Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"В восьмидесятых фотографировались практически на руинах". Как изменились замки Беларуси за последние 30 лет

05.09.2024 | 20:18
Cложным временем для нашей страны были 1990-е годы. Но уже тогда только избранный первый Президент суверенной Беларуси Александр Лукашенко показал себя стратегом: он понимал, что не стоит ограничиваться решением текущих вопросов, нужно думать о будущем. Так, 12 января 1996 года глава государства подписал указы об основании двух Специальных фондов Президента - по поддержке талантливой и одаренной молодежи. В новом проекте "Моя судьба - в истории страны", посвященном 30-летию института президентства, расскажем о стипендиатах и лауреатах спецфондов. Благодаря тому, что в свое время государство их поддержало на старте, они стали уникальными специалистами, видными учеными, политиками и знаменитыми артистами.

Лилия Нишчик - женщина-скульптор. Это настолько редкое явление в искусстве, что даже у погруженных в него вызывает удивление. Когда Лилия пришла поступать в училище, педагоги отговаривали: скульптура - не женское дело!


Спустя годы ее мастерства хватило, чтобы воплотить мифологические образы и культы древних белорусов в современные образы. Уникальная коллекция не осталась незамеченной: в 2008 году Лилия Нишчик стала стипендиатом Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Трехступенчатое погружение

У Лилии классическое художественное образование. Как она говорит, "трехступенчатое погружение" в мир творчества, знакомство с которым началось в детской художественной школе. Затем были Минское художественное училище имени А.К.Глебова и Белорусская государственная академия искусств.

- Я с детства мечтала освоить скульптуру. Хотелось работать с объемом: плоскость дает одно видение, понимание окружающего, в скульптуре больше возможностей, - поясняет мастер.

При поступлении в училище педагоги отговаривали: скульптура - не женское дело. В академии Лилия осваивала керамику и предметный дизайн. Это помогло ей получить более широкий диапазон для творчества. А познакомившись с керамикой, мастерица поняла: в этом направлении, как и в скульптуре, можно создавать масштабные арт-объекты.

В академии у нее появился и интерес к белорусской архаике. Он вылился в серию керамических объектов, в которых представлен каждый цикл жизни наших предков.

- Он был взаимосвязан с природой, земледелием, обрядами. В дохристианские времена было триединство мира людей, природы и богов. Мифы, сказания, легенды воспитывали у наших далеких предшественников образный взгляд на мир. Культ добра и культ предков - главное содержание древних верований. Стремление к свету и добру, осуждение зла, почитание труда, рода формировали основы нравственности и белорусской идентичности. Все это я и заложила в основу произведений, - рассказывает скульптор.

Поддержка культуры


Окончив академию, она активно развивала эту тему в творчестве. Став в 2008 году стипендиатом Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, мастерица продолжила создавать серию арт-объектов, посвященных дохристианскому прошлому. Итоговым отчетом стала выставка работ "Мифологемы архаики Беларуси".

- Получить стипендию фонда - не только престижно для молодого художника, но и волнительно. Это признание на уровне государства, понимание, что в тебя верят, твой талант заметили, оценили, - рассказывает Лилия Нишчик.
Она отмечает важность того, что, обретя независимость 30 лет назад, государство начало существенно поддерживать национальное наследие и культуру. Сама Лилия хорошо помнит, в каком плачевном состоянии до этого еще с советских времен находились многие памятники архитектуры.

- Мы в 1980-е годы фотографировались практически на руинах, многие из которых сейчас отреставрированы и стали действующими музеями. Их посещают туристы, восхищаются их красотой. Несвижский, Мирский, Лидский замки, дворец в Коссово и в Ружанах - некоторые из них пополнили список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А у художников есть возможность сегодня выставлять там свои произведения, - отмечает скульптор.

Лилия Нишчик обращает внимание и на то, как за последние десятилетия изменилась городская среда.

- Сколько у нас появилось новых скульптурных композиций в столице и в небольших городах! Приятно, что привлекают к работе художников и скульпторов разных направлений и при строительстве новых станций метрополитена, - говорит она.

Скульптор уточняет, что на материальную поддержку государства могут рассчитывать не только молодые художники. В Беларуси достаточно конкурсов, участвуют в которых и признанные мастера. А также пленэров, выставок, где можно демонстрировать свое творчество.

Живописный период


Многие арт-объекты Лилии Нишчик сложные по форме и содержанию. Они наполнены глубоким смыслом и помогают почувствовать связь между прошлым и настоящим, задуматься о будущем. Наверное, поэтому работы этого мастера можно подолгу рассматривать, изучая тщательно проработанные детали, интересно расшифровывать их глубокий смысл. Например, воплощение художником белорусского символа счастья - "папараць - кветкi". У Лилии он получился в виде полуразрушенной вавилонской башни, наверху которой - клубок страстей. Он усложняет путь к счастью, мешает ощутить его полноту.

Но некоторые скульптурные объекты нашей героини функциональны. Например, Таргелий - печь-сосуд, в которой наши предки готовили обрядовую кашу с первого урожая зерна.

Глядя на произведения Лилии, трудно поверить, что автор этих сложных и громоздких конструкций - хрупкая женщина. И справляется с ними она очень ловко. Мастер считает, что самый оптимальный материал для таких работ - шамот, смесь разных видов глины с керамическим боем. Он более грубый, но и более прочный, надежный в сравнении с другими керамическими материалами.

Образы, которые будут воплощены в шамоте, Лилия долго вынашивает. Каждый диктует свою цветовую гамму, свою пластику. Сейчас у мастера живописный период. Созданные во время него работы она представит на выставке в следующем году. Но и исследование белорусской архаики продолжается. Художник убеждена: эта тема неисчерпаема. Она всегда будет привлекательна для творчества, ведь без осознания духовного богатства наших предков, бережного отношения к моральным ценностям народа нет будущего.

Лилия Нишчик - член Белорусского союза дизайнеров и Белорусского союза художников. Ее скульптурные и живописные произведения - национальное достояние, они есть в коллекциях не только белорусских, но и зарубежных музеев.

Анна МАСЛЯКОВА,
фото - предоставлено героиней публикации,
газета "7 дней".-0-
Теги
культура