Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

РЕПОРТАЖ: Использовать по максимуму, или Как в Беларуси наладили переработку батареек

25.08.2016 | 14:42

Тема вторичной переработки отходов, скажем прямо, не самая романтическая. Отходы - они и в Африке отходы, а не чай с малиновым вареньем. Но никуда от них не деться. И каждая страна рано или поздно становится перед выбором: продолжать захоранивать или начинать искать способы максимальной переработки. Беларусь выбрала второй путь. Конечно, шаги пока нельзя назвать семимильными, но поступательное движение вперед очевидно. Новым этапом стал запуск оборудования по переработке батареек в ОАО "БелВТИ", которое входит в систему Минжилкомхоза.

На проходной предприятия нас встречает генеральный директор Александр Кирпичник. Но ведет отнюдь не к новому оборудованию, а к линейке ярко-зеленых контейнеров. "Всегда нужно помнить, что если не собрать, то и переработать будет нечего. Например, целенаправленный сбор батареек мы начали совсем недавно, в то время как в Европе этим занимаются уже два десятка лет. И у нас уже есть хоть и небольшие, но все-таки успехи. Сегодня на складе 68 т, из которых 28 т собрала система "БелВТИ" за первое полугодие текущего года, 20 т привезли сторонние организации", - рассказывает Александр Кирпичник.

То есть, по сути, система сбора батареек в Беларуси только формируется. Чтобы этому поспособствовать, в "БелВТИ" разработали серию специальных контейнеров для сбора опасных отходов, куда входят и батарейки. "Долго мы работали над контейнером, который бы устроил целиком и полностью. За основу брали российский вариант. Но в процессе его эксплуатации выявили много недостатков, например, негерметичность прилегания, что недопустимо, особенно когда речь идет о сборе люминесцентных лампочек. Да и конструкция не позволяла забирать отходы никаким другим образом, кроме банального высыпания в мешок, что также нас не устраивало - посетитель магазина, где стоит контейнер, точно не должен видеть, как вынимаются отходы, в каком они виде и т.д.", - поясняет гендиректор.

К счастью, оптимальный вариант создать все-таки удалось. В крупных магазинах Минска уже установлено около 40 комбинированных контейнеров для сбора батареек и аккумуляторов, линейных люминесцентных ламп до 650 мм и энергосберегающих ртутьсодержащих ламп. По словам Александр Кирпичника, этого пока достаточно. Магазины поменьше охотнее устанавливают узкоспециальные контейнеры - только для люминесцентных ламп или только для батареек.

"Мы никого не заставляем: хотите устанавливайте, хотите нет. Но поскольку у магазинов, торгующих электрическими приборами, есть обязанность организовывать сбор отслуживших свое изделий, то для многих наши контейнеры - это отличный выход из ситуации. Ведь мы не только устанавливаем, но и обслуживаем их. Магазину это обходится в сумму, близкую к нулевой", - говорит Александр Кирпичник.

Отдельно Александр Кирпичник останавливается на безопасности всех без исключения контейнеров. "На прошлой неделе с нами связалось Министерство по чрезвычайным ситуациям из-за обращения гражданина. Суть обращения была в том, что, мол, нельзя устанавливать наши контейнеры в торговых залах, потому что они "фонят". Приехали спасатели, мы им показали конструкции, рассказали о них. Сотрудники МЧС произвели замеры, и оказалось, что они ниже нормы в 10 раз. И это при том, что контейнер был практически заполнен", - поясняет он.

Если говорить отдельно о контейнерах только для сбора батареек, то к нынешнему их внешнему виду тоже пришли не сразу. Первоначально они были чересчур похожи на урны для мусора, поэтому большая часть их объема заполнялась чеками и мусором. В результате было решено сделать новую форму, в которой есть прозрачное окно. "Мы хотели показать, что за стеклом батарейки, которым в этом контейнере и место. И это сработало - сейчас мусора гораздо меньше, чем раньше", - говорит Александр Кирпичник.

По всей республике системой ОАО "БелВТИ" установлено около 1 тыс. различных модификаций новых контейнеров. "Из общего количества только для батареек - порядка 350. Но нужно еще, чтобы создать полноценную систему сбора", - констатирует гендиректор.

По оценкам экспертов, ежегодно в Беларусь завозится около 500 т элементов питания. Отходов образуется примерно столько же. "В Европе с прошлого года введен норматив по 45-процентному сбору таких отходов. Мы, как я уже говорил, в самом начале пути", - рассказывает Александр Кирпичник.

По его словам, новая установка позволяет переработать около 80% от всех отходов элементов питания. Речь о солевых и щелочных батарейках. Все остальные - с содержанием кадмия или свинца, их нужно накапливать и вывозить на переработку.

Так выглядит оборудование. Это сборная конструкция, которая осуществляет только механическую переработку батареек. По словам Александра Кирпичника, изначально было предложение от БНТУ сделать линию с полным циклом, включая температурные пиролизы, что позволило бы перерабатывать 95% батареек. "Но оборудование, которое предполагает температурные процессы, всегда сложно оформлять, необходимо делать экспертизу после того, как линия запущена. К тому же это недешево и для нас по итогу нецелесообразно. Поэтому мы решили реализовать только первый этап - механический", - поясняет гендиректор.

Деньги на оборудование выделило ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" - около Br1 млрд (неденоминированных). Александр Кирпичник рассказывает, что можно было приобрести готовую установку, а не собирать из отдельных конструкций, как это сделали в "БелВТИ". Правда, рассчитана она на мощность от 350 т батареек в год, да и стоимость немалая, плюс высокая энергоемкость. "В принципе, мы сделали все то же самое. Только на ту мощность, которую сами в состоянии загрузить", - говорит он.

После того как батарейки попали в так называемый грохот, они измельчаются и делятся на крупную и мелкие фракции. В крупную идет все, кроме марганцево-углеродной набивки. На сепараторе отделяются металлическая и органическая части. "В органику также идет цинк, так как этот металл не магнитится. Что делать с металлической частью, понятно - сдавать. С органической сложнее. Тут два варианта: либо отдавать предприятию, которое изымет цинк, а примесь отправит на топливо, либо самим ставить еще один сепаратор для немагнитных материалов, изымать цинк, а остальное - примерно 10% - захоранивать или опять-таки использовать в качестве альтернативного топлива", - поясняет Александр Кирпичник.

Основной вопрос, который сейчас волнует "БелВТИ": что делать с марганцево-углеродной набивкой? Одним из прорабатываемых вариантов является использование в литейном производстве. "Предприятия, которые занимаются выплавкой черных металлов, при плавке добавляют ферромарганцы, а в нашей черной массе большое содержание марганца. Если такой вариант их устроит, это будет идеально. Если нет, то будем делать запрос в БНТУ, чтобы они подсказали, чем ее обогатить, как довести до конечного продукта, который подойдет предприятиям", - надеется Александр Кирпичник.

Если и такой вариант не получится, то придется накапливать отходы в бочках и устанавливать оборудование, которое позволит переработать эту массу на 90%. "На полигоны и за границу возить точно не будем", - заверяет гендиректор.

Сейчас, когда конструкция показала, на что способна, начинается период ее оформления. Александр Кирпичник говорит, что до конца года этот процесс может завершиться, и тогда оборудование сможет использоваться для оказания услуги по переработке батареек.

Если подвести итог всего вышеизложенного, то становится очевидным: процесс переработки отходов включает сразу несколько составляющих, отсутствие даже одной из которых может свести все усилия на нет. Не будет налажен сбор батареек - нечего будет перерабатывать. Не будет условий для переработки - собранное придется везти на полигон.

На мой вопрос, а будет ли рентабельна переработка батареек, Александр Кирпичник скромно ответил, что на небольшой плюс надежда есть, но даже если получится выйти, что называется, в ноль, это уже станет большим шагом вперед. Ведь это действительно так. Особенно учитывая, что Беларусь, как уже было отмечено, в начале пути.

Юлия ОГНЕВА,

фото Оксаны МАНЧУК.

БЕЛТА.-0-