Самым ценным предметом на затонувшем "Титанике" была эта картина. Почему именно она?
14.10.2024 | 14:03
Знаете ли вы, что самым ценным объектом на затонувшем "Титанике" оказалась малоизвестная картина французского живописца Мерри-Жозефа Блонделя "Купающаяся черкешенка". Почему это произведение искусства считается самым дорогим из всех, что были на корабле? Давайте узнаем.
На "Титанике" транспортировали очень много груза для продажи: вино, каучук, шелк, а многие обеспеченные люди доверили перевезти на корабле редкие и дорогие автомобили и ценные книги, например, экземпляр эссе Фрэнсиса Бэкона или издание "Рубаи" Омара Хайяма в уникальном переплете, выполненном на заказ, – из кожи, украшенной персидскими узорами из золота, слоновой кости, с сотнями драгоценных камней. На тот момент это был самый дорогой переплет из созданных. Книгу везли в Нью-Йорк после того, как на аукционе ее купил книжный дилер из Америки.
Но самым ценным предметом на борту корабля оказалась картина Мерри-Жозефа Блонделя "Купающаяся черкешенка". Такие выводы были сделаны на основании искового требования владельца картины – шведского бизнесмена Маурица Бьёрнстрема-Штеффансона к британской судоходной компании White Star Line, которая эксплуатировала "Титаник". Бьёрнстрем-Штеффансон оценил утерянную работу в 100 тысяч долларов (на нынешние деньги это эквивалентно примерно трем миллионам долларов). Кстати, сам бизнесмен был среди пассажиров корабля и ему удалось спастись, попав на одну из последних спущенных на воду шлюпок.
О том, что было утеряно на "Титанике", можно судить лишь по официальным заявлениям пассажиров, подавшим иски. Однако есть предположения, что гораздо больше ценностей и произведений искусства пропали навсегда и о них некому заявить – владельцы погибли.
Так что же известно о картине?
Мерри-Жозеф Блондель был французским художником, который работал в направлении неоклассицизма. Блондель преуспел в этом стиле и получил несколько наград и медалей от короля за свою работу, был профессором Школы изящных искусств в Париже, а также выполнял крупные заказы, среди которых роспись нескольких потолков в Лувре и серия королевских портретов в полный рост для Версальского дворца.
Картину "Купающаяся черкешенка" Блондель написал в 1814 году. На ней в полный рост изображена девушка, которая входит в ванну. Впервые работа была представлена на парижском салоне в Лувре, и эксперты приняли ее сдержанно. Хотя картина мастерски раскрывала технику художника, ее критиковали за отсутствие динамики и изящества.
Но в течение следующего столетия, когда художник становился все более известным, работа стала пользоваться большей популярностью и ее ценность резко возросла.
Неизвестно, где и когда Бьёрнстрем-Штеффансон приобрел картину. Мужчина занимался машиностроением и отправился в Америку продолжать обучение. Скорее всего, он взял произведение с собой, чтобы украсить свое жилье, либо в качестве капитала на случай необходимости.
Какая сумма была в итоге выплачена бизнесмену за картину, которую он потерял навсегда, неизвестно. Но трагедия помогла вписать эту работу в историю, ведь на каждую годовщину гибели рейса о ней вспоминают – как о самом дорогом предмете, утонувшем вместе с кораблем.