Почтовая марка - изобретение не столь уж древнее (историки зафиксировали, что первая приклеиваемая марка выпущена в обращение в мае 1840 года в Великобритании), но определенно совершившее революцию в работе почты и развитии почтового сообщения, ведь с появлением марок значительно упростилась и ускорилась переписка, что ощутимо отразилось на развитии экономики и культуры всего мира. Со временем, конечно, многое изменилось, и сейчас почтовая марка выполняет несколько основных функций: служит для оплаты почтовых сборов, представляет собой предмет коллекционирования и является способом отпраздновать знаменательное событие, выступая проводником культурного наследия страны. Так что же такое почтовая марка? Знающие ответят: каждая марка - и фрагмент истории, и частица души, и труд тех, кто ее создавал, и интерес тех, кто ее приобрел для отправки послания или пополнения собрания. Большой путь от простых знаков почтовой оплаты до художественных миниатюр прошли марки с момента появления, и это не конечная точка их маршрута: с каждым годом макеты все оригинальнее, сюжеты разнообразнее, а полиграфические технологии все современнее. В канун Всемирного дня почты корреспондент БЕЛТА посетила издательский центр "Марка", находящийся в ведении "Белпочты".К созданию макетов белорусских марок приложили руку именитые художникиИсключительное право на выпуск почтовых марок в нашей стране принадлежит Министерству связи и информатизации. Непосредственно планированием, изданием, распространением марок, как и экспортом и импортом товаров филателии, заведует издательский центр "Марка" РУП "Белпочта". За год здесь разрабатывают около 3 тыс. разноплановых сюжетов, используемых на почтовых марках и блоках, конвертах и карточках, сувенирах. Все почтовое волшебство - дело рук 39 сотрудников "Марки". Над самой творческой частью работы - созданием оригинал-макетов почтовых марок - трудятся четыре дизайнера. Это люди, с предельным трепетом относящиеся к любимому делу. Впрочем, так можно сказать о каждом работнике издательского центра, и в этом легко убедиться во время личной беседы. Ведь, как оказалось, придумать и нарисовать картинку - еще полдела, необходимо также грамотно нанести требуемые надписи, проработать все юридические аспекты по авторскому праву - нюансов тьма! Дизайнер Евгения Бедоник, например, является частью дружного коллектива издательского центра не первый год. За плечами девушки много успешных проектов, и к каждому для Евгении было важно сохранить творческий подход.
- С уверенностью могу сказать, что каждый почтовый проект - результат слаженной работы коллектива, - без тени сомнений заявляет начальник издательского центра "Марка" Ирина Шипилова. - При необходимости к работе над оригинал-макетами привлекаются талантливые художники. Отмечу профессиональный подход к работе художников Александра Митянина, Татьяны Дольской, Виктора Чайчука, Ольги Копачевой - авторов очень многих почтовых выпусков. Вместе с тем мы заинтересованы в привлекательных почтовых проектах, поэтому постоянно ведем поиск новых имен.
Сразу и не скажешь, но выпуск даже одной марки представляет собой длительный производственный процесс, начинающийся примерно за год до непосредственного тиражирования с формирования планов выпуска. Сделать марки как можно более привлекательными, выразительными и богатыми по содержанию - такими критериями руководствуется Художественный совет при Минсвязи, когда разрабатывает тематические планы издания почтовых марок.
Самые популярные - о растениях и животных, а необычные - треугольныеЕжегодно выпускается около 50 сюжетов белорусских художественных марок. На почтовых миниатюрах отражены современные реалии государства, его историческое и культурное наследие, богатая флора и фауна Беларуси. К слову, как известно, наиболее популярная и востребованная тема в мировой филателии как раз флора и фауна, оттого совсем не удивительно, что примерно треть белорусских почтовых марок посвящена природе и животному миру.
- Наш издательский центр, создавая почтовые выпуски, совершенствует сразу несколько направлений: с одной стороны, повышает требования к разработке оригинал-макетов и их изготовлению, с другой, оптимизирует формы выпуска. Уже сделан уклон на "удобные" размеры марочных листов, предусмотрено наличие купонов и художественно оформленных полей, - рассказывает Ирина Шипилова.
Новшества затронули и технологии, а при изготовлении белорусских марок применяются послепечатные полиграфические: конгревное тиснение, выборочная лакировка, термическое тиснение металлизированной фольгой… С развитием полиграфических возможностей предприятий-изготовителей появились и необычные почтовые марки в виде треугольника, круга, овала. Разработчики озаботились и особой защитой для своих редких творений.
- Все почтовые марки Беларуси - стандартные и художественные - выпускаются с элементами защиты. Особенность защиты художественных марок - в оригинальности исполнения. Эти элементы дополняют сюжет почтовой миниатюры и представляют интерес для филателистов, - прокомментировала начальник издательского центра - Защита наносится специальной краской, видимой только при УФ-излучении, и может быть белого и красного свечения. Постоянный символ защиты - элемент народного узора (звездочка), но возможны и дополнительные тематические символы.
Разнообразнейшая тематика выпусков и высокое полиграфическое исполнение - все это объясняет, почему отечественные марки ценят заядлые коллекционеры по всему миру.
Душевные письма и "живые" почтовые маркиСегодня тираж одной почтовой художественной марки составляет от 30 тыс. до 50 тыс. экземпляров. В перечне стран, с которыми Беларусь создала совместные почтовые выпуски, свыше 26 государств, в числе которых такие экзотические для белорусов точки на карте, как Ватикан, Лаос, Мальтийский Орден, Святой Престол и Уругвай. Есть, однако, и более привычные слуху партнеры: Россия, Азербайджан, Армения...
- Несмотря на то, что каждый из нас активно использует электронные средства для передачи информации, послания, написанные от руки, сохраняют спрос. Белорусская почта продолжает позиционировать ручные письма как нечто особенное, трогающее людские сердца, ведь так приятно получить от дорогого человека письмо, передающее его чувства, сохраняющее уникальность его почерка, а спустя некоторое время с удовольствием и ностальгией перечитать его, - делится эмоциями заместитель генерального директора по коммерческой деятельности РУП "Белпочта" Ирина Кононова.
В 2008 году Беларусь присоединилась к международному онлайн-проекту о посткроссинге, цель которого заключается в обмене почтовыми карточками и марками между людьми из разных уголков планеты. Главная идея такова: если вы отправили карточку, то вскоре обязательно получите взамен как минимум одну от посткроссера из любой точки Земли. Вот уже на протяжении многих лет наша страна входит в десятку лидеров по количеству зарегистрированных пользователей и отправлений. Однако этот проект не единственный знаковый для белорусов в почтовой сфере: не так давно было разработано приложение AR MARKA BELARUS, изменившее привычное восприятие почтовых марок.
- При наведении на почтовую марку или блок камеры гаджета с запущенным приложением изображение "оживает", появляется специально созданный сценарий в дополненной реальности. Технология дополненной реальности доступна через бесплатное мобильное приложение, которое можно скачать в Google Play и App Store, - пояснила Ирина Кононова.
Сценарии мобильного приложения разработаны к семи почтовым проектам: блоки "75 лет освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков", "1000 лет со времени первого письменного упоминания Бреста" и "Коложская икона Божией Матери", марки "Золотая птица" из серии "Народные сказки", "Древние почтовые маршруты", "Купалье" из серии "Праздники и обряды белорусов" и "Анастасия Наумова (10 лет). Аист" из серии "Рисуют дети Беларуси".
Так пишется летопись страныБурное развитие нового вида коллекционирования - филателии - началось сразу с появлением первых почтовых марок. История белорусской филателии, например, пишется с 20 марта 1992 года, когда была выпущена в обращение первая почтовая миниатюра "Крест Евфросинии Полоцкой". На данный момент введены в обращение уже почти 1,6 тыс. почтовых марок.
- Почтовые марки, будучи коллекционным материалом, не только не теряют с годами своей материальной ценности, а наоборот, приобретают ее. Выпущенные определенным тиражом, они раскупаются, количество их в продаже постоянно уменьшается, а спрос регулярно увеличивается, - сделала акцент на востребованности отечественных марок начальник издательского центра "Марка" Ирина Шипилова. - Белорусская почта, принимая во внимание интересы коллекционеров, выпускает широкий ассортимент филателистической продукции: конверты Первого дня, специальные памятные гашения, картмаксимумы самой разнообразной тематики. Организовано изготовление тематических и годовых наборов, буклетов, почтовых сувениров.
Теперь стало очевидно, что выпуск каждой почтовой миниатюры - это одновременно кропотливый труд, исследовательская работа и, конечно, творчество. Учитывая многообразнейшую тематическую, жанровую, сюжетную палитру почтовых марок Беларуси, можно с уверенностью утверждать, что почтовые выпуски складываются в яркую и динамичную летопись страны. Не зря давно стало крылатым меткое выражение "Почтовая марка - визитная карточка страны".
Тематический план издания государственных знаков почтовой оплаты Беларуси на 2025 год представлен значимыми темами. Как по секрету рассказали в издательском центре, у творческого коллектива "Марки" припасено множество интересных идей, подтвержденных полиграфическими возможностями белорусских типографий. Здесь понимают, что результат совместного труда по созданию марок рассчитан не только на достаточно узкую аудиторию филателистов - он любопытен для каждого белоруса и иностранца, желающего расширить свое представление о Синеокой.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото РУП "Белпочта",
БЕЛТА.-0-