Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

В ловушку попадают даже дети. В МВД рассказали, какие схемы используют интернет-мошенники

05.12.2025 | 18:31
Оплата коммунальных услуг и кредитов, покупки в онлайн-магазинах - ежедневно тысячи белорусов совершают денежные операции через интернет. Такие транзакции в пару кликов настолько плотно вошли в нашу жизнь, что многие, выполняя их, теряют бдительность. Делать этого категорически не стоит, уверены в главном управлении по противодействию киберпреступности МВД. Рассказываем, как обезопасить себя и не стать жертвой мошенников. 

На связи лжесотрудник

Количество киберпреступлений в нашей стране за последние пять лет хотя и снижается, но остается достаточно высоким. Согласно статистике, пик пришелся на 2020 год, именно тогда их было совершено более 25 тыс. В этом году число пострадавших благодаря предпринятым мерам ощутимо ниже, порядка 15 тыс. Александр Рингевич, заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД, рассказывает, что принципиально новых схем за последнее время не появилось, при этом старые постоянно "обновляются":
- Мошеннические звонки стали многоуровневыми. Недавно распространились отправки различных кодов. Вплоть до якобы нового кода домофона. Эти цифры сами по себе могут даже не иметь значения, главное - первая ступень контакта с человеком. Далее следует телефонный звонок, в ходе которого злоумышленники интересуются, получал ли человек какое-то уведомление, передавал ли какие-то данные, поскольку кто-то успел "оформить кредит". Далее предлагается "проверить", чтобы получить уже реальные сведения. Иногда они на первом этапе специально "прокалываются", чтобы человек понял попытку обмана, после чего перезванивает "правоохранитель" с той же целью - получить личные данные. Широко известно, что преступники оборудуют отдельные уголки в своих кол-центрах для общения посредством видеозвонков, поэтому на экране нередко появляется человек в "форме", на заднем плане - портреты чиновников, флаги. Лицо и голос могут быть изменены - новые технологии искусственного интеллекта позволяют подделать внешность любой медийной личности.

Сиюминутных сценариев много. Мошеннические организации даже конкурируют между собой в изобретательности: кто-то использует идею с домофонами, кто-то - со звонками от операторов связи или банка. Как поступить, если вам, к примеру, позвонили насчет банковской карты?

- Не пытайтесь выяснить, настоящий ли это сотрудник. Смело говорите, что приедете в банк/офис/отделение лично. Любой сотрудник МВД пообщается напрямую, это не проблема. А если, к примеру, в банке заметили подозрительную активность на карте, попросите работника ее заблокировать. Там есть ваши данные, их не нужно уточнять, коды и подтверждения высылать никто не будет. Если это настоящий сотрудник, он поможет, заблокирует, если же нет, вы просто завершите разговор и не попадете под влияние мошенников. В любом случае деньги не пропадут.

Опасное обновление

Еще один популярный мошеннический способ - использование вредоносного программного обеспечения. Можно подхватить его, перейдя по ссылке, установив обновление или скачав новое приложение.

- Существуют приложения, с помощью которых происходит удаленный доступ к устройству, - продолжает тему Александр Казимирович. - Здесь злоумышленники используют технологию NFС. Такой же системой мы пользуемся, например, при расчете в магазине телефоном. Банковская карта существует в телефоне в виде токена. После установки вредоносного программного обеспечения можно получить всю информацию о платежной банковской карточке и ретранслировать ее сообщникам. Мы активно работаем и в части профилактики, и с банковскими учреждениями, чтобы препятствовать проведению таких транзакций.

Большое количество мошенничеств совершается через социальные сети. При этом наблюдается определенная сезонность: перед Новым годом "продают" елки, накануне 1 сентября "сдают в аренду" квартиры студентам, в первых числах марта работает "доставка цветов". Заманивают сниженными ценами, фотографиями реальных товаров, но такие "магазины" предназначены только для сбора предоплат. Продукции для продажи не существует. Здесь надо обратить внимание на разницу между количеством подписчиков (поскольку их число накручивают, чтобы создать видимость популярного продавца) и лайков, комментариев. Если вы видите 50 тыс. подписчиков и только 30 лайков, если публикации массово размещены в один день, закрыты комментарии на странице, название магазина менялось два и более раз, нет номера телефонов и адреса, указана отправка только по предоплате и другое, это должно вызвать сомнения. 

Киберловушка для детей

Отдельные виды киберпреступлений нацелены на детей и подростков. Это именно та категория, которую проще запугать, обмануть. Злоумышленники действуют крайне жестко. 

Во время разговора 12-летней Юли с преступником тот утверждал, что смс-сообщения, которые ей приходили, были от экстремиста и теперь ей предъявят обвинение. Девочка услышала многое: угрозы для жизни родителей, рассказ о том, что она отправится в детдом, никуда не поступит. Школьница поддалась влиянию, запаниковала и не сообщила родным. Незнакомцы предложили выход: Юлю и ее семью оставят в покое за определенную сумму. Денег и украшений в доме девочка не нашла, и тогда ей предложили поработать курьером. Нужно было приехать по указанному адресу к другой девочке, забрать у нее деньги. Так Юля стала фигуранткой по делу об участии в мошеннической схеме.

Игры онлайн тоже могут стать опасными для ребенка, ведь туда заходят и преступники. 11-летнему Степану сделали заманчивое предложение бесплатных донатов, но для этого нужно было выйти из своей учетной записи в телефоне в айклауд и зайти в предложенную. Как только ребенок это сделал, у злоумышленников сразу отобразилась информация о добавлении нового устройства. Они заблокировали телефон, потом разблокировали его как потерянное устройство, но уже с новым паролем. В такой ситуации какое-то время пользоваться гаджетом можно, но учетная запись уже чужая, а значит, посторонний человек полностью контролирует ваш мобильный: в любой момент может узнать всю хранящуюся на нем информацию или попросту отключить. 

Дальше последовало вымогательство через мессенджер: 300 рублей - и дадим новый код. В противном случае через несколько часов телефон превратится в "кирпич". Степан обратился к родителям. Самостоятельно реанимировать аппарат в этом случае невозможно, поэтому взрослые, наотрез отказавшись платить мошеннику, обратились в техподдержку, чтобы разблокировать телефон. Они предоставили доказательства покупки, коробку, чеки. Всю информацию отправили по электронной почте, а через несколько дней получили ответ - ничем не можем вам помочь. 

Тысячи таких случаев по всей стране говорят о том, что отношение к цифровой безопасности должно быть таким же, как и к обычной. Поскольку методы постоянно меняются, необходимо научиться критически оценивать и проверять данные. Это должно стать новой привычкой современного человека с самого детства.

МВД активно работает с сотрудниками банков, нотариальных контор, агентств по недвижимости, обучая их, как выявлять людей, которые находятся под психологическим воздействием.  Если у работника возникают подозрения, что клиент хочет взять кредит для мошенников, отписать им имущество, продать квартиру, он должен обратиться в милицию.

Ольга ПРОЛЮК,
газета "7 дней".-0-