Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика

Как сдать обувь по гарантии в Беларуси. Все нюансы и подробности

30.10.2024 | 10:06
Какая неприятность: в новой паре туфель или сапог сломался каблук, отлетела фурнитура или обнаружился какой-то другой недостаток, а носились они при этом всего ничего. Давайте разберемся, в каких случаях можно отремонтировать или заменить некачественную обувь на новую либо вернуть уплаченные за покупку денежные средства.

Гарантийный срок на обувь и его продолжительность

На обувь гарантийный срок устанавливает изготовитель (поставщик, представитель). Если он этого не сделал или установил срок ненадлежащим образом, то гарантийный срок обязан установить продавец. При этом продавец не вправе установить (объявить) гарантийный срок на товар (обувь) меньше срока, установленного изготовителем (поставщиком, представителем).

В то же время продавец вправе устанавливать:
  • дополнительный гарантийный срок на обувь. Иными словами, сделать гарантийный срок на обувь более длительным, то есть установить его сверх гарантийного срока, предусмотренного законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и (или) установленного изготовителем (поставщиком, представителем);
  • гарантийный срок на обувь, на которую гарантийный срок не установлен изготовителем (поставщиком, представителем) и обязанность по установке которого не предусмотрена законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза.
Отметим, что вся обувь, которая реализуется на территории Беларуси (отечественная и импортная) должна соответствовать требованиям законодательства нашей страны.
 как сдать обувьТак, например, согласно подп. 8.2 п. 8 Международного стандарта ГОСТ 26167-2005 "Обувь повседневная. Общие технические условия" и подп. 8.2 п. 8 Международного стандарта ГОСТ 19116-2005 "Обувь модельная. Общие технические условия", гарантийный срок на обувь должен составлять не менее 30 дней со дня продажи через розничную сеть или начала сезона. В тоже время гарантийный срок обуви специальной с кожаным верхом для предотвращения скольжения по зажиренным поверхностями, согласно п. 9.2 ГОСТ 12.4.033-95, составляет 70 дней с даты выдачи в эксплуатацию.

Однако тут надо знать, что госстандарты обязательны для соблюдения только если субъект заявил об их соблюдении (то есть он говорит, что обувь произведена согласно тому или иному госстандарту) либо в техническом регламенте Республики Беларусь дана ссылка на данный государственный стандарт.

Обратите внимание, что если гарантийный срок на обувь установлен, то информация о нем должна быть указана в документации, прилагаемой к обуви, на упаковке, этикетках на белорусском и (или) русском языках четким и разборчивым шрифтом. На практике при реализации обуви продавцы, как правило, также сообщают устно информацию о гарантийном сроке на обувь.

Особенности исчисления гарантийного срока на обувь

Гарантийный срок начинает исчисляться по общему правилу с момента передачи товара покупателю. Однако если обувь сезонная, для нее действуют особые правила. Так, гарантия на обувь сезонного назначения начинает действовать:
  • с 15 ноября – на зимнюю;
  • с 1 марта – на весеннюю;
  • с 1 мая – на летнюю;
  • с 15 сентября – на осеннюю.
Кроме того, покупателям надо знать, что если они приобрели обувь сезонного назначения, то:
  • течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона;
  • в случае, если при использовании такой обуви обнаружены недостатки до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем.
Также надо иметь в виду, что в ряде ситуаций гарантийный срок на обувь может не распространяется. Как правило, об этом покупателю выдают специальную памятку. Обычно гарантия не действует, если обувь имеет механические повреждения (царапины, проколы, порезы и т.д.) либо ее постирали.
как сдать обувь по гарантииДополнительно отметим: законодательством установлено, что требования по качеству товара покупатель вправе предъявить продавцу в течение двух лет со дня передачи товара потребителю. Такое правило установлено для всех товаров, на которые гарантийный срок составляет менее 2 лет. Однако тут покупателю надо знать, что по истечении гарантийного срока на товар покупатель должен будет самостоятельно доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до момента его передачи. Данные правила также касаются обуви.

Возможные требования покупателя в случае приобретения некачественной обуви

Если покупатель обнаружил в обуви недостаток или несколько, то он вправе в течение гарантийного срока (срока годности) предъявить требования к продавцу (изготовителю, поставщику, представителю). Покупатель по своему выбору вправе потребовать от продавца:
  • заменить некачественный товар товаром надлежащего качества;
  • соразмерно уменьшить цену товара;
  • незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара;
  • возместить расходы покупателя по устранению недостатков товара;
  •  расторгнуть договор розничной купли – продажи и возврата уплаченной за товар денежной сумму. В данном случае покупатель должен вернуть некачественный товар продавцу. При этом он вправе это сделать без потребительской тары (упаковки).
Как правило, продавец предлагает покупателю написать заявление по подготовленному образцу и отразить в нем свои требования.

Обычно продавец перед удовлетворением требований покупателя проводит проверку качества товара, в нашем случае – обуви. Если покупатель будет не согласен с ее результатами, то продавец должен будет провести за свой счет экспертизу качества товара. Отметим, что покупатель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя.

Покупателю надо знать, что если он требует:
  • вернуть уплаченные за товар денежные средства, то, если проверка качества проводится, требования покупателя должны быть удовлетворены в течение 14 календарях дней;
  • замены некачественного товара качественным, то, при необходимости проверки качества товара, требования должны быть удовлетворены в течение 14 дней. Если у продавца отсутствует необходимый для замены товар на день предъявления требований - в течение месяца. Если по независящим от продавца причинам в течение месяца необходимый товар отсутствует, с согласия потребителя продавец обязан заменить товар на аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т.д.);
  • безвозмездного устранения недостатков в обуви, то, при необходимости проверки качества, требования должны быть удовлетворены в течение 14 дней. По письменному соглашению с потребителем срок может быть увеличен, но не более чем до 30 дней;
  • соразмерно уменьшить цену товара, то продавец обязан удовлетворить требование незамедлительно, а если это невозможно - в течение 7 дней. Если необходима экспертиза, то срок удовлетворения требований не может превышать 14 дней;
  • возместить расходы покупателя по устранению недостатков товара, то продавец обязан их возместить незамедлительно, а если это невозможно - в течение 7 дней. Если необходима экспертиза, срок удовлетворения требований не может превышать 14 дней.
Отметим, что если продавец нарушит указанные сроки, то покупатель будет вправе требовать от него уплаты за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара на день его реализации.
сдать обувь беларусьЧто касается экспертизы, тут покупателю надо знать, что, если недостатки обуви отсутствуют или возникли после передачи ему обуви вследствие нарушения установленных правил использования, хранения, транспортировки, то покупатель будет обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также транспортные расходы, связанные с ее проведением. Также покупателю стоит иметь в виду, что если он будет не согласен с выводами экспертизы, то он может оспорить ее заключение в судебном порядке.

Обращение за защитой прав потребителя при отказе продавца в удовлетворении требований

Если продавец не удовлетворит требования покупателя в установленные сроки, то последний вправе обратиться:
  • в общественное объединение потребителей. Данная организация вправе обращаться в суд с иском о защите прав, а также представлять и защищать в суде права и законные интересы покупателя.
  • к уполномоченным представителям госорганов. В структуре каждого облисполкома, Мингорисполкома, гор(рай)исполкома имеются структурные подразделения по защите прав потребителей. Одним из их прав является обращение в суд с иском о защите прав потребителя. Обычно на сайтах госорганов есть информация, касающаяся защиты прав потребителей. Например, с такой информацией на сайте Мингорисполкома можно ознакомиться по ссылке https://minsk.gov.by/ru/org/8728/attach/811ee48/.
  • в районный (городской) суд по месту нахождения продавца либо по месту своего (покупателя) жительства или по месту исполнения договора или причинения вреда. В какой именно суд обращаться, решает покупатель. Адреса и телефоны районных (городских) судов можно найти на сайте http://www.court.gov.by/ru/court_apply/rai/.
Отметим, что если покупатель выиграет суд, то госпошлину, от которой он был освобожден, а также расходы на юридическую помощь (например, составление претензии и/или искового заявления) и экспертизу товара (если покупатель проводил ее за свой счет) заплатит поигравшая сторона (то есть продавец). Кроме того, если иск, который подало общественное объединение потребителей или уполномоченный представитель госорганов, удовлетворен, то суд взыщет за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с продавца в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере 100% суммы, присужденной судом в пользу покупателя. При этом общественному объединению будет перечислено 10% суммы штрафа.