Цифровизация отрасли ЖКХ: полезные сервисы для столицы и глубинки
29.10.2024 | 08:01
Говорят, система работает хорошо, если не приходится задумываться, как именно она работает. Это применимо в том числе к системе оплаты жилищно-коммунальных услуг, где за последние годы произошли колоссальные изменения.
Уже давно мы не то что не стоим в очередях, а буквально за пару минут, что называется, не выходя из дома оплачиваем коммуналку-телефон-интернет и т. д. По специальному номеру 115 легко оставляем заявки на выполнение тех или иных видов работ, устранение аварий и неполадок. Извещения на оплату коммунальных услуг приходят нам на электронную почту, а необходимые справки можно получить как в одном окне, расчетно-справочных центрах, так и в личном кабинете Е-паслуга. Все это мы делаем дистанционно, без посещения банка, ЖЭСа и других организаций. И это стало возможным благодаря неуклонной цифровизации жилищно-коммунального хозяйства.
- Данному процессу способствовало, в первую очередь, принятие ряда соответствующих указов Президента, предполагающих создание на государственном уровне информационных ресурсов, взаимодействующих с различными государственными системами, - рассказывает директор филиала "Единый расчетно-справочный центр г. Минска" КУП "Центр информационных технологий Мингорисполкома" Олег Поскробко. - Цифровизация сферы ЖКХ на общереспубликанском уровне началась еще в 2016 году с начисления платы за услуги ЖКХ. До определенного момента большое количество созданных программных продуктов работали по различным, порой запутанным алгоритмам - в разных регионах специалисты применяли разные подходы. Речь не могла идти ни о какой прозрачности начислений.
Сегодня в стране для расчета жилищно-коммунальных услуг используется уникальный общереспубликанский продукт АИС "Расчет ЖКУ", созданный ОАО "НКФО "ЕРИП".
АИС "Расчет-ЖКУ" стала цифровой платформой для обеспечения господдержки населения по оплате ЖКУ в виде безналичных жилищных субсидий.
Масштабы системы на сегодня внушительные: обслуживается почти 4,8 млн лицевых счетов плательщиков ЖКХ (57,5 млн услуг). За 8 лет использования системы изменился не только ее внешний вид, но и возможности.
За это время и АИС "Расчет-ЖКУ" вышла за рамки "калькулятора" для начисления коммуналки. Для РСЦ она позволяет выполнить полный цикл по расчету платы за услуги: от заведения лицевых счетов до формирования отчетности. Для поставщиков услуг она автоматизирует и сокращает сроки перечисления денежных средств за оказанные услуги, делая их прозрачными. Для граждан в любом населенном пункте - это возможность оплаты одним кликом всех услуг по адресу (включая воду, газ, страховку за квартиру, домофон, в перспективе и свет) по единому лицевому счету.
Благодаря работе системы в стране начали действовать единые для всех лицевых счетов (будь то дом товарищества собственников или общежитие предприятия) алгоритмы начисления, жировка единой формы и возможность ее получения на электронную почту стали доступны абсолютно всем гражданам Беларуси.
В настоящее время АИС "Расчет-ЖКУ" развивается в направлении интеграции с другими существующими системами. Это делается с целью максимального упрощения взаимодействия гражданина с государственными органами и другими организациями по вопросам ЖКХ, чтобы исключить необходимость обращаться в разные инстанции за получением справок, а затем нести их в свой расчетно-справочный центр.
Не остаются в стороне в вопросах цифровизации начислений и сами поставщики услуг ЖКХ. Так, в ближайшее время АИС "Расчет-ЖКУ" начнет формировать извещения на основе дистанционно снятых показаний приборов учета воды, тепла, электричества.
В перспективе развития - продолжение системной интеграции существующей цифровой платформы ЖКХ с программными продуктами других отраслей, что открывает широкие возможности по автоматическому учету любых изменений, в том числе и в лицевом счете плательщиков жилищно-коммунальных услуг. Допустим, сменился собственник квартиры, зарегистрировался льготник или многодетная семья, сменился водомер или газовый счетчик - вся информация будет сразу в системе, что освободит время как человеку, так и поставщикам услуг, расчетно-справочным центрам.
С 2023 года ЦИТ Мингорисполкома получил статус офиса цифровизации для выполнения услуг в интересах Минского городского исполнительного комитета и Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Чего ожидать от цифровизации ЖКХ в будущем? Белорусы получат возможность доступа к еще большему количеству административных процедур в режиме "не выходя из дома". До конца этого года ЦИТ Мингорисполкома завершит разработку около 80 электронных административных регламентов по административным процедурам в отрасли ЖКХ, архитектуры и строительства, природных ресурсов и охраны окружающей среды и сфере лицензирования.
- В этом году наш офис цифровизации осуществляет разработку семи технических паспортов мероприятий, пять из которых уже в завершающей стадии, а еще два получили положительное заключение Совета при Министерстве связи: государственная информационная система для совершения пассажирами междугородних и пригородных бесшовных поездок (этот сервис способен выстраивать маршрут передвижения из точки А в точку Б в пределах страны с учетом всех транспортных средств, за исключением авиационных), а также единая платформа управления гостиницами, - рассказывает заместитель директора по развитию информационных технологий КУП "ЦИТ Мингорисполкома" Александр Василенко.
Крайне актуальна сегодня внедряемая во всем мире концепция "умного города". Совместно с другими проектами новые сервисы будут доступны всему населению страны посредством одной государственной цифровой платформы "Умный город (регион)". В рамках ее развития запланированы к реализации новые востребованные населением сервисы, наравне с интеграцией существующих решений, например, хорошо всем известного сервиса 115.бел "Мая Рэспубліка".
- Было время, и никто не мог дать точный ответ на вопрос, какие виды работ, в каком объеме необходимо выполнить в жилищно-коммунальном хозяйстве, сколько кровель и стыков надо заменить, - поясняет Олег Поскробко. - 115.бел стал тем информационным ресурсом, куда стекаются все заявки от граждан. Теперь ничего нельзя спрятать или приписать. У госслужащего появилась объективная картина реальных проблем.
Работа, которая проводится офисом цифровизации ЦИТ Мингорисполкома при поддержке Министерства связи и информатизации и Центра цифрового развития, выстроена на подходах упорядочения и оптимизации существующих бизнес-процессов, унификации используемых программных средств различными предприятиями с приоритетом на отечественные разработки, создание удобных и востребованных сервисов. Благодаря проводимой масштабной работе в сфере цифрового развития повышаются компетенции офисов цифровизации, растет численность государственных IT-специалистов - тем самым обеспечивается кадровая и интеллектуальная безопасность, переход от количественных измерений используемых информационных систем и ресурсов к качественной проработке вопроса использования единых платформенных решений, таких как АИС "Расчет-ЖКУ", платформа "Умный город" и т. д.
- Цифровое развитие - это не временной отрезок, а постоянное совершенствование и создание удобных для граждан, бизнеса и государства процессов, связанных с переходом жизненных укладов к мобильности и использованию смартфона фактически для любых операций, - подчеркивает Олег Григорьевич. - Постепенно мы будем приближаться к максимальному удовлетворению информационной потребности пользователей и в оказании услуг, которые можно осуществить удаленно, чтобы сэкономить главный ресурс - время. Все проекты ЦИТ Мингорисполкома, ОАО "НКФО "ЕРИП", а также других участников цифровизации отрасли ЖКХ направлены на повышение доступности услуг, удобства и комфорта жителей и гостей не только столицы, но и самых отдаленных уголков страны.