14 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета, эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин считает, что сегодня нужно всяческим образом бороться с фальсификацией истории. Об этом он заявил во время круглого стола "Актуальные вопросы сохранения исторической памяти. Противодействие героизации нацизма", который прошел в студии Национального пресс-центра, передает корреспондент БЕЛТА.
Александр Гущин отметил, что особую роль играет преподавание истории в школах, вузах и других образовательных учреждениях. "Педагогический, воспитательный, просветительский процесс сегодня сталкивается с целым рядом вызовов, которые обусловлены как наследием распада Советского Союза, так и новыми тенденциями деглобализации, регионализации, новыми представлениями о прошлом в контексте стремления в ряде стран к национализации истории, изменению исторического нарратива, выстраиванию новой гуманитарной повестки и политики, - сказал он. - Этот вызов привел нас - белорусских и российских коллег - к выводу и пониманию того, что необходимо всяческим образом бороться с фальсификацией истории".
Еще один вызов, по словам эксперта, связан с информационной революцией. Это привело к распространению новых стереотипов и мифов, которые стало легче распространять, а также к определенному размыванию границ того, что такое добро и зло, подлинное и фальсификат. В связи с этим очень важным шагом в преодолении таких негативных тенденций, которые порой сегодня отмечаются на постсоветском пространстве, стало издание учебного пособия "История Великой Отечественной войны. Очерки совместной истории".
По словам Вадима Лакизы, подготовка учебных пособий - очень актуальная, сложная и ответственная задача, потому что в учебниках и учебных пособиях нужно давать выверенную научную информацию, основанную на результатах научно-исследовательских проектов, работ. "И самое главное - должны быть выверенные трактовки, потому что именно на основе научных исследований в школах закладывается понимание тех событий, которые были в годы Великой Отечественной войны", - отметил он.
Как добавил Александр Гущин, авторы издания ставили перед собой в качестве одной из принципиальных задач определение характера ВОВ как справедливой общенародной освободительной борьбы против агрессора. "Это тезис, который сейчас часто подвергается разнообразным спекулятивным толкованиям, зачастую оспаривается. И мы постарались как раз опровергнуть любые оспаривания и выступить в его защиту. Думаю, пособие в полной мере ответило на этот вопрос позитивно", - сказал эксперт.
Пособие посвящено не только характеру боевых действий. Значительная часть уделена периоду, предшествующему войне. Не обошли стороной и проблему коллаборационизма, а также послевоенное обустройство.
Продолжая тему, Вадим Лакиза проинформировал, что в этом году на Национальном образовательном портале начала работать рубрика "Ученые - учителям", где размещается информация о новейших исследованиях ученых Института истории, в том числе связанная с изучением вопросов Великой Отечественной войны.-0-
Общество должно противостоять попыткам героизации нацизма - эксперт