топливо "оставалось дома". Отчасти это дает положительный эффект. Однако Азия ничего не может сделать с растущей ценой на нефть, поскольку является больше потребителем, чем добытчиком.
В итоге многие страны в мире лихорадит от роста цен на моторное топливо из-за того, что государства Европы, Америки и страны, выступающие их союзниками, слишком сильно заигрались в зеленую энергетику. Они нанесли серьезный урон нефтегазовому сектору, причем еще и в момент пандемии, когда отрасль и так страдала от сильного экономического потрясения.
Теперь быстро исправить эти проблемы и восполнить дефицит мощностей по производству топлива (причем в условиях блокировки нефтянки России) не получается даже у крупнейших экономик мира, включая США.
"Очевидно, что раз уж у нефтедобытчиков Африки, Южной и Северной Америки, а также у крупнейших потребителей вроде Германии, Китая, Индии, Великобритании не получается справиться с растущей ценой на бензин и дизель, куда уж там Прибалтике. Руководству Эстонии, Латвии и Литвы в этом шторме остается просто смириться и плыть по течению", - резюмирует Baltnews.-0-