История одного из крупнейших и старейших предприятий Беларуси ОАО "Витебские ковры" началась в 1900 году. Изначально оно было льнопрядильной фабрикой. Производство считалось крупнейшим на белорусских землях. В годы Великой Отечественной войны работники и оборудование были эвакуированы на Алтай, а вернувшись, витебчане увидели лишь обугленные руины. В послевоенное время фабрика интенсивно отстраивалась. В марте 1946 года здесь было решено создать коврово-плюшевый комбинат. Первые ковровые дорожки выпустили уже в августе 1947 года. В Витебске в разные годы производили набивные, прошивные, жаккардовые ковры. В 2020 году предприятие приобрело имущественный комплекс в Бресте, и там открылся филиал. Сейчас производство продолжают модернизировать, чтобы оно отвечало последним тенденциям. Генеральный директор ОАО "Витебские ковры" Артем Лоханкин рассказал корреспонденту БЕЛТА, насколько изменилось производство за 125 лет работы предприятия, какие традиции здесь хранят и резиденции каких глав государств украшают "красные дорожки" из Витебска.Еще лет 30 назад ковры в каждой семье считались признаком достатка. Их развешивали на стенах, укрывали все свободное пространство на полу. Со временем эти детали домашнего и офисного декора назвали пережитком прошлого и отказались в пользу современных покрытий, не требующих дополнительного декора. Как изготавливают ковры сейчас и насколько изменились технологии производства продукции, которая востребована даже тогда, когда в интерьере провозглашают эпоху минимализма?

"За продолжительную историю предприятия технологии изготовления ковров претерпели изменения. Классическое ковроткачество на заре производства в Витебске основывалось на работе на механических ткацких станках, которые были тихоходными, с небольшим количеством бобин. И рисунок набивался на специальной картонной бумаге - картах. Современные станки - это оборудование, оснащенное электронной жаккардовой машиной для создания рисунка, компьютеризированным управлением и высокой скоростью. Ранее художник рисовал классический ковер на бумаге от 3 до 6 месяцев в зависимости от вида изделия. Сейчас же на компьютере эта работа для самого сложного ковра занимает не более одного месяца", - делится нюансами процесса руководитель предприятия.

Он поясняет, что технология прошивных покрытий также шагнула вперед. "Высокая скорость прошивных машин, электронное управление параметрами, нанесение печатного рисунка форсунками (а не шаблонным трафаретом) на большом "принтере", быстрая смена дизайнов одним нажатием на компьютере - это современное тафтинговое производство. Пять лет назад специалисты нашего предприятия освоили новую технологию - собственное производство ковровых полипропиленовых нитей. Оно не только стратегически обеспечивает сырьевую безопасность, но и сокращает сроки разработки коллекций ковровых изделий из новых цветов ворсовых нитей. Освоена также еще одна технология - получение ковриков на резиновой основе из термоэластопласта. Это шаг в ассортименте ковров так называемой входной группы", - говорит Артем Лоханкин.

Предприятие всегда отслеживает последние веяния моды в своей сфере, чтобы продукция была востребованной. "Мы находимся в постоянном диалоге с мировыми дизайнерами интерьеров и анализируем запросы потребителей. Наше производство построено так, чтобы гармонично сочетать проверенные временем классические модели с актуальными трендовыми решениями. Мы понимаем, что ковер - это не просто покрытие для пола, а ключевой элемент дизайна, который задает настроение всему пространству. Анализируя интерьеры, международные выставки, а также слушая спикеров, мы отмечаем, что эпоха абсолютно нейтрального, образно говоря, невидимого ковра завершается. На смену приходит эмоциональный декор - ковры, которые дарят тактильные и визуальные ощущения. Главный тренд - это смелые акценты в спокойных интерьерах. После долгого господства минимализма и спокойных оттенков пришло время персонализации. Теперь именно ковер может и должен стать тем самым акцентом, который оживит гостиную или спальню. Сегодня мы предлагаем коллекции с добавлением насыщенных, глубоких цветов - сапфирового, изумрудного, горчичного. Либо с яркими графическими узорами, но вписанными в общую гармоничную палитру", - дает рекомендации руководитель предприятия.

Он добавляет, что у потребителя есть запрос не только на необычный внешний вид ковров, но и их тактильность, объем. "Ковры перестают быть просто гладкой поверхностью. В тренде - сложные, рельефные фактуры, которые хочется трогать - это букле, высокий ворс шагги, рельефное плетение, создающее эффект 3D. Такие изделия добавляют интерьеру глубины и уюта. Также интересуют покупателей природные мотивы и экологичность. Этот тренд никуда не ушел, а лишь трансформировался. Вместо прямых изображений используются абстрактные интерпретации: размытые узоры, напоминающие прожилки мрамора, текстуру песчаных дюн или лесную листву. У нас такого нет, но могу отметить, что активно продвигается и растет спрос на ковры из натуральных и переработанных материалов, например, пряжи из переработанного пластика", - говорит Артем Лоханкин.

Продолжают набирать популярность четкие геометрические узоры (ар-деко) и мягкая, плавная абстракция. Они отлично работают в различных современных интерьерах, в том числе эклектичных.
И все же вопреки всем последним пискам моды не снижается интерес к традиционной продукции. "Не уступает своих позиций европейская классика, например, французские или английские ковры Aubusson, Savonnerie. Каждый такой ковер несет в себе многовековую историю и аристократизм. Он говорит о безупречном вкусе владельца. Сложные, но симметричные узоры, сдержанная палитра на основе золотого, бежевого, бордового и синего цветов создают ощущение стабильности, роскоши и порядка. Такой ковер никогда не будет кричащим, но всегда - статусным, он идеально вписывается в классические интерьеры и создает эффектный контраст в современных, добавляя им дух истории", - считает гендиректор.

Кроме того, не падает спрос и на персидские, или иранские, ковры. "Это не просто узоры, а зашифрованные в орнаменте древние символы, верования и легенды. Каждый ковер - уникальное произведение искусства, особенно если мы говорим про ручную работу. Как правило, такие ковры создаются на ковроткацких станках с повышенной плотностью и отличаются высоким качеством. Благодаря плотному узлу и натуральным краскам такие ковры служат столетиями, становясь ценнее с годами. Это покупка на всю жизнь и даже больше. Гармоничное переплетение элементов флоры и фауны, сложная композиция медальонов и бордюров создают бесконечно интересную картину, которую можно рассматривать часами", - рассказывает Артем Лоханкин.

Особая гордость предприятия - изделия, которые украшают все резиденции Президента Беларуси, и, конечно, те, что красуются в Московском Кремле. Георгиевский зал, Теремной дворец, Тронный зал, Мраморный зал, Красная гостиная, Малахитовое фойе - ковры и дорожки в официальной резиденции Президента России тоже из Витебска. "Есть наши ковры и в нескольких резиденциях глав государств ближнего и дальнего зарубежья, для которых мы на заказ изготавливаем изделия по индивидуальному дизайну, учитывая пожелания клиента и вплетая в узоры национальные орнаменты", - акцентирует внимание гендиректор предприятия.
"Витебские ковры" очень живо реагируют на значимые события и в областном центре, создают тематические изделия, которые ассоциируются с определенными историческими вехами. Так, к 1050-летию Витебска, которое отмечалось в 2024 году, здесь создали ковры с самыми известными достопримечательностями города.


На предприятии регулярно разрабатывают новинки. Дизайнеры "Витебских ковров", отвечая последним трендам и требованиям рынка, воплотили идею, в которой переплелись современные технологии производства и традиционные образы. В этом году с ткацких станков сошли ковры, где можно увидеть славянские мотивы - роспись под хохлому и известную всему миру матрешку. "В мире, где все становится однообразным, господствуют глобальные бренды и интернациональный стиль, возникает потребность в аутентичности. Люди ищут то, что отражает их уникальность, историю и корни. Многие производители поняли, что для успеха на местном рынке нужно говорить с аудиторией на ее языке, в том числе и визуальном. Использование национальных кодов - это инструмент для создания эмоциональной связи с локальным потребителем", - поясняет Артем Лоханкин.

Сохраняют на предприятии и бережно передают новому поколению работников давно устоявшиеся традиции. Одна из них - наведение чистоты и порядка. "Традиционно мы совместно, всем коллективом организуем и участвуем в субботниках, высаживаем цветы и зеленые насаждения на территории предприятия и в целом Первомайского района Витебска. На прилегающей территории общежития предприятия силами работников в этом году благоустроены сквер, футбольное поле, площадка со спортивными тренажерами, детская игровая площадка и тенистая аллея. Кроме того, мы ежегодно во время празднования дня основания предприятия чествуем в торжественной обстановке ветеранов труда, вручаем государственные и ведомственные награды. Мы стараемся сохранить и передать грядущим поколениям историческую память, а потому всегда чествуем участников Великой Отечественной войны, малолетних узников фашистских лагерей, которые когда-то трудились на нашем предприятии", - подчеркивает гендиректор.

Артем Лоханкин уверен, что у "Витебских ковров" большое будущее, ведь вклад в развитие вносит и активная молодежь. Ребята предлагают свои идеи и реализуют их сообща с руководством. В сплаве с многолетним опытом молодая энергия дает мощный заряд для работы, новых проектов и веры в то, что предприятие ожидает немало побед на многочисленных международных конкурсах и признание на мировом рынке.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-