Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда невозможно посещать без слез. Здесь рассказывается о самом тяжелом периоде в истории города и его жителей. В музее не принято делить пострадавших в годы блокады по национальностям, но достоверно известно, что перед началом войны здесь находились тысячи наших земляков. На Пискаревском мемориальном кладбище установлен монумент в память о белорусах, погибших в блокадном городе. О том, как Ленинград выживал в годы войны, участники международного медиатура "Дорогами Победы" узнали во время санкт-петербургской части мероприятия.
Блокадники даже пленным немцам приносили еду
Первое, на чем вам стоит сконцентрировать внимание, придя сюда, - выставка, посвященная истории самого музея. Изначально она планировалась как временная, но в итоге стала постоянной. Почему эта выставка так важна? Все просто. Музей начал работу еще в 1944 году, став одним из первых, посвященных тематике Второй мировой и открывшихся, пока война еще шла. Располагался он в том же здании на Соляном переулке, что и современный, но занимал гораздо большую площадь. К сожалению, здание за время блокады пережило 18 артиллерийских попаданий и два бомбовых удара. Но силами моряков, военнослужащих и немецких военнопленных все очень быстро восстановили, подвели коммуникации.
"В городе было задействовано около 58 тыс. военнопленных. Когда часть из них отрядили на восстановление зданий музея, многие будущие сотрудники очень негативно к этому отнеслись, посчитав, что немецкая речь совершенно неуместна в зданиях, которые будут посвящены тому злу, которое они совершили. Тем более что это были как раз те самые солдаты, которые участвовали в осаде Ленинграда. Но никаких негативных проявлений по отношению к ним отмечено не было. Сохранились записи, что люди даже стали приносить им теплую одежду и еду, хотя тяжелая ситуация с продовольствием в Ленинграде сохранялась еще долго. Люди делились последним", - отмечает специалист научно просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев.
Первыми сотрудниками выставки и музея были как раз те самые люди, которые либо сами пережили блокаду, либо воевали за Ленинград. Она неслучайно создана в виде кирпичиков: каждый приносил что-то, что считал необходимым для сохранения памяти об этих страшных событиях. Это были документы, награды, фотографии, но самыми ценными считались рукописные дневники.
"Один из самых знаменитых дневников блокадного времени написан Таней Савичевой. В нем всего несколько страничек, и на каждой из них отмечено, кто из родственников умер. Завершается дневник фразой, что умерли все. Ни один исторический труд так не передает саму атмосферу блокады, как этот маленький дневничок. Но Таня ошибалась, двое родственников, сестра и брат, остались живы", - отмечает Денис Мастридеев.

К сожалению, в 1949 году музей был закрыт. Снова он начал функционировать лишь спустя почти 40 лет, в 1989 году. В наши дни сотрудники работают над созданием здесь крупнейшего центра по изучению блокады Ленинграда.
Детские игрушки на дне Ладоги О знаменитой "Дороге жизни", по которой во время блокады доставляли в город продукты и вывозили людей, знают, пожалуй, все. Но с ней связан и другой, малоизвестный факт: Ладожское озеро, которое в годы блокады помогло выжить городу, до войны практически не использовалось для перевозки грузов, и особенно пассажиров. Здесь даже портов на тот момент не было.
Когда началась блокада, из города старались вывезти мирное население. В числе первых, конечно, были дети, женщины, а также рабочие оборонных предприятий. Но далеко не все такие перевозки завершились благополучно. Одна из витрин музея выглядит довольно безобидно, в ней представлены детские игрушки советских времен. Но стоит прочесть надписи - и кровь замирает. Это игрушки, которые водолазы обнаружили на дне Ладожского озера в 2005 году. Когда-то они принадлежали малышам, которых пытались вывезти из блокадного города. Но не смогли.
"Одна из самых известных трагедий произошла 4 ноября 1941 года. Корабль "Конструктор" вывозил отсюда жен и детей рабочих оборонных предприятий. Недалеко от восточного берега он был обнаружен двумя "Юнкерсами". Для германских самолетов эта встреча, скорее всего, была неожиданной. Когда они спустились ниже облаков, оказались прямо над кораблем. Выжившие потом вспоминали: самолеты летели настолько низко, что многим удалось рассмотреть лица летчиков. Невозможно было не понять, что палуба буквально забита детьми. Тем не менее летчики вышли на боевой курс, развернулись, и каждый из них сбросил по две бомбы. Несколько попали в переднюю часть палубы, насквозь ее пробили и в трюме взорвались. 182 человека погибли, 30 из них были моряки, все остальные - женщины и дети", - приводит ужасающие факты Денис Мастридеев.
"Руки буквально примерзали к рулю" Ситуация изменилась, когда озеро начало замерзать. Хотя и здесь были определенные сложности. Из-за своих огромных размеров оно не могло замерзнуть сразу и целиком. Сначала в основном льдом покрылись только южные оконечности. Из-за волн во время штормов, особенно ноябрьских, лед часто рушился и долго не мог устояться. В таких условиях ничего нельзя было перевезти.
"Каждый день при этом дорог, в городе почти не осталось съестных припасов. И тогда было решено провести воздушную разведку, сфотографировать озеро с воздуха и отметить на картах места крупных полыней. Затем с берега на берег отправили отряд разведчиков, которые флажками отметили будущую дорогу. 20 ноября на лед уже вышел первый конный обоз", - рассказывает Денис Мастридеев.
Таким образом в город было доставлено около 60 т грузов. А вскоре вышли на лед и первые автомобили. В первый выезд из 10 машин 9 доехало, один автомобиль затонул. 22 ноября дорога начинает официально работать. В кузове можно было перевезти максимум 4-5 мешков, а когда 24 ноября начались сильные оттепели, их количество сократилось до 2-3. В итоге к началу декабря в город завезли только 800 т муки. Для такого города, как Ленинград, это было слишком мало.
"Опасные участки дороги водители проходили либо с открытыми дверцами, либо их вообще снимали. Это были необходимые меры: только за первые полтора месяца работы дороги под лед ушло 327 автомобилей и более 50 конных упряжек, - отмечает Денис Мастридеев. - Когда же лед стал достаточно прочным, возникла другая проблема - холод. Кабины никак не отапливались, и многие водители писали, что руки у них буквально примерзали к рулю".
Кроме того, не хватало ни машин, ни людей. Их уговаривали делать по несколько рейсов в сутки, объясняли, насколько важны для жителей блокадного города эти грузы. И были те, кто соглашались, хотя одна поездка по времени занимала более 10 часов. Чтобы не уснуть, водители использовали котелки, в которые опускали гайки, болты или гильзы, и подвешивали их над головой в кабине.
Но поэтапно ситуация улучшалась. Вскоре дорогу сделали многополосной. В итоге к 20 апреля 1942 года (это был последний день работы дороги) в город завезли двухмесячный запас продовольствия.
В пищу шли даже столярный клей и кожаные вещи Большая часть выставки посвящена жизни, а точнее выживанию, людей, оставшихся в блокадном Ленинграде. К примеру, один из экспонатов - магазин, в котором мы встречаем маленькую девочку. Она пришла за продуктами. Но выдать ей могли только хлеб, и то при наличии карточки. Хотя то, что ели люди во время блокады, хлебом назвать трудно.
"С последней декады декабря кроме хлеба практически ничего не выдавали. Из обихода даже исчезло такое понятие, как продуктовые карточки, остались только хлебные, - отмечает Денис Мастридеев. - Нормы урезали пять раз. Последнее, пятое сокращение, самое тяжелое, пришлось на 20 ноября 1941 года. В итоге рабочим стали давать кусочек в 250 г, всем остальным - 125. И с современным хлебом этот, конечно, ничего общего не имел - разве что название. Его сравнивают с куском глины, пластилина. Есть даже такая запись - что ели хлеб тяжелый, как булыжник".
Чтобы выжить, люди стали употреблять в пищу то, что никак нельзя назвать продуктами питания. К примеру, столярный клей, который жители в шутку называли блокадным шоколадом. До войны его готовили из костей, рогов и копыт животных. Люди считали, что в нем есть хоть какие-то питательные вещества. Многие выживали именно благодаря вот такому клею. Кожные изделия тоже почти все пошли в ход. Люди на маленькие кусочки резали ремни, сумки, обувь, куртки, затем хорошенько их проваривали, чтобы можно было хоть как-то прожевать и проглотить. Единственная польза от такой еды - на время заглушить чувство голода.
Уже ко второй половине ноября в городе не осталось ни кошек, ни собак. В какой-то момент люди начали есть даже грызунов. "В одном из дневников, который вел 16-летний юноша, мы нашли шкурку мыши. Он описал, как поймал эту мышку, как ее съел. Работал тот на оборонном предприятии, то есть получал более усиленную норму, был приписан к столовой, но, тем не менее, когда читаешь дневник - очень много места там уделено еде. Он вспоминает о том, что ел до войны, мечтает, что будет есть, если выживет, - описывает состояние блокадника Денис Мастридеев.
Три самых страшных слова блокады Специалист научно просветительского отдела отмечает: когда читаешь блокадные дневники, особенно оставленные после первой, самой страшной зимы, чаще всего там встречаются три слова: "голод", "холод" и "тьма".
"Это была одна из самых свирепых зим. Согреться не получалось даже в квартирах, так как центральное отопление было разрушено. Да и печное было невозможно использовать, так как запасов дров не было. Окна почти повсеместно были выбиты ударной волной или осколками. Их стали забивать задней стенкой шкафов, но фанера не удерживала тепло", - продолжает рассказчик.
Люди закрывали все комнаты и оставались в одной, как правило, самой маленькой, либо находились на кухне, если это коммунальная квартира. Отапливали помещения печками-буржуйками, зачастую самодельными. Самым распространенным видом топлива в первую блокадную зиму была мебель. Ломали шкафы и стулья, в соседних комнатах поднимали кусочки плинтуса или паркета. Все это шло в печь.
Вода тоже была в большом дефиците. Водопровод был разрушен, а у людей зачастую не хватало сил спускаться по замерзшим лестничным клеткам на улицу, где нередко лежали трупы. Кроме того, найти нужный источник воды тоже было проблематично. Ступени к проруби превращались в настоящие ледяные горки. Обессиленные горожане падали, стараясь принести воды.
Страшной была и тьма. Свет в квартиры перестали подавать уже в ноябре 1941 года. На весь город остались всего две электростанции, да и угля, естественно, не хватало. Энергия шла только на стратегически важные объекты: оборонные предприятия, органы управления, госпитали, хлебокомбинаты. В квартиры свет не поступал практически год. Многие сидели в темноте даже днем, поскольку окна были заколочены фанерой.
Зато практически в каждой квартире стояли радиоточки. Их не выключали ни днем, ни ночью, так как по ним передавались сигналы воздушной тревоги, предупреждения об артобстрелах и новости с фронта. Когда точка ничего не передавала, она транслировала звук метронома. Если в городе все спокойно, метроном стучал в ритме человеческого сердца - 60 ударов в минуту. Его поэтому и стали называть "сердцем Ленинграда". Благодаря этому люди, сидя в темноте, понимали, что они в городе не одни. А во время налетов он стучал в два раза быстрее.
Ленинград продолжал жить, несмотря ни на что. Работали театры, проводились концерты. Причем билеты на них было не достать, они разбирались практически сразу. Самое известное событие в культурной жизни блокадного Ленинграда - исполнение седьмой симфонии Шостаковича. В музее хранится афиша этого мероприятия.
"Исполнение такого сложнейшего музыкального произведения стало настоящей победой для города. Оно не только подняло моральный дух защитников, но и доказало немецким пропагандистам, которые утверждали, что Ленинград вымер, а оставшиеся люди дошли до животного состояния, что город жив и он продолжает бороться", - подчеркивает Денис Мастридеев.
Красной армией было предпринято пять попыток разорвать блокадное кольцо. 18 января 1943 года это наконец произошло. В образовавшийся коридор в срочном порядке провели новую железную дорогу, построили железнодорожный мост.
"Сроки действительно поражают воображение. У нас на экскурсии была группа железнодорожных инженеров, и я им задал вопрос, сколько сейчас потребуется времени, чтобы построить дорогу протяженностью в 33 км по суше и мост - пусть временный, но надежный, чтобы выдерживать нагрузку эшелона. Среднее время, которое мне назвали, принимая во внимание, что, конечно же, проектировать будут, используя компьютерные технологии, - от 3 до 6 месяцев. Тогда же дорогу построили, по разным данным, за 17-18 дней. Причем вместе с мостом", - завершает экскурсию Денис Мастридеев.
Уже 7 февраля 1943-го в Ленинград прибыл эшелон из Челябинска. Несмотря на то, что еще год после снятия блокады город обстреливали, он начал возрождаться.-0-
Фото Андрея Синявского