Глава государства не раз подчеркивал: очень важно развить экономику регионов и на этой основе решать в том числе социальные вопросы, сократив до минимума разрыв в уровне жизни населения. О том, как это сделать в условиях санкционного давления на нашу страну, беседуем с директором НИЭИ Министерства экономики Натальей Берченко.
- Наталья Геннадьевна, как бы вы оценили прошлый год в разрезе экономического развития областей Беларуси и столицы?
- Об этом проще всего говорить языком цифр и фактов. Показательный позитивный тренд - рост объема промышленного производства. В лидерах - Гродненская область: 115,3% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, и Минская: 108,6%. Среднее значение по стране - 106,5%. Важно, что это сопровождалось увеличением экспорта: в Витебской области - на 49,2% по отношению к 2020 году, в Гомельской - на 45,3%, в Минске - на 40,1%.
Успешные продажи отразились на кошельках граждан: во всех регионах выросла реальная зарплата (на 4,4% к 2020 году в целом по стране) и розничный товарооборот (на 1,6%).
Улучшилась и финансовая ситуация организаций: удельный вес убыточных в целом по стране снизился на 2,7% - до 12,4%. Увеличилась рентабельность продаж во всех регионах, кроме Минска и Витебской области. Наблюдается значительный прирост по показателю чистой прибыли (за исключением Витебской области). Практически во всех регионах в 2021 году вырос валовой региональный продукт (ВРП).
- Каковы особенности и задачи нынешней государственной политики регионального развития?
- Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 №292) определено, что региональная политика будет направлена на повышение привлекательности для жизни, работы и бизнеса территорий за пределами столицы и областных центров, а также на популяризацию сельского образа жизни.
Предусматриваются дифференцированный подход к региональному развитию, точечные меры поддержки и стимулирования в зависимости от специализации, компетенций и потенциала территорий.
В Минске и областных центрах, например, на неиспользуемых производственных площадях госпредприятий планируют создать технопарки. Туда хотят привлечь частный бизнес для организации высокотехнологичных производств. Впоследствии они будут участвовать в программах импортозамещения и войдут в кооперационные цепочки с крупными предприятиями страны. Примером такой организационной структуры станет Минский промышленный пояс, который охватит индустриальные площадки семи прилегающих к столице районов и Жодино.
В городах и районах, где проживает не менее 80 тыс. человек, появятся индустриальные площадки с инфраструктурой по принципу "последней мили". Там организуют 2-3 новых производства, не имеющих аналогов в стране. На уже действующих предприятиях планируется освоить выпуск новых видов продукции.
На территориях, где были реализованы крупнейшие инвестиционные проекты, создадут производства, направленные на увеличение глубины переделов и длины технологических цепочек. В каждом районе планируется 1-2 предприятия. Создавать их будут в том числе при участии малого и среднего бизнеса. В небольших городах и сельских регионах акцент делают на углубленное использование местных ресурсов. Предполагается расширить полномочия местной власти, в частности, предоставить право самостоятельно принимать управленческие решения в отношении госимущества и земельных участков.
На территориях, где действуют преференции, в приоритете высокотехнологичные экспортоориентированные производства. В городах-спутниках Минска и прилегающих селах станут ускоренными темпами строить индивидуальное жилье и создавать социальную инфраструктуру, организуют доступное транспортное сообщение со столицей.
Предлагается сформировать в регионах 13 кластеров с учетом потенциала и развития компетенций.
Все это позволит создать новые рабочие места, увеличить доходы населения, добиться положительных изменений в структуре региональных экономик.
- На основе чего планируется решить все эти задачи?
- К приоритетам здесь относятся развитие перспективных отраслей специализации каждого региона на основе сформированных компетенций, имеющейся ресурсной базы и научно-исследовательского потенциала; цифровизация отраслей перспективной специализации; ускоренное развитие индустриальных центров; реализация единых социально-экономических стратегий в агломерациях областных центров, столицы и городов-спутников; формирование необходимых инфраструктурных и институциональных условий для сохранения и развития человеческого потенциала в регионах; содействие предпринимательской и инвестиционной активности.
Сохраняют также актуальность активизация межрегионального сотрудничества с Китаем, усиление межрегиональной интеграции в рамках единого экономического пространства ЕАЭС, прежде всего в части импортозамещения и кооперации производителей.
Предполагается сформировать в регионах 13 кластеров с учетом потенциала и развития компетенций.
Данные ВРП по областям за 2021 год
Минская +1,9%
Могилевская +0,7%
Гомельская +0,7%
Минск +3,2%
Брестская + 2,5%
Гродненская +4,8%
Только в Витебской области ВРП снизился на 0,4%
Ангелина СВЕТЛОВА,
газета "7 Дней".-0-