Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Шли через болота, выступали на лесных полянах". Как артисты приближали Победу, поддерживая боевой дух солдат 

01.06.2025 | 15:43
Поддержать боевой дух, поднять настроение, подарить веру в будущее - именно такой была задача артистов в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Для фронтовых концертных бригад не существовало неподходящей площадки: они выступали в больничных палатах госпиталей, на вокзальных перронах и лесных опушках. Первая фронтовая белорусская концертная бригада дошла до самого Кенигсберга. А после войны воспоминания об этом периоде жизни артистов по крупицам собирал первый руководитель бригады. Григорий Прагин - герой специального проекта БЕЛТА "Профессии Победы", посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Рассказываем об отважных людях самых разных профессий - тех, кто, находясь на передовой, в тылу или оккупации, вносил свой вклад во всенародную борьбу с фашизмом. 

Чтобы поближе познакомиться с жизнью героя проекта, корреспондент БЕЛТА обратилась в Белгосфилармонию, которой когда-то руководил Григорий Прагин, и Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства, где сохранились его фонды.

По словам музыковеда и музыкального критика Ольги Брилон, история жизни Григория Прагина очень трагична, как и тысячи других историй людей, выживших на войне. По специальности он был музыкантом, окончил Минский музыкальный техникум по классу тромбона. В те же годы познакомился со своей будущей женой Софьей Друкер, которая училась на вокальном отделении. Впоследствии она стала выдающейся оперной певицей и народной артисткой БССР. 

Но вместо мирной семейной жизни пару ждала страшная трагедия. Пришла война, дети Григория и Софьи в то время были на отдыхе в Минске, а родители находились за пределами города и не смогли найти детей. Мальчику было 12 лет, а девочке 6 - они оказались в гетто и погибли. 

"Пережить такое не каждый сможет. Доходила разная информация о том, как погибли дети Прагина. По рассказам, некоторое время из гетто можно было выходить, поэтому мальчик пробирался, чтобы подкормить сестренку. Застрелили его в одну из таких вылазок, когда он пришел в какое-то заведение, и официантка рассказала находившемуся там немцу, что этот мальчик - сын еврея и коммуниста Гришки Прагина", - рассказывает Ольга Брилон.
 
Она добавила, что у него не осталось прямых потомков. Григорий Прагин делал все, что мог, для победы, но своих детей не сумел спасти. К сожалению, это был не только его удел. Многие другие тоже потеряли своих родных. Первый директор Белгосфилармонии, руководитель первой фронтовой белорусской концертной бригады Прагин заботился обо всех коллегах и друзьях. 
Во время войны артисты добирались до концертных площадок вброд и вплавь, потому что по-другому нельзя было. "Бригада, которую Прагин оперативно собрал в Гомеле из артистов Гомельского драматического театра, дала первый концерт 3 июля 1941 года. Он предназначался для тех, кто уходил на войну. "Зрительным залом" стала большая лесная поляна. Подобные концерты проводились до того времени, пока не началось наступление. Когда в Гомеле стало небезопасно, артистам пришлось эвакуироваться", - пояснила заведующая отделом информации, публикации и использования документов Белорусского архива-музея литературы и искусства Вера Бируля.

Они оставили дома пианино, но в Подмосковье к артистам присоединился баянист из Тамбова Иван Патютков. Он не только исполнял собственные номера, но и аккомпанировал другим артистам, ведь без музыки - никуда. При этом дольше всех Патюткову приходилось возиться с неугомонным Иваном Сайковым, который повсюду выискивал музыкальные новинки: в эстрадных сборниках, у знакомых артистов, а часто и непосредственно у авторов. У Сайкова был мощный драматический тенор. Человек завидного здоровья, он никогда не жалел собственный голос, чем очень гордился. В лютый мороз и в нестерпимую жару исполнял популярные песни и арии. Они неизменно заканчивались невозможными по силе и высоте фирменными вокальными "кульбитами" на радость слушателям.
Среди документов, сохранившихся в архиве-музее, есть докладная записка о зачислении артистов первой фронтовой бригады на войсковое обеспечение. В ней артистам просили предоставить 12 пар сапог, 9 шинелей, 12 шапок-ушанок и 12 фуфаек. Вначале они выступали в своей одежде, но та быстро пришла в негодность и превратилась практически в лохмотья. 

"Артисты дали около 2 тыс. концертов. Программу составляли в основном сами, а Прагин утверждал ее и вносил правки. Старались, чтобы постановки были интересными и душевными. В разных областях и регионах добавляли в репертуар национальные мелодии. Когда советские войска начали готовиться к наступлению, артисты стали исполнять песни с белорусскими народными мотивами и танец "Крыжачок", - подчеркнула Веря Бируля.

Выступали на лесных полянах, в садовых аллеях и скверах, на железнодорожных перронах, в госпитальных палатах. Быстро подхватывали новые произведения писателей: стихотворение Константина Симонова "Жди меня", первые главы поэмы Александра Твардовского про Василия Теркина.

При этом сам Прагин оценивал их достаточно строго. Он лично был на всех концертах в зрительном зале, а после устраивал разбор полетов: делал замечания или комплименты. Но несмотря на строгость, Прагин был сердцем бригады и вызывал у всех глубокое уважение. Артисты его очень ценили. Благодаря Прагину они чувствовали себя в безопасности. 

В 1942-м его назначили начальником Ансамбля песни и пляски Западного фронта, а белорусскую фронтовую бригаду возглавил первый директор Минского музыкального техникума, профессор Белгосконсерватории, заслуженный артист БССР скрипач Аркадий Бессмертный. Молодые артисты любя называли его "дедом". Он заботился об артистах, выбивал им пайки, интересовался, где их размещают. Ходила шутка, что везение белорусской бригады (за время работы не пострадал ни один человек) связано с фамилией Бессмертный.
"От Гомеля до Германии с ними прошел один автобус, который они называли "люкс". В этом автобусе летом стояла невыносимая жара, зимой он покрывался инеем. Артисты толкали автобус, когда тот увязал в грязи или песчаных заторах. Если перегревался двигатель, то нужно было искать воду. Ее набирали где-то в поле, а потом еще и пили эту воду, процеживая носовыми платками", - отмечает Ольга Брилон.

В фонде Прагина можно найти книгу "Особое подразделение", которую после войны написал один из членов бригады Сергей Остроумов. Вышла она в издательстве "Беларусь" в 1982 году. Там рассказывается о жизни и работе обычных артистов, подробно описаны их будни и сложные моменты, которые приходилось переживать вместе. 
В книге Сергей Остроумов вспоминал: "Мы всегда стремились переносить тяжесть фронтового быта, как рядовые бойцы. Нужно было добраться до части верхом - добирались, преодолеть брод - шли по пояс в воде, держа над головой музыкальные инструменты, реквизит, костюмы, ведь это все не тяжелее, чем противотанковое орудие или станковый пулемет".

"Участники первой фронтовой концертной бригады не просто помогали людям, они сражались искусством, которое согревало душу и закаляло сердца: голосом, словом, танцами, песнями, музыкой. Они верили, что их дело тоже важно, и знали, что вносят свой вклад в это сражение", - подчеркнула Вера Бируля.

С частями третьего Белорусского фронта артисты дошли до Кенигсберга, и там уже получили назначения разъехаться по своим родным домам. Именно эта бригада выступала на день освобождения Минска. Многие ее артисты в будущем стали ведущими творческими работниками театров нашей страны и получили высокие звания. Несмотря на тяжелые воспоминания, никто из них не ушел из профессии, и память о войне они пронесли с большим почтением в сердце. 

Фото Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства
БЕЛТА. -0-