Сегодня значимое событие в нашей парламентской деятельности и жизни каждого из нас. Начинает свою работу одиннадцатая сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, заключительная для седьмого созыва. Нам предстоит еще очень много важных дел, и вместе с тем уже могут быть подведены определенные итоги нашей совместной работы.
Безусловно, время выбрало нас. Этот созыв приходится на особый период современной истории не только для Республики Беларусь, белорусской государственности, но и в целом истории развития человеческой цивилизации, истории мира.
И то, о чем еще несколько лет назад всех дальновидно предупреждал наш Президент, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, сегодня мы наблюдаем воочию.
Геополитический раздел мира. Масштабный, системный кризис, симптомы которого очевидны всем нам. И не только в военно-политической, но и в экономической, гуманитарной сферах.
Нарастают разногласия между основными центрами силы и межблоковое противостояние. Совершенствуются формы и методы ведения войн и военных конфликтов, распространено гибридное воздействие на противника, характер и масштаб которого постоянно меняются. Активно применяются технологии "умной силы" для реализации цветных революций.
В результате передела сфер влияния и последствий беспрецедентного санкционного давления усугубляется неустойчивость мировой экономики.
Нормы и принципы международного права стали подменяться инструментами политического и экономического давления, военного и информационного шантажа, дискриминацией по языковому, религиозному, национальному и другим признакам. Место дипломатии все больше занимает политика санкций. Разрушается архитектура международной безопасности, игнорируются ключевые международные договоры и соглашения по вопросам разоружения и контроля над вооружениями.
В целом ситуация и перспективы ее развития - в высокой степени неопределенности. Последствия - трудно прогнозируемые. Но бесспорно одно - еще никогда человечество не было так близко к третьей мировой войне. И если дойдет до применения ядерного оружия - победителей в этой войне не будет. Проиграют все.
Видится символичным, что открытие одиннадцатой сессии Совета Республики проходит сразу после нашего государственного праздника - Дня народного единства и в канун Международного дня мира, учрежденного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций как день отказа от насилия и прекращения огня.
И все это - в 2023 году, объявленном в Беларуси Годом мира и созидания, что не только определяет направленность нашей работы в предстоящую сессию, но и абсолютно отвечает общему духу политической, государственной и общественной деятельности в нашей стране.
Как справедливо подчеркнул глава государства в своем выступлении на патриотическом форуме "Мы - беларусы!", "нам не надо рассказывать, как важно жить в мире и согласии, быть единой нацией. Жизнь научила нас".
Мы неизменно осуществляем свою историческую миссию - способствуем мирному сосуществованию всех членов международного сообщества, деэскалации существующих конфликтов, воплощаем в жизнь принцип взаимной поддержки государств в борьбе с вызовами времени.
В этом корень нашего миролюбия и добрососедства, которые являются характерной чертой белорусского народа, определяют политику суверенной Беларуси и приоритеты парламентской деятельности в том числе.
Повестка Совета Республики - не реакция и рефлексия на происходящее, а выработка средне- и долгосрочной стратегии. Причем наши мирные и созидательные инициативы не ограничиваются внутригосударственной жизнью, а касаются будущего региона, континента и глобального развития.
За годы суверенного развития Беларуси сформировалась собственная уникальная белорусская модель общественного развития. Ее столпами являются сильное государство, социально ориентированная рыночная экономика, восточнославянская культурно-цивилизационная принадлежность белорусского народа.
В тех геополитических реалиях, в которых осуществляется деятельность Национального собрания седьмого созыва, ключевая цель законотворчества - закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства. Парламентарии продолжили работу по совершенствованию национальной правовой системы, укреплению законности и правопорядка, сохранению социальной стабильности и гражданского согласия.
Новым этапом государственно-правового строительства стало внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Члены Совета Республики входили в состав Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта обновленного Основного закона, принимали активное участие в выработке предложений, провели масштабную разъяснительную работу с населением, в том числе на площадке специально созданной общественной приемной при Совете Республики.
В целом Советом Республики седьмого созыва за десять прошедших сессий рассмотрено и одобрено 302 законопроекта, из них 123 - о выражении согласия на обязательность для Республики Беларусь международных договоров. 82 закона, или более 90%, приведены в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.
В целях реализации обновленных конституционных положений о статусе органов государственной власти внесены изменения в законы "О Национальном собрании Республики Беларусь", "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь", "О Совете Министров Республики Беларусь", "О прокуратуре Республики Беларусь", "О конституционном судопроизводстве", в Кодекс о судоустройстве и статусе судей и иные.
Принятые новеллы призваны сохранить президентскую форму правления с присущими ей разделением властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви и сильной управленческой вертикалью на местах.
Институт президентства остается стержнем системы государственного управления. Одновременно усиливается роль и функциональное предназначение парламента при выработке предложений по ключевым направлениям развития нашей страны. Правительство стимулируется в генерировании направлений, новых эффективных идей и проектов решений в части экономического блока, формирования региональной политики.
Повысилась ответственность за управляемость и скоординированность механизма власти на местах, а также обеспечена реальная вовлеченность местных органов власти в региональные процессы в различных сферах.
Особую значимость для развития общественно-политической системы страны имеет абсолютно новый закон "О Всебелорусском народном собрании". Этот высший представительный институт народовластия в нашей стране определяется в качестве стратегической "надстройки" над всеми действующими органами власти. Закрепляется реализация сложившихся за прошедшие десятилетия подходов, когда именно ВНС выступало фарватером государственного курса, обеспечивая единство общества и власти, регионов и центра.
В настоящее время ведется работа по корректировке еще 6 законов, предусмотренных планом мероприятий по приведению законов в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции.
Это - законы "О Президенте Республики Беларусь", "О защите прав потребителей", "О государственных наградах Республики Беларусь", "О свободе совести и религиозных организациях", "Об инвестициях".
Признание утратившими силу законов "Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь", "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь" будет осуществлено после принятия по ним решений Всебелорусского народного собрания.
Всего за период седьмого созыва впервые были приняты закон "Об изменении Конституции Республики Беларусь", 10 новых законов и 1 новый кодекс. Взамен ранее действовавших принято 8 законов. В новой редакции изложены 2 кодекса и 16 законов.
В целом принятые законы охватывают различные сферы общественных отношений и посвящены вопросам обеспечения национальной безопасности и защиты суверенитета, государственного строительства и местного самоуправления, правоохранительной деятельности, совершенствованию финансово-экономической системы, росту инвестиций, развитию регионального и международного сотрудничества.
Кроме того, пристальное внимание традиционно было уделено законам, регламентирующим наиболее волнующие большинство граждан сферы труда и заработной платы, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Следует отметить, что за период седьмого созыва инструментарий законотворчества существенно усовершенствован. Введен новый формат взаимодействия с исполнительной властью - проведение "правительственных часов", в ходе которых мы можем задать волнующий вопрос членам Совета Министров и сразу же получить на него ответ. В целях выявления общественного и экспертного мнения положительно зарекомендовали себя проводимые под эгидой Совета Республики рабочие группы, совещания, диалоговые площадки, научно-практические конференции, форумы, семинары, круглые столы.
Созданный в июне 2021 года по поручению главы государства экспертный совет стал действенным "правовым фильтром", обеспечивающим всестороннее рассмотрение проектов важнейших нормативных правовых актов в целях оценки политических, финансово-экономических, социальных и иных последствий их принятия.
За весь период работы экспертного совета рассмотрено 222 документа, и только треть из них (65 документов, или 29,3%) поддержана в полном объеме.
Практика работы экспертного совета позволяет не только оценить востребованность конкретных нормотворческих новаций и их регулирующее воздействие на общественные отношения, но и выявить наиболее часто встречающиеся недостатки вносимых проектов.
В свою очередь могут быть выработаны рекомендации по характеру проработки проектов документов, обеспечению системности и комплексности правового регулирования.
Все это свидетельствует о возрастающей степени профессионализма работы парламентариев, закреплении традиции народного законотворчества и усилении данной функции Национального собрания Республики Беларусь как важной составляющей общенационального механизма обеспечения и защиты суверенитета нашей страны.
Одним из приоритетных направлений деятельности Совета Республики всегда была, остается и есть работа с населением.
Не просто потому, что так предусматривают законы и регламент, а потому, что это главное предназначение представительной власти и воплощение самой сути проводимой социальной политики.
Каждый человек в нашей стране знает, что может рассчитывать на государственную поддержку, заботу и помощь в трудной ситуации. Это уникальное достижение суверенной Республики Беларусь, если хотите - наша традиция, часть культурного кода нации.
Как работают принятые парламентариями законы, как реализуются национальные проекты, стратегии и программы развития страны, как это все воспринимается людьми, можно узнать только из непосредственного и откровенного общения с ними.
Личные приемы граждан, прямые телефонные линии, встречи с трудовыми коллективами, гражданами по месту жительства, рассмотрение обращения с выездом на места, участие в работе общественных приемных, выступления в составе информационных групп, на диалоговых и медийных площадках - все это в совокупности позволяет чувствовать пульс общества, быть с людьми вместе, жить их жизнью, содействуя неуклонному повышению ее качества и улучшению социального самочувствия.
Безусловно, в работе с населением необходимо постоянно совершенствоваться, дополнять традиционные формы и методы новыми, отвечающими духу времени и актуальным запросам общества.
Единые дни приема граждан с полным охватом региона, звонок от спикера, приглашение заявителя на совещание, заседание экспертного или консультативного советов хорошо зарекомендовали себя на практике. Внедряемые новации позволяют оперативно реагировать на имеющиеся проблемы и, что еще важнее, предупреждать причины их возникновения.
В Совет Республики обращаются люди с самыми разными проблемами. И для каждого обратившегося его вопрос - очень важный и требует неотложного решения, каждый хочет быть услышанным, за этим - человеческие судьбы. Поэтому для нас нет профильных и непрофильных тем, простых или сложных, менее или более приоритетных: все, что волнует людей, - зона нашей ответственности.
О работе Совета Республики с обращениями граждан и юридических лиц красноречиво говорят цифры статистики. Только в текущем году проведено порядка 180 прямых телефонных линий и 370 личных приемов граждан, более 1 тысячи встреч с трудовыми коллективами и населением.
При этом по сравнению с 2022 годом количество поступивших к нам обращений увеличилось на 6% и достигло почти 4 тысяч. Уже сейчас членами Совета Республики седьмого созыва рассмотрено более 26 тысяч обращений, что на 40% больше, чем за весь предыдущий созыв.
Такая широкомасштабная работа с населением позволяет определить наиболее актуальные для регионов проблемы, видеть общие тенденции развития и в итоге вырабатывать взвешенные и обоснованные решения, направленные на повышение благосостояния конкретных населенных пунктов, районов, областей и страны в целом.
Многие поступившие обращения непосредственно становятся предметом обсуждения при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, а также реализации социально значимых проектов. Например, завершение длящегося 7 лет ремонта районной больницы в Витебской области, строительство поликлиники в Минском районе, обслуживающей жителей 9 деревень, сохранение фельдшерско-акушерского пункта в деревне Колки Клецкого района Минской области с организацией передвижного пункта по доставке лекарственных препаратов и проведением скрининговых исследований жителей 70 населенных пунктов этого района, в которых отсутствовали структурные подразделения районной больницы. Благодаря выделению кредита по указу Президента №255 предпринимателю из Витебска стало возможным строительство и открытие первого в нашей стране семейного оздоровительного центра.
Особое внимание - коллективным обращениям, которые рассматриваются на системной основе с приглашением широкого круга специалистов и экспертов.
В частности, после обращения родителей детей с особенностями психофизического развития в сентябре 2022 года при Совете Республики сформирован и функционирует консультативный совет по вопросам социальной адаптации и интеграции данной категории детей. Со стороны государства сделано все, чтобы у особенных деток и их семей не было никаких проблем, но на местах порой складывается иначе.
Состоялось четыре заседания консультативного совета, и, судя по благодарным отзывам родителей, сейчас уже есть реальные результаты. Хочется надеяться, что работа нашего совета не только будет полезна для конкретных семей, но и позволит изменить сами подходы в решении указанных вопросов.
Приходится констатировать, что одинаковые для всех законы на практике реализуются по-разному. В большей степени это зависит от руководителей, причем не столько государственных органов, сколько руководителей предприятий, организаций, учреждений.
К сожалению, только после вмешательства Совета Республики решились нерешаемые годами проблемы регулярного отключения электроэнергии в деревне Малиновка Оршанского района, ремонта водопровода в агрогородке Залужье Столбцовского района и многие другие. Чтобы продолжил функционировать производственный цех Полоцкого молочного комбината в Новолукомле, приходилось корректировать непродуманные действия руководителей предприятий. Поэтому наши выезды в регионы выступают еще и практическим обучением специалистов на местах в работе с населением.
Отрадно, что подходы, инициируемые и практикуемые Советом Республики, сегодня успешно используются государственными органами управления и самоуправления, способствуя кристаллизации основополагающих принципов работы с населением и формированию современных отечественных стандартов в данной области.
Как отметил наш Президент на республиканском семинаре-совещании с участием членов Совета Республики "Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне", положительный опыт работы с отдельным человеком надо переносить на профессиональные и социальные группы, общество в целом.
Мы должны находить резервы для дальнейшего развития взаимодействия по линии "личность - общество - государство" для еще большего укрепления нашего народного единства.
Представителям власти, общественных объединений и гражданам как никогда надо действовать воедино, быть заодно - за сильную и процветающую Беларусь. Только вместе мы сможем сохранить и приумножить незыблемые постулаты белорусского государства, где во главе всего - национальные интересы и делается все ради и во благо своего народа. Вместе мы должны нести в мир истинную философию нашей любимой страны для обычной жизни.
Работа Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва приходится на тот период современной истории, когда особенно остро проявляется запрос на утверждение национальной самоидентичности, сохранение традиционных ценностей, защиту исторической памяти и доведение правды об историческом прошлом Беларуси. Прежде всего - о событиях Великой Отечественной войны, важнейшей духовной скрепе белорусов, неотъемлемой части нашей национальной идеи. Как никогда мы отчетливо осознали, что мало победу обрести, - победу, а вместе с ней и право на самостоятельное определение своей судьбы надо уметь отстоять.
Приняты новые знаковые законы: "О недопущении реабилитации нацизма", комплексно противодействующий этому негативному явлению, а также "О геноциде белорусского народа", которым предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Усилена ответственность за попытки стереть нашу память, навязать нам чуждые идеологемы и ценности, предать тех, кто погиб во имя Великой Победы, во имя мирной и спокойной жизни нынешних поколений.
Исключительно важно, чтобы идея, озвученная в ходе международной парламентской конференции "Историческая память: Великая Победа, добытая единством" и выездного семинара Совета Республики на тему "Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)" - о ведущей роли белорусского государства в формировании и реализации исторической политики в отношении памяти о Великой Отечественной войне, получила всестороннее воплощение.
Уверена, что и впредь Совет Республики в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными будет принимать действенные меры по защите Великой Победы от информационного давления и противодействовать фальсификации, популяризировать знания об этом периоде истории, способствовать доведению достижений исторической науки до широкой аудитории, оказывать поддержку соответствующим проектам и инициативам. Делать все, чтобы сохранить народную память.
Совет Республики планирует свое активное участие в деле поступательного раскрытия конструктивного потенциала исторической политики для дальнейшей консолидации белорусского общества, продвижения положительного имиджа Беларуси на международной арене и укрепления добрых дружественных связей между потомками победителей.
И мы обязуемся уже сегодня писать правдивую историю современной Беларуси, каждый раз думая и соизмеряя свои действия с поступками тех людей, которые защищали нашу страну ценою своей жизни.
Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Так, под эгидой Совета Республики и Совета Федерации реализуется культурно-образовательный проект "Поезд Памяти", который будет постоянно расширять географию и прирастать новыми участниками. В этом году белорусские и российские города боевой славы посетили ребята из Беларуси, России, Армении, Кыргызстана. Планируется, что в 2024-м проект объединит молодежь из 10 стран Содружества Независимых Государств, а к 80-летию Великой Победы - из 15 бывших союзных республик, которые одержали Победу над фашизмом.
Ребята из Беларуси приняли участие в профориентационной школе "За безопасность!", представили нашу страну на восьмом международном культурно-образовательном форуме государств - участников СНГ "Дети Содружества".
Призываю вас всех вести с молодежью разговор на равных, без формализма и фальши. Нам надо рассказывать молодым людям, благодаря кому они могут жить в свободной стране под мирным небом, объяснять, что ничего не возникает из ниоткуда и не дается просто так.
Обязательно надо донести это до членов Молодежного парламента и всех ребят, с которыми мы встречаемся во время посещения школ, гимназий, университетов и в рамках различных мероприятий.
Совет Республики активно включается в процесс воспитания всего белорусского общества, ответственного за собственную судьбу и будущее своего Отечества.
В том числе на достижение этих целей направлен новый, не имеющий аналогов в мире закон "Об основах гражданского общества", который четко обозначает, что гражданское общество образуют те, кто служит национальным интересам Республики Беларусь, поддерживает государство и политический курс руководства страны.
Многое в данном направлении делается в тесном взаимодействии с общественными объединениями, Белорусской православной церковью.
У нас есть опыт проведения выездных заседаний президиума по вопросам формирования гражданственности и патриотизма у студенчества, общественно-государственного партнерства в разрешении проблем пьянства и алкоголизма, круглых столов - ко Дню народного единства, "Чистота слова - чистота души", "Формирование и реализация государственной политики по противодействию незаконному обороту наркотиков", "Беларусь - наш общий дом: единство наций и поколений".
Повышению статуса семьи в обществе будет посвящено отдельное масштабное мероприятие Совета Республики, запланированное на начало октября, - "Разговор о главном".
В данном контексте позвольте обозначить еще одну чувствительную тему. Надо немедленно вносить на рассмотрение законопроекты, направленные на повышение эффективности действующей системы защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних, поставить надежный заслон преступным посягательствам на права и законные интересы детей.
Мы стараемся делом показать пример милосердия, сострадания, помощи, солидарности и единства. Так, по инициативе Совета Республики в Республиканском научно-практическом центре детской онкологии, гематологии и иммунологии создан попечительский совет. Члены Совета Республики являются организаторами и принимают участие в благотворительных акциях, субботниках, памятных и праздничных мероприятиях.
При этом следует широко освещать вопросы нравственного, духовного, культурного развития белорусского общества в средствах массовой информации и сети Интернет, в том числе в рамках вашего участия в республиканских и региональных медиапроектах. И самое главное - использовать для этого формат живого человеческого общения, ведь только глядя глаза в глаза, можно достучаться до самого сердца.
В зоне ответственности Совета Республики - палаты территориального представительства - формирование эффективной региональной политики и усиление роли органов местного управления, самоуправления в обеспечении социально-экономического развития регионов.
Это один из приоритетов VI Всебелорусского народного собрания и задача, которую ставит глава нашего государства.
Действительно, многие рассматриваемые в ходе седьмого созыва вопросы находятся на стыке экономики, социальной сферы и региональной политики. И крайне важно всегда удерживать верный баланс, обеспечивающий ключевые принципы политики нашей страны - справедливость, ответственность государства и забота о людях.
Это наглядно демонстрирует работа действующих при Совете Республики советов. На заседаниях Совета по взаимодействию органов местного управления и самоуправления рассматривались вопросы устойчивого развития регионов и повышения их экономического потенциала, реабилитации пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий, вовлечения в оборот неиспользуемых земель, а также регулирования земельно-имущественных отношений и наведения порядка на земле.
Не менее значимый вклад в проработку социально-экономической повестки внесли заседания экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики по вопросам развития инновационно-промышленного Новополоцкого нефтехимического кластера, подготовки научных кадров для учреждений высшего образования, стимулирования инвестиций в проекты высокого технологического уклада, развития отечественной фармацевтической отрасли, организации работы с отходами.
Принятые по результатам заседаний рекомендации упрощают решение многих насущных проблем, предоставляют местным органам власти дополнительные инструменты в работе с населением, придают импульс региональному развитию. Считаю обоснованным учитывать данные рекомендации при подготовке Концепции государственной политики регионального развития Республики Беларусь.
Отдельным направлением работы парламентариев в седьмом созыве является мониторинг цен. Совет Республики, по сути, выступает в роли межведомственной согласительной площадки, на которой вырабатываются консенсусные подходы в области регулирования ценообразования и ассортиментного перечня реализуемой на территории нашей страны продукции. Итогом этой работы является нормативный правовой акт - постановление правительства №713 "О системе регулирования цен", которое позволило достичь минимума инфляции.
Как и в случае экспертного совета, это свидетельствует о высоком потенциале верхней палаты не только в качестве нормотворческой, но и координирующей инстанции, а также активного участника формирования социально-экономической политики нашей страны.
Владеть объективной информацией о состоянии дел в регионах, своевременно выявлять "узкие места" и вырабатывать механизмы разрешения имеющихся проблем позволило постоянное тесное взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами депутатов. Члены Совета Республики регулярно участвуют в сессиях местных органов власти, мероприятиях по различным направлениям развития регионов.
Новой формой сотрудничества стало приглашение депутатов всех уровней на заседания сессий, экспертных советов и иных мероприятий, организуемых Советом Республики. Данный формат позволяет местным органам управления и самоуправления знакомиться с законодательной практикой нашей палаты, а также участвовать в этой работе и делиться накопленным опытом. В свою очередь Совет Республики получает предложения с мест, которые учитываются при подготовке законопроектов.
На закрытии десятой сессии мною было поручено членам Совета Республики вместе с депутатами местных советов депутатов подготовить презентацию социально значимого проекта от каждой области и города Минска. В ближайшее время мы проведем эту работу и приложим все усилия, чтобы разработанные проекты нашли воплощение в жизнь. Уверена, что эта практика станет традиционной, будет стимулировать инициативу на местах и способствовать региональному развитию.
В ближайшее время нашей стране предстоит пройти серьезный политический экзамен - выборы в Национальное собрание и в местные советы депутатов - Единый день голосования. В преддверии избирательной кампании призываю членов Совета Республики активно выезжать в регионы.
Глава государства поручил парламентариям проинформировать народ о ситуации, о работе парламента и напомнить людям о его функциях. И наша задача - обстоятельной разъяснительной работой способствовать тому, чтобы в следующий созыв пришли лучшие люди, которые будут готовы решать глобальные задачи в условиях непростой ситуации.
Об этом говорил Президент Республики Беларусь на встрече с председателем Палаты представителей.
Уважаемые приглашенные!
Беларусь в любых, даже самых тяжелых для нас условиях осуществляла и будет последовательно продолжать реализацию своего суверенного внешнеполитического курса с учетом интересов собственного народа.
Главная задача нашей страны на текущем историческом этапе - пройти эту смену эпох максимально плавно, опираясь на конструктивные центры силы и геополитических игроков.
Хотя многое меняется в мире, наш исторический выбор неизменен. Союзное строительство с братской Россией было, есть и остается ключевым для нашей транспарентной ответственной многовекторной внешней политики.
Поддерживается тесное дружественное сотрудничество между законодательными органами Беларуси и России. Развитию новых направлений и форм взаимодействия способствовали обмены визитами парламентских делегаций обоих государств на уровне руководителей палат парламента.
Проводится серьезная работа, направленная на укрепление Союзного государства и повышение авторитета Парламентского собрания Союза Беларуси и России. В центре внимания находятся вопросы выполнения основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы и 28 союзных отраслевых программ, а в конечном счете - неуклонного повышения качества жизни белорусов и россиян, благосостояния наших стран.
Проводимые под патронажем президентов Беларуси и России форумы регионов получили дальнейшее развитие и способствовали углублению межрегионального сотрудничества.
С каждым годом этот формат наращивает свой потенциал как по численности участников, так и по количеству и суммам подписанных соглашений и контрактов.
Концептуальные предложения по повышению статуса форума в институциональной системе Союзного государства и роли межрегиональных связей в союзном строительстве, а также поручения и рекомендации государственным органам зафиксированы в соответствующих итоговых документах.
Мы, парламентарии, ответственны за осуществление качественного мониторинга реализации принятых на форуме решений, а также выполнения союзных программ. Вероятно, предлагаемый к внедрению формат совместных заседаний комиссий и комитетов Совета Республики и Совета Федерации будет способствовать успешному решению этих задач.
Возрастающая динамика интеграционного развития объективно требует наращивания темпов и объемов сближения национальных правовых систем.
В этой связи сохраняет свою актуальность деятельность Парламентского собрания по разработке модельного законодательства, в том числе с использованием нормативной базы, наработанной другими парламентскими структурами с участием представителей Беларуси и России.
В число наиболее динамично развивающихся геостратегических зон планеты входит сильный, независимый и процветающий регион Центральной Азии.
Китай - наш ключевой торгово-инвестиционный партнер по Азиатскому континенту - играет важную роль в глобальных цепочках стоимости. В связи с этим продвижение реализации межгосударственных договоренностей с Китайской Народной Республикой об установлении отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства является одним из приоритетов международной деятельности Совета Республики.
За последние годы сотрудничество законодательных органов Беларуси и Китая вышло на качественно новый уровень. Планируется проведение встречи парламентариев двух стран для обмена национальным опытом парламентской деятельности, круглого стола по вопросам молодежной политики.
Совместно с китайской стороной решается вопрос о преобразовании группы дружбы в Межпарламентский комитет высокого уровня, что, безусловно, станет важным событием в развитии межпарламентских и межгосударственных отношений Беларуси и Китая.
Мы последовательно реализуем курс на углубление интеграционного сотрудничества со странами ЕАЭС, выработку согласованных действий в рамках международных организаций, созданных на постсоветском пространстве.
Примером плодотворного межпарламентского сотрудничества служит взаимодействие парламентариев Беларуси и Узбекистана. По приглашению Совета Республики Минск посетила парламентская делегация Республики Узбекистан во главе с председателем Сената Олий Мажлиса Танзилой Камаловной Нарбаевой. Подписаны меморандумы о сотрудничестве верхних палат, молодежных парламентов, женских структур.
Одним из ключевых мероприятий визита стал первый белорусско-узбекский женский бизнес-форум, который позволил выйти нашим странам на новый уровень взаимодействия не только в области предпринимательства, но и по широкому спектру двусторонних отношений. Рассчитываем, что форум станет долгосрочной платформой межгосударственного сотрудничества.
Совместно с узбекскими коллегами прорабатывается вопрос о преобразовании группы дружбы в межпарламентскую комиссию.
Отмечу, что принятое решение о создании аналогичной комиссии с Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации себя абсолютно оправдало. Поэтому там, где у нас уже есть весомый пакет договоренностей на межпарламентском и межгосударственном уровнях, целесообразно и впредь двигаться по пути формирования механизма, призванного содействовать их полной и эффективной реализации.
В Республике Беларусь проведено 13-е заседание Межпарламентской комиссии Национального собрания Республики Беларусь и Национального собрания Республики Армения. Текущий высокий уровень партнерства планируем зафиксировать в ходе предстоящих визитов парламентских делегаций Таджикистана и Кыргызской Республики.
Традиционно конструктивное взаимодействие осуществляется в рамках Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности и Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. Члены Совета Республики приняли активное участие в разработке и подготовке модельных законодательных актов и рекомендаций, которые были использованы в работе по совершенствованию законодательства Республики Беларусь.
Важным направлением стало участие в мониторинге избирательных процессов в государствах - членах ОДКБ и СНГ. В качестве международных наблюдателей белорусские парламентарии осуществляли мониторинг за президентскими, парламентскими выборами и референдумами по изменению конституций в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане, Узбекистане.
Была расширена география наблюдения - наши представители участвовали в мониторинге за президентскими выборами в Сирии и Сербии.
Опыт наблюдения за выборами выявил необходимость актуализации законодательства в области избирательных процессов.
По предложению Национального собрания Республики Беларусь разработаны и приняты рекомендации по совершенствованию законодательства в области обеспечения защиты электоральных процессов и суверенитета в государствах - членах ОДКБ.
Правовая база МПА СНГ также пополнилась новыми документами, в числе которых - модельный закон "О международном наблюдении за выборами", рекомендации для международных наблюдателей от СНГ по наблюдению за выборами и референдумами, рекомендации по противодействию иностранному вмешательству в национальные выборы и референдумы.
Надеюсь, что выдвинутые Советом Республики инициативы по созданию механизмов, призванных противодействовать попыткам подрыва суверенитета государств, нарушения их национальных интересов, осуществляемым в ходе электоральных кампаний, получат еще более широкую поддержку парламентариев зарубежных стран и в перспективе будут масштабированы в качестве универсальных как минимум в пределах Евразийского региона.
Как было озвучено в ходе международной научно-практической конференции "Теория и практика избирательного процесса", совместными усилиями заинтересованных могут быть выработаны общеприемлемые и взаимосогласованные подходы к организации избирательных процессов и защите избирательных прав граждан путем правового закрепления института электорального суверенитета.
Широкое поле деятельности видится у предлагаемой к учреждению международной инстанции по защите национальных выборов, которая бы выработала и реализовала стратегию по недопущению вмешательства извне во внутренние дела на основе общего видения будущего глобального развития.
Мы призываем государства - члены ОДКБ, ЕАЭС, СНГ быть едиными, демонстрировать принципиальность в наших подходах, выступать с идентичных позиций и поддерживать друг друга на международных площадках. Неоднократно парламент Республики Беларусь выступал организатором проведения мероприятий по линии межпарламентских структур в нашей стране.
Так, в мае текущего года в Минске состоялось выездное заседание Совета ПА ОДКБ с участием руководителей парламентов государств - членов организации, в ходе которого наши коллеги ознакомились с опытом работы государственных органов Республики Беларусь по обеспечению устойчивости и стабильности общественно-политической и военной обстановки, противодействию вызовам и угрозам безопасности в контексте реализации приоритетов председательства нашей страны в ОДКБ.
Было принято заявление о противодействии злоупотреблению наркотиками среди детей и молодежи и продвижению их здорового образа жизни.
В октябре в белорусской столице пройдет конференция высокого уровня по евразийской безопасности.
Необходимо продолжать эффективный межпарламентский диалог во время плановых осенних ассамблей ОДКБ в Сочи и СНГ в Бишкеке. Высокая востребованность и перспективность такого формата публичной дипломатии, его возможности в решении вопросов обеспечения региональной и международной безопасности, экономической кооперации, реализации гуманитарных проектов не вызывают сомнений.
Следуя принципам прозрачности и открытости, Совет Республики доводит до мировой общественности объективную информацию о нашей стране, внутриполитической ситуации, разъясняет позицию Республики Беларусь по вопросам международной повестки дня, постоянно подчеркивает необходимость восстановления атмосферы доверия и взаимопонимания. Наше видеообращение транслировалось на пятой Всемирной конференции спикеров парламентов в Вене.
Мы последовательно выступаем за сохранение и развитие потенциала Межпарламентского союза как площадки для содействия налаживанию межгосударственного диалога и формирования конструктивной повестки взаимовыгодного сотрудничества.
В ходе его мероприятий мы делились опытом по реализации гендерной политики, развитию молодежного движения, выполнению обязательств в сфере борьбы с изменениями климата, продвигали инициативу главы государства о необходимости запуска глобального диалога по безопасности в духе конференции в Сан-Франциско.
Белорусские парламентарии впервые были избраны в состав выборных органов Межпарламентского союза - Комиссию высокого уровня по противодействию терроризму и насильственному экстремизму, Бюро Постоянного комитета по делам ООН, Совет Форума молодых парламентариев и Бюро женщин-парламентариев.
Национальная делегация примет содержательное участие в мероприятиях 147-й Ассамблеи МПС в Анголе. На полях второго Глобального парламентского саммита по противодействию терроризму планируется проведение представителями Совета Республики координационной встречи руководителей парламентских делегаций государств - членов ОДКБ в Межпарламентском союзе.
Необходимо увереннее продвигать коллективные решения парламентов дружественных нам стран в Межпарламентском союзе, добиваться синхронизации позиций при противодействии и реагировании на возможные дискриминационные инициативы. Межпарламентский союз должен сохранить свой почетный статус старейшей площадки для равноправного обмена мнениями между национальными парламентами.
Республика Беларусь выстраивает свои отношения со всеми странами на принципах открытого и равноправного диалога, без присущего западным неоколониалистам высокомерия и поучений. И за это наша страна пользуется непререкаемым авторитетом и большим уважением, с нами хотят дружить и работать.
Развиваются контакты по линии дальней дуги - Азии, Латинской Америки, Африки. Подписано совместное заявление о межпарламентском сотрудничестве с Палатой депутатов Генерального конгресса Мексиканских Соединенных Штатов. Состоялся обмен визитами парламентских делегаций Беларуси и Кубы, по итогам которого подписан меморандум о готовности сторон повысить уровень межпарламентского взаимодействия, заключено соглашение о межпарламентском сотрудничестве и создании соответствующей комиссии.
С учетом тенденции активизации взаимодействия с развивающимися странами на межгосударственном уровне Совету Республики следует активнее выстраивать свои контакты с парламентами таких стран, в том числе используя для этого международные парламентские мероприятия и площадки. Надо более эффективно использовать потенциал групп дружбы (сейчас их 74), который еще не по всем направлениям задействован в полной мере.
Мы четко понимаем, что нам необходимо двигаться вперед солидарно с теми странами, которые протягивают нам руку дружбы и готовы противостоять глобалистскому диктату усилением взаимной кооперации и сотрудничества на основе единых идеологических принципов и стремления к многополярному мироустройству.
Мы участвуем в мероприятиях Межпарламентской ассамблеи православия, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи АСЕАН, Латиноамериканского парламента. Впервые в Национальном собрании Республики Беларусь была сформирована делегация для работы в новой межпарламентской структуре Движения неприсоединения. Все большую значимость приобретает эффективное взаимодействие с ШОС, БРИКС, Совещанием по мерам доверия в Азии, Африканским союзом.
Кроме того, в рамках формирования круга друзей Беларуси проводилась последовательная работа по установлению контактов с парламентариями ряда европейских государств, представителями политических партий, неправительственных организаций зарубежья.
Всего за период работы седьмого созыва по приглашению парламента Республики Беларусь нашу страну с визитами посетили парламентские делегации Вьетнама, Германии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Кубы, Лаоса, Молдовы, Омана, России и других стран. В ходе сессионного периода пройдут визиты делегаций парламентов Монголии и Никарагуа.
В свою очередь белорусские парламентарии посетили более 20 стран, включая Бахрейн, Израиль, Индонезию, Иран, Испанию, Камбоджу, Кубу, Панаму, Руанду, Турцию, Францию, государства Содружества.
Мы проводим активную работу, направленную на продвижение белорусских инициатив, демонстрирующих миролюбивую внешнюю политику нашего государства. Мы настойчиво высказываем свою позицию о неприемлемости конфронтационного информационного и идеологического дискурса и неправомерности применения антибелорусских принудительных мер.
В рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ велась последовательная работа по консолидации усилий и выстраиванию механизмов защиты интересов Беларуси в условиях недружественных заявлений оппонентов, а также по противодействию принятию резолюций, в которых наша страна упоминалась в негативном ключе.
К ЕС и западным странам были обращены призывы прекратить антибелорусскую политику, отказаться от давления, вернуться на путь диалога и конструктивного сотрудничества.
Предвзято настроенным руководству Парламентской ассамблеи ОБСЕ и западным делегациям была продемонстрирована твердая позиция парламента Беларуси отстаивать самостоятельную точку зрения на процессы в регионе ОБСЕ. На зимнем заседании ПА ОБСЕ в Вене делегации Беларуси и России приняли совместное заявление с критикой "украинизации" площадки ассамблеи, а также действий коллективного Запада в отношении конфликта в Украине.
За седьмой созыв подготовлено и распространено в качестве официального документа 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН обращение к международному сообществу в связи с ситуацией в Беларуси, подписанное пятнадцатью с половиной тысячами депутатов всех уровней и членами Совета Республики.
Более 40 заявлений и обращений, принятых Национальным собранием Республики Беларусь, направлялись в ООН, парламенты зарубежных стран и международные организации.
Злоупотребление некоторыми международными структурами своими полномочиями, вопреки установленному международно-правовому порядку и положениям Устава Организации Объединенных Наций, не может не вызывать нашу закономерную обеспокоенность не только потому, что это касается интересов наших граждан, но и потому, что из-за санкций страдают миллионы людей на планете.
В частности, ограничения на экспорт белорусских минеральных удобрений в контексте прекращения зерновой сделки усиливают риски глобальной продовольственной безопасности.
Формирование санкционных коалиций, принуждение к присоединению к санкциям должны быть квалифицированы не иначе как прямое вмешательство во внутренние дела государств, грубое нарушение международного права и Устава ООН. Странам, к которым применяется подобное незаконное воздействие, следует демонстрировать поддержку друг другу, выступать единым фронтом в противодействии политике давления и санкций.
Очевидно, что подлинная многосторонность требует адаптации самой ООН к объективным тенденциям международных отношений. Необходимо способствовать ускорению реформы Совета Безопасности за счет расширения представленности в нем стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В данном контексте особую значимость приобретает работа Национального координатора по ЦУР по продвижению соответствующих позиций, исходя из национальных интересов Республики Беларусь.
В том числе - на площадке созываемого в рамках 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию, в мероприятиях которой в эти дни принимают участие и наши члены Совета Республики.
Вопреки вызовам современности, Республика Беларусь еще больше укрепляется в статусе весомого субъекта международных отношений.
Сама жизнь показывает правильность следования выбранной стратегии: в разворачивающейся геополитической "гонке" мы идем своим путем, чтобы потом не приспосабливаться к чужим концептам, находя для себя место в уже структурированной кем-то картине мира.
При этом наша стратегическая цель во внешней политике неизменна - содействовать выстраиванию цивилизованного диалога во всем мире, созданию атмосферы взаимного доверия, уважения и всеобщего согласия, формированию многополярного, более сбалансированного и справедливого мироустройства.
Самое главное достижение белорусского народа - это то, что в столь рекордно короткие по историческим меркам сроки мы смогли построить свое суверенное государство. Страну для достойного настоящего и благополучного, безопасного, комфортного будущего, страну для народа, для жизни всех и каждого человека. Мирную и созидательную Республику Беларусь.
Позвольте еще раз поздравить всех вас с Днем народного единства и Международным днем мира и пожелать, чтобы таких дат в календаре появлялось как можно больше.
Пусть не только белорусы, но и жители всех стран и континентов, всей планеты до глубины души проникнутся идеями мира и созидания, а эти величайшие ценности станут незыблемыми и объединят человечество во имя будущего.
Хочу пожелать нам дальнейшей успешной и плодотворной работы. Давайте все вместе сделаем так, чтобы нам - тем, кому доверена судьба современного белорусского государства, - не было стыдно ни перед предыдущими, ни перед нынешними поколениями, ни перед теми, кто придет за нами. Для нас дело чести, моральный долг и почетная обязанность - сохранить независимую, сильную и процветающую Республику Беларусь.
Спасибо за внимание.-0-
Фото Павла Орловского