"Важно делать добро, насколько это возможно". Зачем художник открыл столовую для бездомных
31.10.2024 | 09:18
31 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Место, где живет художник Александр Черницкий, сложно назвать квартирой. Скорее это художественная галерея, объединенная с мастерской, или мини-музей. Картины занимают все стены, висят в коридорах, комнатах, на кухне.
Природная способность к рисованию раскрылась у Александра еще в раннем возрасте. Своих первых педагогов в изостудии - Василия Сумарева и Владимира Ткаченко - он помнит до сих пор. В театрально-художественный институт (сейчас это Белорусская государственная академия искусств) парня не приняли из-за отсутствия комсомольского билета. А его у Александра и быть не могло - он уже тогда был верующим. Поэтому поехал с друзьями в Ленинград и вольным слушателем посещал занятия в Художественном институте имени Ильи Репина. Сегодня выставки работ Александра Черницкого проходят в Беларуси и за рубежом, его произведения хранятся у коллекционеров из разных стран.
В 1990-е годы художник уехал в Америку, на Гавайские острова. А через пару лет вернулся в Минск, где однажды возле своего дома встретил беспризорных детей. С них и начался отсчет огромной благотворительной работы. Александр в 1997 году открыл столовую для бездомных ребят и детей из неблагополучных семей. Туда приходило порядка 200 человек! Этот проект получил неожиданное продолжение, когда художник заметил, что ребята начали приводить с собой матерей. Полпорции съедали сами, остальное выносили в коридор пьющим голодным родительницам. "Мы начали готовить еду и для этих женщин, - вспоминает наш герой. - А потом в столовую стали приходить старики, бездомные, инвалиды… Спустя время мы прекратили кормить детей, потому что появились дома семейного типа, приемные семьи. Среди посетителей столовой остались только взрослые".
Сейчас такое же заведение работает уже по другому адресу в Минске. В пятницу вечером и в выходные сюда приходят бездомные и малоимущие. Комплексный обед - суп, гречневая каша с котлеткой или подливкой, чай с хлебом - готовят работники столовой. На домашней кухне в больших кастрюлях Александр еще варит 40 литров каши, обязательно с тушенкой. Комплексных обедов 60, но в столовой может оказаться больше посетителей, поэтому нужен запас еды. В этом помогают неравнодушные минчане: обязательно приносят что-то съестное, а еще - одежду. Благодаря им нуждающиеся могут не только получить добавку, но унести что-то в контейнере с собой. Пьяных и дебоширов здесь нет - такое правило установил Александр. Вместе с командой волонтеров он обездоленных не только кормит, но и покупает им медикаменты, помогает восстановить документы, всячески помогает понять: какой бы трагической ни была судьба, ее можно изменить в лучшую сторону. Есть даже конкретные примеры. "Андрюша Черножуков. Отсидел в тюрьме, был бездомным, ходил в нашу столовую. Потом исчез, а через некоторое время приехал сюда на машине - посмотреть, как у нас дела, - вспоминает Александр. - Андрей устроился на завод, ему дали общежитие. В свободное время таксует. Все у него в порядке, прекрасно себя чувствует".
Наш герой уверен: доброта и милосердие творят чудеса в обе стороны - для тех, кому адресованы, и для тех, кто их совершает. Волонтеры, например, исцеляют свои душевные травмы, помогая подопечным. "Если мы общество цивилизованных людей, то должны быть внимательны к страждущим. Все, что мы делаем, вернется бумерангом к нам. Важно делать добро, насколько это возможно", - отмечает художник. Александр Черницкий - герой нашего проекта "Белорусы в кадре". Он рассказал, когда его чувство брезгливости к бездомным сменилось на сочувствие, почему мечтает о центрах быстрого реагирования для таких людей и радуется, что для них получилось найти пару мест в доме ночного пребывания еще до наступления морозов.
Каждую неделю в газете "7 дней" и на сайте БЕЛТА мы смотрим на мир глазами простых белорусов, которые искренне любят свое дело, семью и страну. Все наши герои уникальны, но их объединяет одно - верность себе и земле, где они живут.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента. -0-