14 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров 27
декабря 2023 года и принят в первом чтении 28 июня 2024 года. Целью его
подготовки является обеспечение дальнейшего развития, оптимизации и
повышения эффективности системы государственной регистрации недвижимого
имущества, прав на него и сделок с ним посредством совершенствования
действующего нормативного регулирования соответствующей сферы
общественных отношений, в том числе с учетом национальной и зарубежной
правоприменительной практики.
Проектом предусматривается
изложение в новой редакции закона "О государственной регистрации
недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", внесение точечных
корректировок в Кодекс о земле и законы "О нотариате и нотариальной
деятельности", "Об основах административных процедур", "Об изменении
кодексов".
В частности, до 1 января 2028 года продлевается
установленная законом "Об изменении кодексов" и истекающая в 2025 году
возможность реализации права заинтересованных лиц на легализацию фактов
самовольного занятия земельных участков (их частей), фактов нецелевого
использования земельных участков либо фактов предоставления земельных
участков с нарушением установленного порядка (при обязательном
соблюдении при этом совокупности ранее установленных законодателем
условий возможности такой легализации). Вводится экстерриториальность
государственной регистрации (за госрегистрацией недвижимости заявитель
сможет обратиться в любое агентство независимо от места нахождения
недвижимости без дополнительной оплаты за такую опцию).
Закрепляется
общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого
имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним в
целях обеспечения принципа достоверности, актуальности и целостности
единого регистра недвижимого имущества. При этом устанавливается срок
для исполнения такой обязанности не более шести месяцев с момента
наступления события или совершения действия, с которыми законодательство
связывает наличие оснований для госрегистрации (с возможностью
установления иными законодательными актами специальных, более длительных
или сокращенных, сроков). В проекте особо оговаривается, что
государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений
(обременений) прав на него и сделок с ним на основании "старых
документов", т.е. выданных до вступления в силу соответствующего
положения закона, осуществляется до 1 января 2031 года.
Предусматривается
возможность удостоверения договора двумя или более регистраторами одной
либо разных территориальных организаций по госрегистрации, что позволит
осуществить соответствующую процедуру в согласованные единый день и
единое время у разных регистраторов в режиме видеоконференцсвязи без
совместного очного присутствия сторон сделки. Устанавливается
обязательность внесения в регистр недвижимости сведений о совместной
собственности супругов (бывших супругов) при государственной регистрации
возникновения или перехода права собственности на объект недвижимого
имущества, подлежащий отнесению в соответствии с законодательными актами
к совместной собственности.
Устанавливается обязанность внесения
в регистр недвижимости сведений о наличии рассматриваемого в
установленном порядке земельного спора в отношении земельных участков на
основании информации, поступающей из местных исполнительных комитетов и
(или) судов (что позволит минимизировать случаи заключения сделок с
земельными участками, являющимися предметами неразрешенных споров).
Впервые закрепляется правило о том, что в случае признания
недействительной (установления факта ничтожности) сделки с недвижимым
имуществом недействительной является также (автоматически)
государственная регистрация такой сделки и основанных на ней прав,
ограничений (обременений) прав (т.е. после оспаривания в суде сделки не
будет требоваться оспаривания госрегистрации сделки и основанных на ней
прав, что сократит временные и материальные затраты заинтересованных лиц
и в определенной части снизит нагрузку на суды).
Устанавливается
оптимальный исчерпывающий перечень оснований для отказа регистратором в
удостоверении документов, являющихся основанием для госрегистрации
сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление
гражданина на ее совершение, что позволит на практике сократить
количество споров о правомерности таких отказов. Впервые вводится
обязательное досудебное обжалование решений, действий (бездействия)
регистратора в ГУП "Национальное кадастровое агентство", одновременно
исключается возможность подачи жалобы в территориальное агентство по
месту нахождения недвижимости, что будет способствовать более
качественному рассмотрению жалоб заинтересованных лиц и снизит нагрузку
на суды.
Существенно оптимизируется порядок взаимодействия между
нотариусами и регистраторами. В частности, устанавливается, что уже в
момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием
для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом,
нотариус через специальный электронный сервис будет направлять
соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании
которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена
отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять
параллельные удостоверительные действия с этим же объектом недвижимости.
Госрегистрация недвижимого имущества, прав, ограничений
(обременений) прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в
регистр недвижимости, осуществляемые на основании документов, выданных
или удостоверенных нотариусом и направленных им в организацию по
госрегистрации, выводится из категории административных процедур (такая
регистрация будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц,
только на основании электронных копий нотариальных актов и
соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном
порядке регистратору в день совершения нотариального действия), что
снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о
госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате
такой услуги нотариуса. Прием направленных нотариусом документов и
направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации
будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени
поступления таких документов в систему.
При принятии решения о
совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом
документов регистратор не выясняет, истребованы ли нотариусом согласия
лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения),
отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения
сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для
нотариального удостоверения сделки, что направлено на недопущение
дублирования функций нотариуса и регистратора. В день осуществления
госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство
(удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему
правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его
правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная
нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого
электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом.
Эффект такого взаимодействия - снижение количества заинтересованных лиц,
не обратившихся за регистрацией недвижимого имущества после совершения
нотариальных действий; повышение удобства для заявителей за счет
исключения необходимости самостоятельно обращаться в организации по
регистрации; максимальное обеспечение полноты и достоверности регистра
недвижимости; корректное определение плательщика имущественных
налогов.-0-
Фото Сергея Шелега