Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Журавков рассказал, почему ему не дали серебряную медаль

05.02.2015 | 15:40

Министр образования Беларуси Михаил Журавков сообщил сегодня во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА, что закончил среднюю школу практически на отлично. В его аттестате о среднем образовании есть одна четверка (по пятибалльной системе) - по русскому языку. При таком раскладе ему должны были дать серебряную медаль. Но тогда этот вид поощрения отменили. "Конечно, было обидно, но четверка была заслуженная, на пятерку я, наверное, не знал", - сказал Михаил Журавков.

Тем не менее министр образования сегодня считает себя вправе гордиться авторством более 20 монографий, учебников. Он отметил, что, работая над одной из монографий с редактором, все хотел по-особому донести материал. При этом докторскую диссертацию нынешний министр образования защитил в 32 года. По его словам, он был тогда молодым и горячим: хотелось горы свернуть. "После получения диплома я поехал в Академию наук к академику Горецкому. Я рассказывал о своих грандиозных планах, которые хочу осуществить в науке. Организационные советы этого человека мне очень помогли, он познакомил с интересными людьми, которые работали в академии. Но было непросто", - поделился воспоминаниями Михаил Журавков.


Престиж учительской профессии

Повышать престиж профессии учителя должно все общество, а не только Министерство образования. "Авторитет учителя завоевывается не только тем, что Минобразования или различные госорганы будут задумываться над тем, чтобы повысить зарплату, дать какие-то социальные блага. Надо создавать положительный образ учителя в нашем обществе. Для этого нужно и СМИ привлекать, больше рассказывать о наших замечательных педагогах, об их инновациях, показывать примеры из жизни педагогов", - сказал министр.

Михаил Журавков пообещал, что министерство со своей стороны будет стараться создать самые оптимальные условия для того, чтобы педагог работал в творческой и комфортной обстановке. "Будем заботиться, чтобы у него было соответствующее материальное вознаграждение, которое соответствует жизни людей в нашем обществе", - добавил он. Более того, глава ведомства намерен разобраться с выполнением учителями несвойственных функций. Этим он занимается с первого дня своего пребывания в должности министра.

По его словам, сейчас проводится мониторинг школ, гимназий по всей республике. "Изучаем статистику, смотрим структуру выполняемых учителями поручений и выясняем, кто их дает. Кроме того, обсуждаем с учителями, директорами, представителями районной власти вопрос о том, каким они видят взаимодействие в будущем, - сказал министр. - Постараемся как можно быстрее обобщить эти материалы и сформировать рекомендации".

"Действительно, вопрос нужно решать, но это не так просто. Более того, в каждом регионе должны учитываться его особенности", - считает Михаил Журавков.


Вступительная кампания

В ближайшие два года абитуриенты не смогут подавать документы в несколько вузов сразу, и пока этот вопрос не рассматривается. "То есть в этом и следующем учебном году абитуриент должен подавать документы в конкретный вуз и сдавать конкретные вступительные экзамены в то учебное заведение, которое он выбрал. В перспективе, может быть, мы к этому придем и появится возможность подавать документы в несколько вузов сразу, но пока нет", - сказал министр.

Кроме того, по мнению министра, абсолютно точных и правильных оценок при поступлении в высшее учебное заведение нет. "Каждый университет должен учитывать свою специфику, к тому же в стране их работает большое количество... Есть определенные рейтинги, баллы, поступление на основе отбора... Поэтому, на мой взгляд, сейчас ставить вопрос об ужесточении каких-то требований не совсем правильно", - сказал он.

Что касается централизованного тестирования, то пока вопрос об объединении его с выпускными экзаменами говорить преждевременно. "Что касается объединения школьных и вступительных экзаменов, то, мне кажется, этот вопрос сейчас еще преждевременный, потому что экзамены в школе должны продемонстрировать уровень освоенных знаний учеников по всем предметам за школьную программу обучения. При поступлении же абитуриент должен продемонстрировать определенные знания по определенным предметам, которые необходимо знать в данном вузе. Это немного разные задачи. Объединять их, на первый взгляд, очень просто, но на самом деле это сложная задача", - считает министр. При этом Михаил Журавков отметил, что, раз люди задают такие вопросы, то эта тема будет проанализирована.

Однако министр не исключил, что в будущем возможно увеличения количества тестов ЦТ, которые может сдавать один человек в ходе вступительной кампании. В любом случае, если будут какие-то изменения, то о новых правилах объявят как минимум за год.

Министр добавил, что в нынешнем году пороговые оценки по предметам ЦТ изменяться не будут, останется прежним минимальное количество баллов, которое необходимо получить абитуриенту для поступления в учебное заведение. "Другое дело, что мы немного изменим подход и будет введено понятие профильного предмета, а также увеличится время для подачи в основной период поступления и тем самым уменьшится время дополнительного набора. Это основные изменения", - сказал Михаил Журавков.

"То есть в этом году значимых изменений, которые повлияют на судьбу абитуриентов и их план подготовки, вводиться не будет", - заверил глава ведомства.

Что касается плана набора абитуриентов на бюджет, он может варьироваться в зависимости от изменения числа выпускников школ. "В этом году количество выпускников школ осталось практически на том же уровне, что и в прошлом, поэтому количество бюджетных мест в университеты у нас уменьшилось на незначительное число", - добавил министр образования.

Интернет-пользователи поинтересовались у министра и о том, будут ли изменяться стоимость обучения в вузах. По его словам, пока это не планируется. "Пока мы не рассматривали этот вопрос, то есть в ближайшее время изменять стоимость обучения не планируется. Но наша система образования и вузы находятся в тех же условиях, что и вся страна, поэтому в перспективе не стоит исключать каких-то изменений в оплате обучения для абитуриентов, поступающих на первый курс", - сказал министр.

Также министр сообщил, что нынешним летом выпускные испытания для 9-го класса в Беларуси пройдут без изменений. Будут три выпускных экзамена - по учебным предметам "Белорусский язык", "Русский язык", "Математика". Все - в письменной форме. "Сейчас наши специалисты разрабатывают критерии отбора для зачисления в 10-й профильный класс в следующем учебном году. Но при этом мы сохраним и обычные 10-е классы, где все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне. Набор в них останется без изменений", - отметил Журавков. Он добавил, что в некоторых учреждениях образования страны в этом учебном году проводится экспериментальный проект под названием "Апробация модели независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования". Только после его окончания можно будет провести выпускные испытания по другой модели.

"Напомню также, что обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года только выпускники 11-х классов, а из программы выпускных экзаменов за базовую школу (9-й класс) это испытание изъято", - отметил министр.

Единственное добавление касается языка национального меньшинства. С 2014/2015 учебного года выпускной экзамен по языку национального меньшинства - польскому или литовскому (для учащихся, которые изучали этот учебный предмет) - включен в перечень выпускных экзаменов за 9-й класс. Речь идет о выпускниках, которые проходят обучение в 4 учреждениях образования - 2 школы с польским языком обучения и воспитания (в Гродно и Волковыске) и 2 школы с литовским языком обучения и воспитания (в д.Рымдюны Островецкого района и в д.Пелеса Вороновского района Гродненской области).


Новые специальности

В этом году в Беларуси начнется подготовка по нескольким новым профессиям. "Мы вводим несколько новых профессий и специальностей", - сказал министр. Так, в учреждениях профтехобразования будет открыта подготовка по новым профессиям (по которым ранее подготовка в учреждениях профтехобразования не осуществлялась): "изготовитель мороженого" (Слуцкий государственный колледж), "оператор механизированных и автоматизированных складов", "агент по организации обслуживания автомобильных перевозок" (Минский государственный профессиональный лицей № 2 легкой промышленности)", - рассказал министр.

Также в 2015 году на уровень среднего специального образования впервые будет осуществляться набор на специальность "программируемые мобильные системы" в Минском государственном высшем радиотехническом колледже. По окончании обучения специалисты получат квалификацию "техник-электроник". Сфера профессиональной деятельности специалиста: промышленные предприятия и проектные организации различных министерств и ведомств.

А с 1 сентября 2014 года в учреждениях среднего специального образования начато обучение по трем новым специальностям, одному направлению специальности, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась: "обслуживание и эксплуатация жилых домов" - это была заявка Министерства жилищного и коммунального хозяйства; "микро-и наноэлектронные технологии и системы" (заявка ОАО "Интеграл"), "электроника механических транспортных средств" (заявка Министерства промышленности), "мехатроник пятого разряда (холодильное оборудование)" - по заявке Ассоциации предприятий микроклимата и холода.


Тестирование на наркотики

Психосоциальное анкетирование среди белорусских учащихся планируется проводить с сентября 2015 года. Министр считает, что все граждане Беларуси должны понимать, какое зло несут в себе наркотики и психотропы.

"Для проведения анкетирования среди обучающихся по выявлению склонности к употреблению ими наркотических веществ, курительных смесей разработан и утвержден порядок его проведения", - отметил он. Созданы и документы, так называемое научно-методическое обеспечение обязательного анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголесодержащих напитков и наркотических средств в учреждениях не только общего среднего, но и профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

"Сейчас специалисты учреждений образования проводят разъяснительную работу среди родителей о значимости проведения такого анкетирования. Хотелось бы, чтобы анкетирование прошло без стрессов со стороны детей и подростков, без волнений со стороны родителей и при соблюдении максимальной конфиденциальности информации. Вот именно этот аспект сейчас и прорабатывается специалистами. Как решить, кто имеет права доступа к информации и как обезопасить личные данные", - рассказал Михаил Журавков.

Он также подчеркнул, что кроме подготовки общества, есть еще один важный вопрос, без которого невозможно качественно провести такое анкетирование, нужно подготовить специалистов, которые будут его проводить. Всю весну институты развития образования будут вести такую подготовку педагогов-психологов, классных руководителей к проведению анкетирования. К началу нового учебного года запланировано подготовить рекомендации для специалистов по проведению такого анкетирования.

В 2014 году в нескольких учреждениях образования велась апробация такого анкетирования. Основная цель эксперимента заключалась в выявлении трудностей в практике его проведения. Кроме того, разработаны, утверждены в установленном порядке и рекомендованы для использования в образовательном процессе учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, включающие мероприятия по профилактике распространения наркомании и потребления психотропных веществ.


Базовые учебники

В Беларуси прорабатывается идея создания базовых учебников по школьным предметам. Министр пояснил, что базовый учебник будет содержать определенный набор базовых знаний, которые должен знать каждый ученик. Это необходимый объем знаний для того, чтобы ученик мог учиться хорошо и отлично. "К этому базовому учебнику будут выданы рекомендации по огромному количеству дополнительных материалов. Дополнительные материалы - это и интернет-ресурсы, дополнительные учебники либо методические материалы. Дополнительные материалы будет определять либо сам учитель-предметник, либо педсовет школы в зависимости от того, каков уровень учеников в классе", - рассказал Михаил Журавков.

"Сколько существует средняя школа, столько и бурчат на учебники. Если вы спросите бабушек и дедушек, родителей, они скажут, что эта проблема была всегда и, наверное, будет. Нельзя написать учебник, который бы удовлетворил всех без исключения. Очевидно, что такое невозможно. Но у нас возникла идея создания базового учебника", - отметил глава ведомства.

"Мы сейчас думаем, какова должна быть система отбора коллектива для написания базового учебника, как будет проходить конкурс по его написанию. Сейчас наша задача - продумать это и предоставить той общественности, которая захочет писать базовый учебник, для возможности их участия в конкурсе", - добавил Михаил Журавков

"Если у учителя профильных классов по какому-то предмету великолепные ученики, то он помимо базового учебника даст им огромное количество дополнительного материала. И дополнительный материал может меняться каждый год, потому что сейчас информации очень много", - отметил министр. Он подчеркнул, что учебники пишутся очень скрупулезно и менять их каждый год невозможно, поэтому появилась идея перехода к базовому учебнику и дополнительным материалам.

Журавков напомнил, что в Беларуси уже есть электронные учебники. "Если вы посмотрите сайт Министерства образования, то там есть соответствующая ссылка на ресурсы, где есть электронные учебники. Во-вторых, уже в течение нескольких лет проводится эксперимент в целом ряде гимназий и школ по внедрению электронных средств обучения, электронных учебников в учебный процесс. В этих школах тоже можно узнать об этом эксперименте, насколько положительно он реализуется. Так как ИТ-технологии все больше внедряются в жизнь и общество, наши дети уже не могут представить свою жизнь без различных гаджетов, поэтому электронные учебники и электронные средства обучения все больше и больше будут внедряться, но замена на них обычного учебника в ближайшем будущем пока не предвидится, потому что это не надо и невозможно", - рассказал он.

Помимо этого, Михаил Журавков сообщил, что в школы вернут курс "Мировая художественная культура" со следующего учебного года. В каждой параллели он будет называться по-своему, в зависимости от того, что именно будет изучаться в этом классе. "Белорусская культура как часть общей мировой культуры естественно будет изучаться. Без нее невозможно обойтись, мы же живем в Беларуси, мы граждане своей страны и должны знать свою культуру", - считает министр.


Профильные классы

Ученики 10-х классов с сентября 2015 года смогут обучаться в профильных классах. "Уже на протяжении двух лет в качестве эксперимента в средних школах реализуется возможность изучения учебных предметов на повышенном уровне в рамках действующих учебных планов", - отметил министр.

"Мы планируем, что в дальнейшем количество профильных классов, их направленность, критерии отбора способных учащихся определит школа совместно с отделами образования в соответствии с рекомендациями министерства", - сказал он. При этом Михаил Журавков подчеркнул, "что необходимо оставить ребятам, которые не смогли выбрать профиль, возможность получить среднее образование". Сейчас образования разрабатываются критерии отбора для зачисления в 10-й (профильный) класс, которые, возможно, будут применяться в будущем.


Детский сад - не камера хранения

"Никто не должен исключать ребенка из дошкольного учреждения необоснованно и не изучив все проблемы, которые сопутствовали тому, что ребенок перестал посещать дошкольное учреждение, - заявил министр. - Если мама работает день через два или папа может посидеть с ребенком в будний день, то, естественно, это нужно обговорить с заведующей, принести подтверждающие документы".

При этом министр уточнил, что в Кодексе Беларуси об образовании есть раздел, регулирующий посещение учреждения образования: подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе руководства учреждения (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) на занятиях без уважительных причин в течение учебного года (за исключением каникулярного времени, которое не учитывается как пропуски без уважительных причин: 90 календарных дней летом, 10 календарных дней зимой, 10 календарных дней весной). Этот пункт касается всех учреждений образования, не только дошкольных, подчеркнул он.

"Это сделано потому, что ни детский сад, ни школа, ни даже профтехучилище не являются, так скажем, "камерой хранения". Это учреждения, которые предоставляют образовательные услуги, и родители обязаны решить для себя, будут они ими пользоваться или откажутся от них. Конечно, более остро этот вопрос встал в дошкольных учреждениях больших городов. В частности именно потому, что речь идет о малышах, которые не могут сами прийти или уйти из детсада. За прошлый год мы выявляли случаи, когда дети не посещали детсад потому, что младший ребенок болел, а старшего некому было отвести в дошкольное учреждение", - рассказал министр.

"Мы считаем, что руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника уважительными. Так или иначе, решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей", - подчеркнул Михаил Журавков. Он пояснил, что если возникают разногласия, то этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится детсад. "Дело в том, что достаточно сложно установить на законодательном уровне исчерпывающий перечень уважительных причин, по которым ребенок может отсутствовать в детсаду. Например, родители уехали за границу более чем на полгода, ребенок уехал с ними, но они не написали заявление о том, что просят исключить ребенка из числа воспитанников детсада. Вот и сохранялось за ним это место. Такого быть не должно", - резюмировал Михаил Журавков.

Говоря о дошкольных учреждений образования, министр также сообщил, что в Беларуси работают 10 официально открытых частных детсадов (Минск - 7, Минская область - 1, Могилевская область - 2). Весь прошлый год шел разговор о необходимости открывать как можно больше частных дошкольных учреждений и групп в многоэтажных домах. По итогам работы специальной комиссии были упрощены требования к открытию семейных детских садов на первых этажах в жилых помещениях существующего жилищного фонда (коттеджной застройки). Михаил Журавков подчеркнул, что это было сделано именно для стимулирования создания таких структур. В дошкольном образовании сейчас очень актуально государственно-частное партнерство. "Используя традиционные подходы при организации дошкольного образования и только за счет государства решить эту проблему будет сложно", - считает министр.

"Я более чем уверен, что теперь многое зависит от работы местной исполнительной власти и желания людей. Мы надеемся, что в ближайшее время на местном уровне будет налажена работа по существенному развитию сети таких учреждений, созданию для этого соответствующих условий. Думаю, что нужно сформировать в каждом регионе перечень зданий, которые могут быть отданы под частные детские сады", - отметил министр.-0-