Аккредитованный регистратор национальных доменных имен в Беларуси и хостинг-провайдер HB.BY подвел итоги 2022 года для белорусского байнета и выяснил, какие конструкторы сайтов и CMS предпочитают белорусы.
Статистика приводится для сайтов, работающих на белорусских ip-адресах и на доменах второго уровня на конец 2022 года. Доменные имена второго уровня - это то, что отделено точкой от названия домена верхнего уровня. Например, .by - национальный домен, а belta.by - домен второго уровня. |
По состоянию на конец 2022 года в белорусском сегменте сети Интернет работало всего 188,1 тыс. публичных сайта. Из них:
Конструкторы сайтов - сервисы, которые позволяют пользователю создавать собственные сайты без навыков программирования.
Самый популярный конструктор среди белорусов, судя по полученной статистике, - бесплатный и лаконичный Google Sites, на котором сделано 30,2 % от всех сайтов Беларуси на конструкторах.
На втором месте рейтинга - Tilda (с помощью данного конструктора сделано 24,6 % сайтов).
Далее по популярности идет конструктор для создания лендингов, сайтов и интернет-магазинов Site.Pro (13,7 %). Данный конструктор разворачивается в виде отдельного решения у крупных белорусских хостеров. Например, у хостера HB.BY представлен в том числе и бесплатный тариф, с помощью которого можно создать собственный сайт после регистрации домена.
На базе InSales (конструктор для создания интернет-магазинов) сделано 8,7 % сайта.
Высокую позицию занимает Битрикс24.Сайты - 5-е место и 7,8 % сайтов соответственно.
Далее по убыванию идут:
Nestorclub - 2,8 %
Mobirise - 2,6 %
flexbe - 2,2 %
Mottor - 2 %
New.by - 1,8 %
Webasyst - 1,5 %
Старонка - 0,9 %
Wix - 0,5 %
AdvantShop - 0,1 %
Ecwid - 0,1 %
uCoz - 0,08 %
Squarespace - 0,07 %
Shopify - 0,05 %
CMS (content management system) - система управления контентом на сайте. CMS позволяет размещать информацию на сайт и настраивать различные функции сайта. В белорусском сегменте сети Интернет порядка 37% сайтов разработаны на различных CMS.
Оказалось, что самая популярная CMS в Беларуси - WordPress (на ней сделано аж 36,2 % всех сайтов). И не мудрено, ведь Wordpress занимает первое место по популярности CMS во всем мире: с помощью Wordpress сделано 74.02 % сайтов на CMS.
Далее идет небезызвестная Joomla - 20,1 %.
На 3-м месте - CMS от российской компании 1С-Битрикс – 12,8 %. В мире данная CMS занимает 11-е место. Интересно, что 10% от всех сайтов, созданных на 1С-Битрикс, приходится на Беларусь.
Четвертое и пятое место у Diango Framework и OpenCart: 10,5 % и 5,3 % соответственно.
Далее по убыванию идут:
MODX - 4,5 %
Drupal - 3,9 %
CMS.S3 - 2,7 %
DataLife Engine - 2,4 %
PrestaShop - 0,4 %
VamShop - 0,21 %
CS.Cart - 0,18 %
ocStore - 0,14 %
October CMS - 0,13 %
HostCMS - 0,13 %
Laravel - 0,11 %
DIAFAN.CMS - 0,08 %
InstantCMS - 0,05 %
Magento - 0,04 %
Open CMS - 0,02 %
Bolt CMS - 0,01 %
ReadyScript - 0,01 %
Osclass - 0,01 %
Конструкторы сайтов и CMS - удобные и функциональные решения, когда речь идет о создании сайта. При этом подавляющее большинство пользователей (57,4%) предпочитают самописные сайты, созданные программистами под конкретные запросы и нужды.
Маркетплейсы - оптимизированная платформа, позволяющая продвигать свои товары и услуги. Есть несколько видов маркетплейсов: на одних можно размещаться только в рамках домена самого маркетплейса, как бы создавая отдельную страницу продавца (пример lamoda.by). В рамках других можно создавать свои домены, сделанные на платформе маркетплейса. При анализе мы интересовались исключительно вторыми - теми, на базе которых можно создавать отдельные сайты.
Первое место у популярного среди продавцов различных товаров и их покупателей Deal.by - 91,1 % сайтов.
Далее идет Tomas.by - 6,3 %.
На платформе для быстрого создания онлайн-магазинов Recommerce.by сделано порядка 1,9 % сайтов, а с помощью сервиса Digistr.by - 0,7 %.
Как мы видим, многие пользователи все еще выбирают маркетплейсы в качестве решений для создания интернет-магазинов. Ведь сделать на них сайт еще проще, чем на конструкторе. Однако есть и одно "но": ограниченный функционал. Создавая сайт на маркетплейсе, вы не можете внедрить в сайт возможности под свои пожелания. Маркетплейсы позволяют размещать на сайте только заранее заготовленную функциональность под определенные задачи сайта.
Если делать сайт с помощью конструктора или CMS, вы можете встроить различные готовые решения: для приема онлайн-платежей, формы обратной связи, различные виджеты и так далее.
Несмотря на удобство, популярность и плюсы конструкторов, маркетплейсов и CMS, более половины сайтов РБ является самописными. Это связано с невысокой ценой на создание небольших сайтов (разработка и обслуживание может обойтись дешевле популярных CMS, а функциональность будет сделана под конкретные запросы). Также в самописных сайтах дизайн будет уникальным от и до.