Национальный детский технопарк заработал в Беларуси с 2021 года. При его создании использовался опыт российского образовательного центра "Сириус", который находится в Сочи.
В белорусском технопарке ребята получают знания по 15 направлениям, в числе которых "Зеленая химия", "Наноиндустрия и нанотехнологии", "Виртуальная и дополненная реальность", "Инженерная экология", "Авиакосмические технологии".
А вы знаете, чем первый белорусский холодильник отличался от всех следующих моделей?
Одни из самых эффектных проектов в детском технопарке - роботы. Здесь ребята работают с робототехническими наборами: добавляют к ним различные детали, печатают на 3D-принтере датчики, а затем программируют получившееся изделие. Один из таких наборов они, например, превратили в робота-поводыря. Внешне он похож на большого паука. К нему будет крепиться ручка со встроенным мотором - он подскажет, в каком направлении надо двигаться.
Но некоторые проекты создают с нуля. В технопарке учащийся средней школы № 4 Витебска Павел Старикович решил создать робота для обследования труб на предприятиях.
- У меня папа - бортмеханик. Много рассказывал о механике. Сейчас я собираю часть будущего робота, а точнее, его ноги. Их будет четыре, попарно связанные между собой велосипедной цепью с вкраплениями резины для лучшей сцепки с поверхностью. Нужен он для того, чтобы обследовать трубы в недоступных для человека местах. Например, на многих заводах они идут на большой высоте, под самым потолком, и лазить там небезопасно и долго. Более того, человек может не увидеть скрытые огрехи. А робот сможет не просто обследовать трубы, но и проводить некоторые операции. Например, зачистку перед будущей сваркой, дополнительную изоляцию, временную починку с помощью термоусадочного скотча, - поделился Павел своей идеей.
- Общеизвестно, что использование природных ресурсов является одним из важнейших условий существования человечества. Поэтому изучение вопросов взаимодействия человека и природы весьма актуально. Мы стремимся предоставить талантливым ребятам возможность реализовать научный потенциал в области геологии, палеонтологии, добычи и переработки самых разнообразных полезных ископаемых, - рассказал преподаватель направления "Природные ресурсы", кандидат геолого-минералогических наук Евгений Кухарик.
Девушка-кинолог. Почему белоруска выбрала сложную профессию и что ей в ней нравится?
Среди его талантливых подопечных - учащийся оршанской средней школы № 8 Павел Крапивин. Его отец - инженер-строитель и занимается гидрологией.
- В Беларуси более 50% карьеров, которые находятся в разработке, обводнены. Поэтому важно правильно создавать условия для добычи полезных ископаемых, - погружает Павел в свой проект.
Перед поступлением в технопарк он прошел здесь дистанционное обучение. Вместе с педагогом школьник сперва разобрался с видами подземных вод, а затем провел эксперимент по определению водоемкости горной породы и подвел предварительные итоги. Оказалось, что некоторые полезные ископаемые при взаимодействии с влагой теряют свои качества и становятся непригодными для использования.
- Далее я определил коэффициент фильтрации породы и разработал рекомендации по добыче песчано-гравийной смеси в обводненных условиях. Таким образом мы усовершенствовали технологии разработки месторождений, - поясняет Павел.
В будущем, говорит юный исследователь, он хотел бы продолжить изучать добычу полезных ископаемых в Беларуси. И не просто изучать, а создавать инновационные проекты и заниматься научной деятельностью в стране.
"Ноги на завод уже сами идут". Они пережили худшие времена МТЗ, и вот что говорят
- Как вы понимаете, разработки, которые ведутся в технопарке, являются разработками начального уровня. Но тот задел, который мы даем ребенку для того, чтобы он вырос в серьезного специалиста в этой области, - это бесценно. Наша роль и участие в этом больше образовательные, чтобы сформировать интерес к науке, дать первичный научный базис и таким образом привлечь к занятиям наукой, работе в производстве и развитию определенных сфер деятельности, - подчеркивает Евгений Кухарик.
Степан Коваленок учится в Поставской гимназии. Рисованием и архитектурой увлекается с детства. И это вылилось в необычный проект - природно-образовательная зона отдыха и лекторий "Натура". Образ здания вдохновлен необычным грибом Гиднеллум Пека, произрастающим в Европе.
- В самом проекте на первом этаже располагается лекторий, а также хозяйственные помещения. На втором этаже - зона отдыха с террариумами, где растут цветы и грибы, - презентует свой проект Степан.
Для него это не просто набросок чертежа на большом ватмане. У школьника вполне конкретная идея: построить такой лекторий в Миорском районе возле санатория "Росинка", прямо на берегу озера.
Учащаяся средней школы № 2 Молодечно Валерия Алексеева увлекается современным искусством, поэтому решила спроектировать собственный арт-павильон.
- Он будет открытого типа под навесами. Вы сможете в него свободно заходить с разных сторон. Я очень долго подбирала формы, и сегодня вроде бы получилось что-то интересное. Наверное, в Молодечно такое поставить будет сложно, но, думаю, очень много людей этим бы заинтересовались. Мне показалась интересной идея того, чтобы художники в моем здании могли самовыразиться, а большое количество людей - увидеть их работы. Возможно, это помогло бы другим художникам развиваться, - говорит девушка.
| Материал Михаила МАТИЕВСКОГО.
Читайте также:
"Плакали дети, плакали родители". Белорусы о первых днях после аварии на ЧАЭС
Как парень, который собирался стать инженером, попал в цирк? История воздушного гимнаста
"Для меня было шоком". Судмедэксперт рассказала о трудных случаях в работе