Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Ученый и сенатор о глобальных вызовах и внешнеполитических приоритетах Беларуси в контексте Послания Президента

31.03.2023 | 18:04

31 марта, Минск/Корр. БЕЛТА/. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в современных условиях, как и в предыдущие годы, основаны на национальных интересах, принципах международного права и направлены на обеспечение безопасности страны, что было подтверждено в ходе Послания Президента Беларуси Александра Лукашенко белорусскому народу и парламенту. Важность этого отметил корреспонденту БЕЛТА доктор исторический наук, профессор кафедры евразийских исследований Белорусского государственного университета, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Андрей Русакович. Он рассказал о влиянии многих факторов на формат развития современного мироустройства, о новых мировых вызовах и угрозах, приоритетах белорусской внешней политики.

"Современный мир многолик, динамичен, сложен, но в то же время он взаимосвязан, его политические, экономические, технологические, правовые, культурные опции обладают схожими чертами и в совокупности формируют глобальную и взаимозависимую систему, - подчеркнул Андрей Русакович. - Вектор развития человечества на протяжении нынешнего тысячелетия определил движение к единству в качестве доминирующей тенденции. В последние столетия мировое развитие формировалось в основном под воздействием западных ценностей и подходов: либерализма, доктрины свободного рынка, концепции прав человека, ограниченной роли государства. Действующие международные институты и международное право созданы и функционируют в основном по либеральным правилам".

Ученый обратил внимание, что определяют и меняют формат современного мироустройства такие факторы, как глобализация, межгосударственная интеграция, изменение роли государств, возрастание роли международных организаций и многосторонней дипломатии, активный выход на мировую арену негосударственных акторов, факторы модернизации экономики, а именно: переход к шестому технологическому укладу, цифровизация, искусственный интеллект, базы данных; новые достижения естественных и социальных наук.

Профессор отметил, что либеральные модели развития и лидерство коллективного Запада в новых условиях подвергаются серьезному испытанию, как, впрочем, и иные существующие социально-экономические и политические концепции. Возрастание протестных настроений во многих странах указывает на наличие кризиса существующих политических, экономических и социальных механизмов.

"Таким образом, основные параметры и институты модернизированной в последние десятилетия Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений все чаще подвергаются испытаниям и не всегда в состоянии дать адекватный и эффективный ответ на требования времени. Эксперты отмечают, что следующие десятилетия могут ознаменоваться "переоценкой ценностей" и возможным возникновением новых социальных и политических моделей развития, - сказал он. - В настоящее время международная система находится на этапе активной трансформации, которая обусловлена изменением баланса отношений между основными акторами: США, Китаем, Европейским союзом, Россией, другими крупными государствами".

Сенатор считает: события последних лет показывают, что формирующаяся полицентричная система функционирует весьма сложно, противоречиво. "Сегодня одним из доминирующих процессов является развитие "поликризиса" - состояния, когда различные вызовы и риски пересекаются, их взаимозависимость оказывает дестабилизирующее влияние на качество развития мира. В докладе экспертов Всемирного экономического форума "Глобальные риски 2023" отмечается, что вернулись "старые" риски - инфляции, кризиса стоимости жизни, торговых войн, социальных волнений, геополитической конфронтации, угрозы ядерной войны. Наряду с этим добавились "новые" риски - новая эра низкого роста, высокий уровень государственного долга, низких инвестиций и деглобализации, торможение развития человеческого потенциала, быстрое и неограниченное развитие технологий двойного назначения, последствия изменения климата.

"Риски неравномерного развития стран и регионов влекут за собой возможную геополитическую конфронтацию", - заметил он.

При этом Андрей Русакович выразил мнение: "Один из крупнейших вызовов, который ожидает нас в ближайшие десятилетия, связан с состоянием окружающей среды, рисками адаптации человечества к изменению климата, различиями в качестве и доступе к природным ресурсам. Доступ к ресурсам Мирового океана, вопросы обеспечения продовольствием, водные проблемы - для многих стран эти вопросы будут иметь в ближайшем будущем первостепенное значение".

По мнению ученого, новые и "старые" риски, вызовы и угрозы формируют сложный фон международных отношений, который предполагает различные форматы и комбинации взаимодействия основных акторов - от военной конфронтации и до интеграционного взаимодействия.

"Сущность нынешнего контура развития мира, безусловно, не исчерпывается указанными тезисами. Мир бесконечен в своих проявлениях. Каждый регион, каждая страна имеет свою специфику, свои интересы, подходы и модели развития. Нас, безусловно, в контексте мировых тенденций прежде всего интересует наш регион - Европа", - сказал он.

"История и география распорядились так, что в мировой повестке он был и остается важнейшим узловым пунктом, в котором определялись дальнейшие тенденции развития мира. В этом контексте стоит упомянуть, например, значение Хельсинкского заключительного акта 1975 г. СБСЕ, в результате которого противостояние капиталистической и социалистической систем было введено в рамки мирного сотрудничества и конкуренции, что явилось своего рода эталоном для всего мира. И сегодня значение региона, несмотря на смещение экономических и политических интересов крупнейших игроков в другие регионы, в частности в Индо-Тихоокеанский, сохраняется. Сегодня через призму отношений в регионе преломляются по большому счету ценности, интересы и подходы к дальнейшему развитию мировой системы основных мировых игроков: Европейского союза, Китая, России, США. Именно здесь сейчас задействованы и проходят проверку на эффективность их основные политико-дипломатические, экономические, военно-политические ресурсы, проходит проверку на эффективность вся политика", - отметил Андрей Русакович.

Он также продолжил: "Важнейшим вопросом региональной системы определен комплекс проблем, связанных со специальной военной операцией России в Украине. Глубинные причины и природа этого конфликта вызваны различными трактовками исторического прошлого двух народов и в то же время отражают глобальные противоречия в системе региональных отношений и безопасности".

"Основные участники конфликта - Россия и поддерживаемая коллективным Западом Украина в настоящий момент делают ставку на военное решение проблемы. Политико-дипломатические аспекты решения проблемы, на первый взгляд, ушли на второй план и с учетом диаметрально различных позиций сторон в ближайшие месяцы мало реальны, - считает профессор. - В политических и экспертно-аналитических кругах высказываются различные мнения относительно дальнейшего развития региональной системы безопасности и сотрудничества, ее модернизации в контексте глобальных изменений мироустройства. Большинство аналитиков склонны предполагать сохранение основных принципов и институциональных основ европейской системы, вместе с тем акценты делаются на необходимости укрепления доверия, отказе от привлечения сторонних сил, невмешательстве во внутренние дела, прагматизме отношений между основными участниками. Вместе с тем нарастает понимание, что кризис может затянуться, выявятся новые линии конфликтности и новые вызовы и угрозы, что приведет в итоге к замедлению развития региона и снижению его значения в мировой системе отношений. Потребность в политико-дипломатическом разрешении конфликта в настоящее время сформировалось как основная задача региональной системы безопасности".

Андрей Русакович отметил, что основные направления внешней политики Республики Беларусь в этих условиях, как и в предыдущие годы, основаны на национальных интересах, принципах международного права и направлены на обеспечение безопасности страны и формировании благоприятных условий для политического, социально-экономического, культурного развития. Именно на это обратил внимание в своем Послании глава государства.

"Да, условия в регионе для реализации этих задач существенно изменились в неблагоприятную сторону и усложнились, - констатировал ученый. - Военные действия в Украине привели к свертыванию отношений с нашей соседней страной во всех сферах. Санкции коллективного Запада привели к ограничению взаимодействия и, в сущности, ведут к "выталкиванию" нашей республики из системы политического и экономического сотрудничества в европейском регионе. Своего апогея достигло военно-политическое противостояние в регионе, значительные ресурсы страны направляют на оборонные нужды. Такие термины, как "дружественные" и "недружественные" государства, "зеркальные меры", "параллельный импорт", "новые логистические цепочки", "санкционный компонент" и другие, отражают новую геополитическую и геоэкономическую реальность".

"Стабильное социально-экономическое и политическое развитие нашего государства, его реалистичная и взвешенная внешняя политика в новых геополитических условиях является основой для сохранения безопасности и восстановления мира в регионе", - отметил Андрей Русакович, комментируя прозвучавшее Послание.

По его мнению, будущий мир предполагает прежде всего политический диалог, поэтому крайне важно сохранять и укреплять все политико-дипломатические каналы коммуникации, в том числе двусторонние, активнее действовать на всех международных площадках, от ООН и ОБСЕ, сохранять основы сложившейся международной договорно-правовой системы.

"Именно в ходе политического диалога, в сложнейших условиях и, возможно, длительное время предстоит вырабатывать, по сути, обновленную архитектуру безопасности и сотрудничества в регионе. Инициативы нашей страны - как нынешние, так и разработанные в предыдущие годы - направлены на достижение именно этой цели", - сказал доктор исторических наук.

Он также отметил: "Важнейший приоритет нашей внешней политики - реализация потенциала стратегического союзничества с Россией, что является одной из основ нашего социально-экономического развития и национальной безопасности. Именно этой теме большое внимание в Послании уделил глава государства. В последние годы импульс развития наших отношений во всех сферах в рамках Союзного государства оценивается как эпохальный, реализуются новые экономические проекты, в том числе импортозамещения, развития инновационной сферы и производств, на новый уровень выведено сотрудничество в оборонной сфере, усилена координация внешней политики. Взаимодействие в формате других интеграционных объединений - ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, двусторонние отношения со странами постсоветского пространства также обладают значительным потенциалом".

Андрей Русакович также подчеркнул, что Президент в Послании большое внимание уделил сотрудничеству с Китаем: "Образцовые отношения всепогодного и всестороннего стратегического партнерства Республики Беларусь и Китайской Народной Республики - важный элемент современного мира".

"Разворот наших политических и экономических интересов в направлении стран Азии, Африки, Латинской Америки, которому в последнее время уделяется большое внимание, имеет помимо практического значения и ценностный аспект. С нашей стороны это весомый вклад в конструктивную международную повестку мира и сотрудничества, в реальную полицентричность", - подчеркнул сенатор.

Алина ГРИШКЕВИЧ,

БЕЛТА.-0-