Белорусская государственная академия авиации впервые выпускает пилотов. Позади годы учебы, тренировок, полетов. На прошлой неделе десять курсантов, среди которых и две девушки, "держали ответ" перед экзаменационной комиссией. А в декабре им вручат дипломы. Корреспонденты БЕЛТА в числе первых поздравили ребят с успешным завершением курса, а также узнали у ректора вуза Игоря Яцкевича о перспективах профессии.
По примеру отца
Мечта о покорении небесных просторов вдохновляет многих. Для курсанта Николая Мочанского это еще и продолжение семейной династии. Отец молодого человека - летчик-испытатель, начальник Минского аэроклуба ДОСААФ. "Государственный экзамен прошел в абсолютно спокойной обстановке. У нас за 4,5 года учебы испытаний было столько, что и не сосчитать. Естественно, небольшое волнение присутствовало - все-таки финальный, заключительный этап, где нужно показать максимум, поставить, так сказать, жирную замыкающую точку в конце пути получения высшего образования", - поделился Николай.

Есть у него свои лайфхаки, как подготовиться к ответам. Выпускник уверен: шпаргалки не помогут. Знания должны быть в голове. "Из методик самое легкое - много читать, переписывать основное, выстраивать логическую цепочку. Важно не зазубрить конкретные термины и слова, а их понять, чтобы реакция на вопросы возникала моментально", - считает пилот.

Любовь к авиации прививалась с раннего детства. После девятого класса Николай Мочанский прошел отбор в Минский аэроклуб ДОСААФ, далее сдал экзамен и получил допуск к полетам на учебно-спортивном самолете Як-52. Принимал участие в соревнованиях по пилотажному спорту в Могилеве, где получил второй спортивный разряд и занял призовые места.
"В 2021 году началась моя профессиональная карьера как пилота гражданской авиации в стенах академии. На сегодняшний день могу уверенно сказать, что в нашей стране готовят одних из лучших пилотов в СНГ. Это не только мое мнение. Его подтверждают члены экзаменационной комиссии и работодатели, которые проводили собеседования при трудоустройстве", - поделился молодой человек.

Общий стаж налета за семь лет составляет 330 часов на трех типах воздушных судов. Никогда курсант не забудет эмоции от первого самостоятельного пилотирования. Хоть благодаря отцу и знаком с авиатехникой с малых лет, признается: когда сам держишь штурвал - совсем другая история.
"Мой первый самостоятельный полет состоялся 10 августа 2019 года на самолете Як-52 на аэродроме Липки. Ощущения смешанные: после посадки практически не помнил, что происходило в воздухе из-за выброса адреналина, хотя в момент полета следил за параметрами работы двигателей, скоростью", - поделился впечатлениями Николай.
Мечтала о профессии бортпроводника
Профессию осваивают и девушки. Курсант Яна Пасиницкая призналась, что вначале ей казалась учеба сложной, но с каждым годом становилось все легче. Изначально хотела стать бортпроводником, потом смотрела в сторону вузов экономического профиля. "Когда была в 11-м классе, мама наткнулась на статью в газете, где говорилось о наборе на новую специальность Белорусской государственной академии авиации. Решила попробовать и поступила", - рассказала выпускница.

Первые два курса учила теорию, инженерные дисциплины. "Мы получаем квалификацию "инженер, пилот". Специальность инженера помогает понимать, как работают системы самолета. Профессия интересная и перспективная", - рассказала девушка.

Покорять небо студенты начали после второго курса. Сначала - виртуально на тренажере, который позволяет смоделировать любые погодные условия, а также поломки. Затем - первая летная практика. "Конечно, очень волнительно. Успокаивала себя песнями. При заходе на посадку вслух сказала: "Яна, соберись. Тебя всему научили!" - вспоминает выпускница.

После самостоятельного полета по традиции ее ждала процедура посвящения: будущих пилотов на выходе из кабины ловят на руки, чтобы не было касания земли, ударяют о каждую стойку шасси три раза и потом обливают холодной водой. В этот момент все аплодируют, поздравляют.
Небо всегда завораживало
В числе выпускников - Александр Паркалов. Он родом из Мозыря. "Небо всегда меня завораживало. Искал возможность стать пилотом, теперь реализовал свою мечту, - поделился молодой человек. - Помню, как сидел за штурвалом в первый раз, видел перед собой поле, ощутил первые перегрузки: полный газ, и самолет плавно взмыл в воздух. Эти ощущения глубоко запомнились. Тренажер больше предназначен для отработки процедур, аварийных ситуаций, а реальный полет - ощущение свободы. Он позволяет понять физику самолета, почувствовать управление в реальных условиях", - добавил выпускник.

Его коллега Александр Маркевич - из Смолевичей. Пришел в БГАА уже после того, как получил высшее образование по другой специальности. "Всегда хотел быть пилотом. Собрался, подготовился и успешно сдал вступительные экзамены. Воспользовался шансом. Ни о чем не жалею. Мое ближайшее будущее - работа в авиакомпании "Белавиа", и я очень этому рад", - рассказал курсант.
Показали отличные знания
Выпускники получили квалификацию "инженер, пилот" по специальности "летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации". После им предстоит дополнительная подготовка на конкретных типах воздушных судов. Шестеро выпускников продолжат карьеру в "Белавиа", остальные - в других авиакомпаниях. Для Белорусской государственной академии авиации это знаковое событие.

"Эмоции однозначные: радость за ребят и гордость за страну, - отметил ректор вуза. - Мы реализовали важнейшую государственную задачу. Уверен, что первый выпуск станет достойным кадровым пополнением для нашей авиационной отрасли. Каждый из них - индивидуальность, все мотивированы на высокие профессиональные результаты, что подтверждается итогами обучения и успешным распределением в ведущие авиационные организации".

Подготовка специалистов соответствует международным стандартам. Она включает несколько ключевых блоков: теорию, тренажерную и летную практику. Обучение практико-ориентированное. У каждого выпускника за плечами - минимум 150 часов, проведенных за штурвалом самолета.

Говоря о перспективах специальности, Игорь Яцкевич отметил, что в будущем планируется совершенствовать содержание учебных программ, но основа останется. "В рамках классического инженерного образования стремимся к тому, чтобы выпускники обладали не только предметными компетенциями, связанными с воздушным судном, но и управленческими, иными профессиональными навыками, необходимыми для такой работы", - добавил ректор.

Оснащение учебных кабинетов и тренажеры, на которых обучаются пилоты, впечатляют. Вуз намерен дальше развивать материальную базу. "Продумываем строительство нового учебно-тренажерного комплекса. Государство готово оказать поддержку в этом направлении", - добавил Игорь Яцкевич.

Подготовка авиационных специалистов в БГАА - на мировом уровне. Учатся здесь не только белорусы, но и иностранцы, преимущественно из государств постсоветского пространства. Такое международное сотрудничество будет расширяться.

Контрольные цифры приема формируются совместно с работодателями. Специалисты из авиационной отрасли привлекаются и к организации учебного процесса, что позволяет всегда предоставлять актуальные знания.
Важное направление - профориентация. В академии проводятся дни открытых дверей, налажено сотрудничество с инженерными классами в школах, организуются выездные профориентационные мероприятия в регионах. Востребованы такие проекты, как "Авиационные каникулы", "Курсант на один день", где подростки могут на практике познакомиться с авиацией, что вызывает неподдельный интерес и вдохновляет.

"Проекты хорошо отработаны, есть положительный опыт. Планируем их продолжить. В целом развиваем инициативы, стимулирующие интерес детей к технике и авиации", - сказал Игорь Яцкевич.

Принципиальных нововведений в приемной кампании в будущем году не планируется. Для поступающих по специальности "летная эксплуатация воздушных судов" нужно пройти медкомиссию (класс годности подтверждается врачебно-летной экспертной комиссией и психофизиологическими тестами), испытания по физической культуре и спорту, сдать профильные экзамены по математике, русскому (или белорусскому) и английскому языкам. "Особенно на английский следует обращать внимание, так как он - основной в авиационной коммуникации. Уровень владения английским - важнейшее требование, позволяющее эффективно взаимодействовать с диспетчерами и работать с технической документацией. Мы приветствуем ребят, проявляющих достижения в сфере технического творчества, авиамоделирования", - рассказал ректор.
Выпускникам он пожелал любви к жизни, к профессии, к своей семье, к Родине. Именно любовь, по его мнению, придает мотивацию к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.
Надежда МАТВЕЕВА,
фото Андрея СИНЯВСКОГО,
БЕЛТА.-0-