Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Сталь, мощь и высший пилотаж. Виртуозы соревнуются в управлении БЕЛАЗами в Жодино

10.09.2025 | 17:01
В сердце крупнейшего производителя карьерной техники страны сегодня стартовал четвертый международный чемпионат "Клуб операторов БЕЛАЗ-2025". Здесь встретились лучшие из лучших - опытные водители карьерных самосвалов из разных стран, чтобы обменяться опытом, повысить мастерство и укрепить деловые связи. На этих непростых соревнованиях не только проверяются навыки вождения и теоретические знания. Чемпионат объединяет специалистов в одну большую семью БЕЛАЗ. Вместе с профессиональным жюри корреспонденты БЕЛТА оценили действия виртуозов-водителей на полигоне Белорусского автомобильного завода в Жодино. 

Сегодня на территории завода собрались 35 водителей карьерных самосвалов из Армении, Беларуси, Ирана, Казахстана и России, которые поборются за звание лучшего в управлении многотонными гигантами. Конечно же, с большими группами поддержки. В течение трех дней участники пройдут испытания - за рулем 130-тонного БЕЛАЗа-7513D продемонстрируют виртуозное маневрирование на специальном полигоне, в том числе покажут сложные элементы вроде диагональной парковки и преодоления габаритных коридоров. На заводе также проверят их теоретические знания - устройство техники и правил безопасности. 
Чемпионат не только впечатляет высочайшим уровнем водительского мастерства, он служит укреплению международного профессионального сообщества операторов, способствуя обмену опытом и развитию сотрудничества между горнодобывающими компаниями мира. 

Эти соревнования уже стали традиционными, рассказал генеральный директор БЕЛАЗа Сергей Лесин. "У водителей, кроме демонстрации своих навыков, будет возможность пообщаться с коллегами, которые работают на разных предприятиях и в разных странах. Они смогут поделиться опытом, обменяться мнениями, рассказать истории, связанные с работой в такой непростой отрасли. Это очень ценно для нас, - сказал он. - Нам очень приятно отметить, что люди, которые приезжают к нам на соревнования, получают толчок в своей карьере. Оператор, который даже не занимает призовое место, уже в течение года идет на повышение. Это очень радует". 

После небольшой приветственной части гендиректор раздал участникам клубные карты и выразил надежду, что они станут дополнительным плюсом при оценке мастерства водителей на их предприятиях. 

Сразу после этого участники отправились на полигон. В числе испытаний - парковка задним ходом, проезд неровностей, подъем на горку с 8%-м уклоном, трогание с места от стоп-линии, выполнение фигуры "Восьмерка", прохождение габаритного коридора и др. Кроме этого, участникам нужно "лопнуть" воздушные шары, совершая маневры. Как показала практика, водителям это дается непросто, так же, как и "Восьмерка". В целом это стандартные элементы, полезные для закрепления водительских навыков. "Основной элемент - диагональная парковка, которой водители часто пользуются в реальных условиях эксплуатации. Есть также проезд неровностей с ограничением скорости - обязательный элемент на трассе. Остановка возле стоп-линии необходима при заезде в бокс, а при парковке оператор должен соблюдать безопасное расстояние от препятствий, этот элемент тоже включен в трассу. Спуск под уклон - также частая ситуация на работе. При плохой погоде это особенно усложняет движение самосвалов. 

"Восьмерка" - маневр для оперативного обхода препятствий, хотя в жизни он встречается редко, но тоже важен. Есть проезд коридора и парковка задним ходом карьерного самосвала в гараж. Это уже обычные действия для водителей при остановках", - рассказал главный судья соревнований Артур Каптюг.

Оценка участников основывается в первую очередь на безопасности - за нарушения предусмотрены штрафные баллы, их количество увеличивается с каждым годом. Скорость важна, но строго ограничена знаками и условиями трассы. Необходимо, чтобы участники стремились к качественному проезду с минимальными ошибками, сохраняя максимально допустимую скорость.

Соревнования проходят на специально спроектированном испытательном полигоне, где условия приближены к реальным - с подъемами, спусками и неровностями. Хотя он и не такой длинный, как реальные карьерные маршруты. 

Конкурсантам доверили управлять 130-тонным самосвалом серии 7513. Это самая популярная модель БЕЛАЗа, к тому же недавно получившая Государственный знак качества. Не для всех участников это "рабочий" большегруз. К примеру, одна из двух женщин - участниц чемпионата из России Татьяна Винокурова обычно работает на 220-тоннике. Тем не менее тренировалась на самосвале поменьше, так сказать, без отрыва от производства. БЕЛАЗы она водит с 2012 года, а в профессию попала по приглашению своей подруги. 
Татьяна уверена, что такие соревнования - это хорошая проверка своих навыков, а также возможность почувствовать себя частью профессионального сообщества. "Очень важно не нервничать и не суетиться перед прохождением трассы. Залог успеха - спокойствие и уверенность в собственных силах. Элементы трассы не очень сложные, особенно те, которые водители применяют в своей работе. Но соревнования требуют особой точности и маневренности, ведь реальная работа и работа на трассе отличаются. В карьере водитель действует в постоянно меняющихся условиях - дорога, забой, ширина проезда, а на трассе все стабильнее, с четкими задачами и знаками. Тем не менее опыт работы с карьерной техникой отлично помогает на соревнованиях, особенно в умении маневрировать и ориентироваться на местности", - рассказала Татьяна Винокурова.

Первые выступления на соревнованиях бывают непростыми - нагрузка большая, и волнение мешает. Например, сбить шары или не зацепить стойки. Водитель ТОО "Богатырь Комир" Кабдрашит Турлюбеков из Казахстана, которому выпало выступить одним из первых, отметил, что в целом проезд прошел отлично, а атмосфера и гостеприимство белорусских организаторов оставляют приятное впечатление. Работает на карьерных самосвалах марки БЕЛАЗ водитель уже около 7-8 лет и успел опробовать разные модели. "Машина надежная и простая в эксплуатации, многое зависит от того, как за ней ухаживает водитель. В целом техника отличная", - подчеркивает Кабдрашит Турлюбеков.

Так как в Беларуси не так много мест, где такие махины используют, от нашей страны в соревнованиях участвуют только два водителя. У нас карьерные самосвалы БЕЛАЗ преимущественно используются на гранитных карьерах, таких как на известном предприятии РУПП "Гранит" в Микашевичах. Это крупнейший производитель нерудных строительных материалов, который специализируется на добыче и переработке плотных горных пород гранита. На этих карьерах БЕЛАЗы перевозят добытую горную массу по технологическим дорогам, обеспечивая эффективную и безопасную работу в условиях открытых разработок. 

Работник РУПП "Гранит" и участник соревнований Сергей Ольгомец рассказал, что всего на предприятии два 130-тонника, которые закупили около двух лет назад. В эксплуатации они хороши, поэтому их закупку оценивают как удачную. Общий стаж вождения Сергея составляет 15 лет, из которых большегрузы он водит почти 2 года. Участвуя в конкурсе первый раз, он очень внимательно наблюдает за прохождением трассы другими водителями. "Это моя работа, мне очень интересно, - сказал он. - У меня отец отработал на БЕЛАЗе всю жизнь, и я, маленький, приезжал, катался. Мне всегда была интересна техника, в частности БЕЛАЗа".

После прохождения практической части чемпионата участникам предстоит преодолеть еще один этап - теоретический. Он состоит из 20 вопросов, охватывающих эксплуатацию карьерных самосвалов грузоподъемностью 130 т, а также техническое обслуживание и безопасность. За правильные ответы начисляются дополнительные баллы. Теория необходима для поддержания высокого уровня профессионализма операторов. Поэтому на чемпионате даже виртуозное мастерство вождения не может гарантировать высокий результат, если не будет хорошего знания теоретического материала.
Четвертый международный чемпионат "Клуб операторов БЕЛАЗ-2025" наглядно демонстрирует, что современная карьерная техника, являющаяся гордостью отечественного машиностроения, попадает в надежные руки настоящих мастеров своего дела. Подобные мероприятия не только выявляют лучших из лучших, но и задают новые стандарты безопасности и профессионализма для всей отрасли.

Фото Андрея СИНЯВСКОГО,
БЕЛТА.-0-