Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

РЕПОРТАЖ: Как в Полоцком районе поисковики установили имена экипажа сбитого советского самолета

17.06.2022 | 23:35

Истории об экипажах советских летчиков времен Великой Отечественной войны в последнее время набирают популярность так же стремительно, как истребители того времени - высоту. Пикирующие бомбардировщики и их бравые командиры еще во время боевых действий становились легендами, а теперь их слава перекочевала в архивы, откуда режиссеры выуживают сюжеты для кинокартин. А в жизни имена погибших и выживших солдат неба из небытия поднимают поисковые отряды. В Полоцком районе вблизи деревни Матейково год назад занялись раскопками на месте падения истребителя Пе-2. Поисковики подняли значительную часть фюзеляжа и деталей крылатой машины, в том числе мотор с указанным на нем номером. Эти цифры раскрыли главный секрет самолета - его название и состав экипажа. Руководитель проекта "Чтим и помним. Беларусь" в структуре местного военно-патриотического фонда поискового отряда "Разведчики воинской славы" Александр Борисов рассказал корреспондентам БЕЛТА о раскопках и судьбе экипажа самолета.

О месте падения в лесу Пе-2 местные жители знали давно. Еще после войны дефицитные обшивку и тяжелые куски "железа" растаскали кто в хозяйство - делали ложки, кто на металлолом - за копеечку. Поисковикам о военной авиамашине сообщили незадолго до начала раскопок. Тогда отряд начал работы, параллельно оформлялась документация и шло согласование с разными ведомствами.

На месте падения самолета были найдены детали с одинаковыми номерами, что дало прямую наводку на модель самолета и имена экипажа. Всего на борту было трое человек. В небе над Полотчиной 2 июля 1944 года самолет был атакован истребителем противника и подбит.

Самый старший член экипажа 1910 года рождения воздушный стрелок сержант Иван Коньков из Калининской области (теперь это Тверская область) получил смертельное ранение еще в воздухе во время боевого вылета. Когда самолет упал и взорвался, обломки разлетелись на большое расстояние, останки стрелка были зажаты в груде искореженного металла.

Пилотом машины был 22-летний лейтенант Борис Власов, уроженец Вологодской области. Он успел катапультироваться, но по спускавшемуся на парашюте советскому летчику открыли огонь полицаи. Один из них, местный житель, прислуживавший фашистам, потом хвастался в деревне, что ему удалось застрелить советского пилота. Даже сейчас, спустя столько лет, работники прокуратуры будут искать сведения об этом предателе, чтобы его имя стало известно общественности. Тело Бориса Власова так и не нашли. Вероятно, его обмундирование с парашютом стали чьим-то трофеем.

Катапультировался и штурман старший лейтенант Анатолий Дашин. Ему повезло больше всех. Он удачно приземлился и, к его счастью, на пути ему попалась семилетняя деревенская девочка Рая Потапенко, которая до сих пор живет в близлежащей деревне. Она вывела советского солдата из леса и сообщила о нем взрослым, которые затем отвели Анатолия к партизанам. Штурмана переправили в его расположение. После войны он, как рассказывала Раиса Потапенко, побывал на месте гибели своей боевой машины и благодарил свою спасительницу за помощь. Старлей, по архивным данным, погиб в 1947 году.

За время раскопок нашлось множество крупных и небольших частей Пе-2. Мелкие детали при взрыве разлетелись по лесу. Поисковики говорят, что если бы они поднимали только металлические детали, то их миссия уже была бы завершена, однако они стараются откопать как можно больше свидетельств трагедии, вплоть до элементов парашютной системы стрелка.

Александр Борисов рассказал, что в раскопках поисковикам помогают работники Следственного комитета и прокуратуры, школьники, студенты. Если представители правоохранительных органов занимаются своей обычной работой, устанавливая детали тех событий, то молодежь копает, просеивает песок, помогает собирать материал. Будущие медики из витебского вуза, например, проводят антропологические исследования найденных костей.

Поисковики рассказали, что копать приходилось много. Мотор самолета ушел глубоко в землю, и, чтобы его достать, нужно было вырыть яму в 4 м.

Как только отряд энтузиастов, совмещающий кропотливую работу на месте падения самолета и свои профессиональные обязанности, поднимет все детали Пе-2, все собранные материалы передадут на хранение. Останки Ивана Конькова перезахоронят с почестями.

Место раскопок поисковики разровняют. Они планируют установить здесь памятный знак с QR-кодом для желающих узнать всю историю от начала до конца: где родились члены экипажа Пе-2, откуда вылетали на боевое задание, как погибли, кто занимался раскопками на месте падения самолета. Для этого нужно еще будет получить полную информацию в архивах, чтобы официально увековечить имена погибших, а затем разработать программный туристско-краеведческий продукт.

Алеся ПУШНЯКОВА,

фото Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.-0-