Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Высокое небо, одно на двоих… В Академии авиации вспоминали Героев Беларуси Андрея Ничипорчика и Никиту Куконенко

16.05.2024 | 18:16
19 мая 2024 года исполнится три года с того дня, как под Барановичами потерпел крушение военный самолет Лидской штурмовой авиабазы Як-130. Экипаж в составе командира звена учебно-боевой эскадрильи майора Андрея Ничипорчика и летчика звена учебно-боевой эскадрильи лейтенанта Никиты Куконенко погиб, отведя воздушное судно от жилых построек. Сегодня в Белорусской государственной академии авиации их педагоги, сослуживцы и будущие летчики и военные вспоминали героев. Корреспонденты БЕЛТА также узнали интересные факты из жизни отважных ребят.

Историко-патриотическая встреча "Их имена вошли в историю авиации Беларуси", посвященная подвигу летчиков Лидской штурмовой бригады, состоялась в рамках проекта учреждения образования, который получил название "Беларусь авиационная". В ее ходе курсанты академии, а также учащиеся авиационных классов школ смогли пообщаться с представителями 116-й гвардейской Радомской Краснознаменной штурмовой бригады - майором Брониславом Жарским, майором Владимиром Рышкевичем, старшим лейтенантом Артемом Черницким, послушать воспоминания о героических курсантах доцента кафедры летной подготовки и боевого применения авиации Военной академии Республики Беларусь Рафаила Бадамшина.
"Мы гордимся подвигом выпускников нашей кафедры, где ведем подготовку летчиков для всех родов авиации, которые существуют в Военно-воздушных силах войск ПВО Республики Беларусь. Андрей Ничипорчик был выпускником 2010 года, а Никита Куконенко выпускался через 10 лет, в 2020-м. Если на первом курсе ребята летали на планерах Л-13, на втором и третьем - оттачивали мастерство на винтовых самолетах Як-52, а на четвертом и пятом - на учебно-тренировочном реактивном самолете Л-39. Причем Андрей Ничипорчик на этом типе самолета и выпускался. А Никита вошел в число выпускников, которые на пятом курсе осваивали учебно-боевой Як-130", - рассказал Рафаил Бадамшин.

По словам доцента кафедры летной подготовки и боевого применения авиации, инструктором у Никиты Куконенко был именно Андрей Ничипорчик, который в то время носил звание майора и являлся командиром звена, а затем из нескольких претендентов он выбрал Никиту в свой экипаж.

Майор Бронислав Жарский поделился с аудиторией памятной информацией о летчиках-героях, с которыми служил в штурмовой бригаде. "После сдачи экзамена Никита Борисович Куконенко был определен в первое звено. Еще со времен СССР известно, что это боевое подразделение, принимающее участие во всех учениях. Что касается Андрея Владимировича Ничипорчика, то он был не только отличным наставником, но и человеком-примером. Отличный семьянин, отец. Его сын в четыре года подтягивался больше десяти раз, делал более шести подъемов с переворотом, постоянно выходил на пробежку с папой", - отметил Бронислав Жарский.
Никиту Куконенко его сослуживец назвал не иначе как человеком-лампочкой, умевшим всем и всегда поднимать настроение. "В тайне от командира эскадрильи курсант Никита Куконенко ушел в самоволку, чтобы подать с невестой Татьяной заявление в загс. А когда вернулся, всем объявил, что женился, продемонстрировав ребятам свидетельство о браке. А еще, как губка, впитывал знания и все старался поделиться ими с более молодыми сослуживцами", - рассказал Бронислав Жарский.

Владимир Рышкевич с Никитой Куконенко проходил летную практику, на чем и завязалось знакомство. "Легкий в общении, озорной, хулиганистый, душа компании. Так случилось, что во время трагического полета ему пришлось принимать сложное решение. Уверен, что и Андрей, и Никита думали о том, как сохранить больше жизней и отвести самолет в сторону, хотя неоднократно слышали призыв прыгать. Ребята просто делали свою работу", - отметил он.
Известно, что от момента возникновения аварийной ситуации до падения самолета прошло чуть более минуты. В этих условиях неимоверными усилиями на высоте около 50 м экипажу удалось стабилизировать направление полета и направить Як-130 в единственную точку, которая была вне жилых построек.

"Бортовой самописец во время падения самолета сильно пострадал, поэтому из диалога пилотов известны лишь обрывки фраз. Понятно одно, что летчики держались до последнего и в течение 50 минут вели борьбу, уводя самолет от плотной жилой застройки", - рассказал Бронислав Жарский. Он также поделился, что все без исключения летчики после трагедии анализировали ситуацию, а еще долго морально восстанавливались, в течение пяти месяцев не поднимая в небо ни один из самолетов Як-130.

"Говоря о подвиге Героев Беларуси, а получили ребята это звание посмертно, нужно отметить, что в Лиде школа №9 носит имя Андрея Ничипорчика, где он учился, и сейчас там создан музей. А школа №6 носит имя Никиты Куконенко. В Барановичах есть пионерские дружины, названные в честь героев-летчиков, создан военно-патриотический класс "Грачи", их именами названы улицы. Поэтому память о них живет, как и пример того, что очень важно любить то, что делаешь", - подчеркнул Бронислав Жарский.
Подвиг летчиков Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко не единственный в истории мирной Беларуси. 23 мая 1996 года подполковник Владимир Карват выполнял учебно-тренировочное задание на самолете Су-27, которое включало в себя полет в облаках с большими углами крена и отработку тактики ведения воздушного боя в сложных метеоусловиях в ночное время. Когда он находился на высоте 900 м, вспыхнул пожар. Самолет начал терять управление и падать. Ситуация на борту была критической. Пилоту приказали катапультироваться, но в это время он находился над селами Арабовщина и Большое Гатище Барановичского района. Несмотря на ежесекундную опасность взрыва, он до последнего момента пытался отвести машину в сторону. Пролетев почти километр, самолет разбился и взорвался на значительном расстоянии от домов.

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,
БЕЛТА.-0-