Православная церковь 17 апреля празднует Вход Господень в Иерусалим. Иначе этот день называют Неделей ваий или Вербным воскресеньем. Данный праздник является двунадесятым. Он посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим. Эти евангельские события описаны Матфеем (21, 7-11), Марком (11, 7-10), Лукой (19, 36-38) и Иоанном (12, 12-15).
Иудеи обманулись в своих ожиданиях
На празднование иудейской Пасхи в Иерусалим по традиции стекались толпы паломников. Этот праздник был главным в году. Туда же отправился и Господь, вскоре после воскрешения Своего друга Лазаря. Это чудо особенно впечатлило народ и многие признали Христа Мессией. Однако иудеи обманулись – Иисус не собирался восходить на царский престол, чтобы в дальнейшем освобождать свою страну от ига языческого Рима. Вместо этого, Он совершил иной подвиг…
Спаситель мира едет на ослике, исполняя древнее пророчество
Ко всеобщему удивлению Иисус пожелал въехать в город не на лошади и не с мечом. Он сел на ослика. Таким образом исполнилось древнее пророчество: "скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной" (Евангелие от Матфея 21:5).
Несмотря на столь скромное шествие Христа, людское ликование не умолкало. Его встречали криками: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!" Известно, что "Осанна" переводится как "спасай нас".
Верба - символ праздника
Сегодня традиция приносить в храм веточки вербы на праздник Входа Господня в Иерусалим известна многим. Также и сами храмы украшают зеленью, уподобляясь современникам Господа Иисуса Христа. Дело в том, что они в этот день клали на дорогу, по которой шествовал Мессия, цветы и ветви пальмы – именно с такими почестями принято было встречать царей.
Что сделал Христос первым делом в Иерусалиме
Как только Иисус оказался в Иерусалиме, Он направился в храм: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: "дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников". (Евангелие от Матфея 21:12-13)
После этого к Нему начали приходить люди, которых Он исцелял. И уже вечером вместе с учениками Иисус вернулся в Вифанию.
Традиция, запрещенная Петром I
Начиная с XVII века в России получил распространение обряд под названием "шествия на осляти". Его совершали в праздник Входа Господня в Иерусалим, вспоминая, как Иисус въехал в ворота Иерусалима на ослике перед событиями Страстной седмицы.
В середине XVII столетия, при патриархе Никоне (в период царствования Алексея Михайловича), обряд "шествия на осляти" совершался с особой пышностью. Шествие начинали от Царской площади у собора Василия Блаженного. Патриарх с царем облачались в богато украшенные одежды. На Лобном месте верующим раздавали вербы, а иногда даже настоящие пальмовые ветви, которые специально привозились из Персии. Затем царь спешивался, брал в руки красный повод и вел лошадь, на которой сидел патриарх. Таким образом они шли в Кремль. Перед ними ехала повозка. Запряженные лошади были в расшитых ярких попонах. На повозке стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветви этих деревьев сажали детей в костюмах ангелов.
Сидящий на лошади патриарх осенял верующих крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве раздавался колокольный звон.
Обычай упразднил Петр I, поскольку считал для себя унизительным вести лошадь, на которой сидит патриарх.
Фото из открытых источников
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ