Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Т-72Б: едет под водой, стреляет на 9 км. Говорим об основном танке белорусской армии

30.10.2023 | 15:15

"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. Зарекомендовавшие себя с советского времени, поступившие на вооружение в новой истории и перспективные образцы, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.

Танк Т-72Б - основная боевая машина белорусской армии. По самым скромным подсчетам, в строю их больше 1000 единиц. При этом часть днем и ночью "утюжит" полигоны, а еще часть находится в законсервированном состоянии, готовая к применению.

Т-72Б, пожалуй, самый известный массовый танк последней четверти 20 века. Он предназначен для ведения боевых действий в непосредственном соприкосновении с противником и поддержки мотострелковых подразделений. Его цели, как правило, бронеобъекты, огневые средства и живая сила противника, а при должной подготовке - и малоскоростные воздушные объекты.

Стальной исполин был принят на вооружение в конце января 1985 года, хотя его базовая модель в войска пришла гораздо раньше. Т-72Б - это модификация отлично зарекомендовавшего себя танка Т-72. Конструкторы постарались максимально сократить количество недостатков, выявленных за годы эксплуатации, а заодно реализовали в боевой машине все имеющиеся на тот момент передовые разработки военной промышленности. Так на "семьдесятдвойке" появились новые прицельные комплексы и системы наблюдения, комплексы динамической защиты и управляемого вооружения и многое другое.

Впрочем, обо всем по порядку. И сначала немного истории.

История создания

Т-72 создавался конструкторами далеко не на пустом месте. К моменту, когда возникла необходимость в новой машине, армия Советского Союза была готова перейти на по-настоящему революционные танки Т-64.

Машина по праву считается родоначальником классических основных танков. "Шестьдесятчетверка" объединила в себе боевые возможности тяжелых машин и подвижность средних. По всем параметрам Т-64 был лучшим на то время, но только концептуально. Стать основным танком огромных по своим размерам вооруженных сил ему мешали высокая стоимость, низкая надежность и сложность в производстве.

Решить непростую задачу взялись конструкторы Уралвагонзавода. Базой стал Т-64. Не изменяя его в классическом понимании, инженеры работали над начинкой. Сохранили конструктивные элементы бронекорпуса, но заменили двигатель, оставили трансмиссию, но автомат заряжания применили собственной разработки, а еще частично вернулись к, казалось бы, архаичной ходовой от "старичка" Т-62.

Работы над новой машиной продолжались вплоть до начала 1971 года, когда узлы и агрегаты были доведены до высокого уровня надежности.

Впрочем, чтобы встать в строй, новой машине пришлось выдержать особое испытание - совместно с "конкурентами" проделать путь от Днепропетровска до Слуцка и обратно, а затем через Баку и пустыню Каракумы пройти почти до самого Ашхабада. Параллельно участвовать в учебных стрельбах и учениях.

За весь период испытаний танк прошел несколько десятков тысяч километров, автомат заряжания отработал больше тысячи циклов, экипажи отстреляли по несколько сот выстрелов.

В итоге "объект 172" был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 "Урал". И в 1974 году первая серия из 220 серийных танков ушла в войска. Всего же с момента запуска серийного производства Т-72 в различных модицикациях было выпущено больше 30 000 единиц, в том числе в варианте Т-72Б.

Боевое крещение "семьдесятдвойки" получили во время сирийско-израильского конфликта, где смогли показать свое полное превосходство на поле боя. На счету Т-72 ирано-иракская война, боевые действия в Персидском заливе, бои в Югославии и конфликты на территории бывшего Советского Союза.

Может передвигаться под водой

Танк Т-72Б имеет классическую компоновку. В передней части располагается отделение управления, боевое отделение в средней части корпуса и моторно-трансмиссионное - в корме.

В составе экипажа три человека: механик-водитель, наводчик и командир, который также выполняет функции заряжающего после расходования боезапаса в автомате заряжания.

Стальной исполин Т-72Б весит 44,5 тонны. При этом основная масса - это броневое исполнение машины. Корпус танка, как многослойный пирог, сварен из катаных стальных листов и усилен плитами гомогенной брони, стеклотекстолитовым наполнителем и твердым поверхностным слоем. В некоторых наиболее уязвимых местах броня дополнена стальными листами толщиной в 3 сантиметра. Все это (но не только) призвано защитить экипаж от любых внешних воздействий и в первую очередь от поражения себе подобными экземплярами.

Броня танка рассчитывалась с учетом того, что должна выдерживать пробитие кумулятивными и бронебойно-подкалиберными снарядами противника. Впрочем, за живучесть экипажа отвечает еще и специальный комплект динамической защиты "Контакт". 227 контейнеров на корпусе, башне и бортовых экранах. А в случае необходимости экипаж может воспользоваться системой постановки дымовой завесы и скрыться с глаз долой, причем на довольно большой скорости. Такую возможность дает V-образный дизельный двигатель мощностью 840 лошадиных сил. Он способен разогнать 44 тонны брони до 60 километров в час по дороге с твердым покрытием, а по сухой грунтовке выдать почти 50. Двигатель может похвастать своей неприхотливостью не только в вопросах обслуживания и ремонта, но и во "вкусовых предпочтениях" - на Т-72Б установлено многотопливное сердце - все 800 лошадей могут питаться дизелем даже сомнительного качества, бензином и даже керосином. Расход топлива порядка 250 литров на 100 километров. Емкости баков в 1200 литров машине хватает в среднем на 500 километров.

Кстати, передвигаться танк может не только по суше, но и под водой - вброд. Глубина преодолеваемой преграды до 5 метров. Но для этого требуется специальная подготовка экипажа и самой машины. Т-72Б герметизируют, на выхлопную трубу ставят специальную клапанную коробку, а для подачи воздуха в моторное отделение устанавливается шноркель - по сути, большая труба. На момент преодоления водной преграды экипаж оснащается спасательными жилетами и изолирующими противогазами, которые сами вырабатывают кислород при срабатывании особого химического патрона.

Боевые возможности

И все же главное, чем может по праву гордиться детище конструкторского бюро Уралвагонзавода, - это боевые возможности Т-72Б.

Основное вооружение танка - 125-миллиметровая гладкоствольная пушка с комплексом управляемого вооружения. Орудие обладает отличной баллистикой, высокой точностью и хорошим бронепробитием снарядов. Максимальная дальность стрельбы немногим более 9 километров, а управляемыми ракетами - порядка 4.

Танк оснащен системой электрогидравлической стабилизации вооружения, что позволяет вести огонь из пушки как с места или коротких остановок, так и на ходу.

Боекомплект танка - 45 выстрелов различного типа: кумулятивные, осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные. 22 пары находятся в транспортере автомата заряжания карусельного типа, остальные уложены в боеукладках корпуса и башни.

Орудие танка раздельно-гильзового заряжания: первым подается снаряд, вторым - заряд. Боевая скорострельность с использованием автомата заряжания составляет 8 выстрелов в минуту, с мускульной силой командира - от 1 до 2 выстрелов.

После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни, очистка воздуха от газов также проводится автоматически.

С танковой пушкой спарен пулемет ПКТ калибром 7,62 миллиметра с 2000 патронов, а в качестве зенитного орудия для борьбы с воздушными целями используется 12,7-миллиметровый НСВТ на 300 патронов. Вести огонь из установки может командир.

Для наблюдения за полем боя наводчик использует многоканальный комбинированный прицел с оптическим и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. У командира средства наблюдения ограничены дневно-ночным прицельно-наблюдательным комплексом. Вести огонь можно как с места наводчика, так и с места командира.

Танк Т-72Б, по мнению военных и разработчиков, получился настолько удачным, что его серийное производство продолжалось вплоть до 1992 года.

По ходу серийного выпуска в конструкцию танка вносились дополнительные изменения, которые повышали защищенность, огневую мощь и подвижность образцов. Сегодня в войска приходит очередная высокомодернизированная версия "семьдесятдвойки" с индексом Б3.

| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ", скриншоты видео.

Читайте также:

Как обстоят дела в белорусской армии? Обсуждаем с экспертами

"Хотел сюда очень сильно". Белорус рассказал, как становятся связистами-разведчиками

"Пикирует на нас и бросает бомбы". Ветеран рассказал о реальном бое и погибших товарищах