Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Учебно-боевой Як-130: рассказываем, почему это идеальный самолет для курсантов

27.05.2024 | 18:45
"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. Зарекомендовавшие себя с советского времени, поступившие на вооружение в новой истории и перспективные образцы, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.
Учебно-боевой самолет Як-130 - это двухместный авиационный комплекс, предназначенный для основной и повышенной подготовки летного состава. "Стотридцатый" позволяет ставить на крыло пилотов большинства боевых машин, в том числе четвертого и пятого поколений. На нем курсанты могут осваивать не только одиночный и групповой пилотаж, но и отрабатывать пуски ракет, бомбометание и пушечную стрельбу по наземным и воздушным целям. Кроме того, Як-130 и сам может выступать в качестве легкого штурмовика, способного работать практически всей линейкой авиационных средств поражения. Впрочем, обо всем по порядку.

Когда "Альбатросы" устарели

Свой первый полет Як-130 совершил в апреле 1996 года. Но это был лишь демонстратор технологий, до серийного выпуска самолета, пришедшего на замену легендарной "летающей парте" Л-39, было еще очень далеко. Чешский "Альбатрос", ставивший на крыло тысячи летчиков, к началу 90-х морально устарел. ВВС были нужны новые машины - универсальные, подходящие для первоначального летного обучения, практики боевого применения и поддержания навыков пилотов.
За разработку комплекса взялись сразу несколько ведущих КБ авиастроения. Но гонку за право продолжить работы выдержали лишь детища Микояна и Яковлева. На начальном этапе оба конструкторских бюро привлекли к разработке зарубежных партнеров. МиГ создавал учебный самолет совместно с французами, тогда как КБ Яковлева стартовало проект с итальянскими инженерами. Впрочем, на завершающем этапе совместная разработка была остановлена, и каждая из компаний пошла своим путем. Только к 2003 году планер Як-130 был готов для запуска в серию, параллельно продолжались стендовые испытания и работы над системами и оборудованием. Первый серийный самолет поднялся в небо 30 апреля 2004 года. Но только в декабре 2009-го все испытания были завершены. В белорусской армии эта машина появилась уже в 2015 году, с постановки в строй первой партии из четырех комплексов, произведенных на Иркутском авиационном заводе.

Может сесть на трассу ночью

Як-130 - реактивный учебно-боевой самолет нового поколения. По мнению экспертов, его отличает великолепная аэродинамика, отличная маневренность, выдающиеся взлетно-посадочные характеристики, возможности полета на больших углах атаки, а также высокая тяговооруженность.

Экипаж - 1 или 2 чел.; длина - 11,49 м; размах крыла - 9,84 м; высота - 4,64 м.
Авиационный комплекс оснащен двумя турбореактивными двигателями. Мощность каждого из них составляет порядка 2500 килограммов сил. Самолет неприхотлив относительно условий базирования - конструктивные особенности, заложенные инженерами, позволяют эксплуатировать машину даже на неподготовленных площадках, таких как грунтовые аэродромы с длиной полосы до 1000 метров.

Длина разбега (взлет) - 510-940 м; длина пробега (посадка) - 610-880 м.

Для разбега и пробега ему достаточно в среднем около 700 метров. К слову, в мае 2016-го белорусские авиаторы, впервые в истории Як-130-го, осуществили посадку авиакомплекса на автомагистраль, да еще и в темное время суток.

Относительно небольшой самолет весом чуть более 4,5 тонн способен развивать в воздухе скорость больше 1000 километров в час, при этом минимальная скорость или скорость сваливания составляет всего 180 километров в час. Практический потолок полета Як-130 ограничен кислородной системой и близок к 13 километрам, причем подняться на эту высоту учебно-боевой самолет способен менее чем за 5 минут.

Тяга двигателей - 2х2500 кг/с; угол атаки - до 35°; масса пустого - 4600 кг; макс. скорость - 1050 км/ч; практический потолок - 12500 м, дальность полета - 2000 км.
На самолетах Як-130 конструкторам удалось реализовать систему полностью цифрового борта без аналоговых приборов. Всю информацию о пилотировании и состоянии систем машины летчики получают с экранов многофункциональных индикаторов. Лобовое стекло первого пилота, оборудованное системой отображения, позволяет летчику взаимодействовать с реальными и виртуальными целями, а также в экстренной ситуации помогает вернуться на аэродром прописки.

Учебные и боевые возможности

Впрочем, главное, зачем на "стотридцатом" реализован подобный масштаб оцифровки - это обучение пилотов. Электронная система дает возможность в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости машины, а также выступает в качестве активной системы безопасности полета. На старте процесса обучения это дает фору начинающим операторам и прощает курсантам ошибки пилотирования. Вместе с тем, уже в режиме пилотажа или воздушного боя система позволяет имитировать любые типы воздушных судов. Для того, чтобы моделировать их динамические характеристики, достаточно загрузить на борт математическую модель, будь то штурмовик или тяжелый бомбардировщик.

Кроме того, система учит пилотов боевому применению. Компьютер создает для обучаемого обстановку условного боя, в котором можно провести обнаружение, захват, сопровождение и уничтожение цели, например, ракетами воздух-воздух. Или отработать по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО условного неприятеля.
Як-130, хоть и именуется учебным, способен выполнять серьезные боевые задачи, в том числе уничтожать малоскоростные воздушные цели или отдельные наземные объекты. Радиус боевого применения при этом составит больше 600 километров. Восемь узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем позволяют самолету нести до 3000 килограммов боевой нагрузки. Среди авиационных средств поражения, применяемых на самолете - ракеты класса "воздух-воздух", авиационные бомбы, в том числе высокоточные вплоть до КАБ-500, неуправляемые авиационные ракеты, а также пушечное вооружение в виде контейнера с ГШ-23.

Радиус боевого применения (штурмовик) - 680 км; боевая нагрузка - 3000 кг; максимальная взлетная масса - 10290 кг.

Простота конструкции, надежность планера и силовой установки, высокие летно-технические характеристики… "Стотридцатый" - это самолет, который по критерию "стоимость-эффективность" значительно превосходит своих "одноклассников" и тем более учебные модификации боевых машин. Пожалуй, Як-130 - это наглядный пример идеального сочетания учебных и боевых возможностей.

| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.

Читайте также:

Проедет 300 км даже с пробитыми колесами. А что еще может БТР-82А?

Лучший в своем классе. Почему вертолет Ми-8МТВ-5 так популярен?

Почему МиГ выбирают в 20 странах? Как создавали и улучшали легендарный истребитель