Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Ректор РИВШ рассказал, какие новшества предусматривает доработанный Кодекс Беларуси об образовании

01.12.2017 | 14:49

1 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Изменения в Кодекс Беларуси об образовании уже подготовлены и в скором времени будут внесены в правительство. Об этом сообщил сегодня ректор Республиканского института высшей школы (РИВШ) Виктор Гайсенок на расширенном заседании президиума научно-консультативного совета по вопросам социально-экономического развития Беларуси при президиуме Совета Республики, передает корреспондент БЕЛТА.

В частности, согласно поправкам, несколько меняется структура высшего образования. Она будет в себя включать бакалавриат как первую ступень, которая будет заканчиваться присвоением квалификации. "Бакалавр будет специалистом, готовым к самостоятельной работе. Это чрезвычайно важное положение, потому что во многих странах мира бакалавр - это просто некая начальная подготовка человека, который, в общем-то, на рынке труда не очень котируется", - заметил Виктор Гайсенок.

Второй уровень - магистр - предполагает углубленную подготовку по специальности для научной, преподавательской, проектной и других видов сложных работ. "Собственно, ничего нового здесь нет, уточняются лишь некие детали, сроки, условия обучения. А вот непрерывная образовательная программа, сочетающая положение специальностей и получение специальностей магистерской подготовки в непрерывном цикле, вводится впервые. Она будет ориентирована на подготовку по особо сложным специальностям - врачей, физиков-ядерщиков и других", - рассказал ректор РИВШ, отметив, что в общей сложности по такому пути будут идти около 50 специальностей.

Кроме того, предполагается значительно сократить число специальностей. "Сейчас мы имеем почти 400 специальностей на первом уровне и в магистратуре. Кроме того, есть еще специализации по каждой специальности и направления, и всего получается у нас 1,5 тыс. образовательных программ только по одному уровню, а по каждой нужен полный комплект документации (учебный план, типовая программа, образовательный стандарт)", - пояснил Виктор Гайсенок.

В этой связи предлагается ввести укрупненные специальности, а специализации из классификатора специальностей вообще убрать. Делаться это будет следующим образом: государственный образовательный стандарт по специальности будет обеспечиваться пятьюдесятью процентами объема учебной нагрузки. Остальные 50% - это вариативный компонент, который будет определяться только учреждением высшего образования (УВО), и именно он будет обеспечивать так называемую профилизацию (на первом уровне в распоряжении УВО будет 50%, на втором уровне в магистратуре - 70%). "Таким образом, УВО с учетом потребностей рынка и пожеланий заказчиков сможет оперативно открывать любую профилизацию - с учетом, естественно, потребностей рынка, конкретного заказчика кадров, своих потенциальных возможностей. Спрашивать об этом нужно ни у кого не будет", - заверил ректор РИВШ.

Название образовательной программы с учетом профилизации и название специальности будут фигурировать в дипломе вместе со специальностью.

В проекте Кодекса вводится и новая классификация вузов, будет проведено их ранжирование по определенным показателям.

Что касается перехода студентов из одного вуза в другой, в новом Кодексе заложен специальный механизм (кредитно-модульная система), который позволит делать это без особых проблем. При этом студент будет использовать те знания и модули, которые он уже получил.

Как сообщалось, поправки в Кодекс об образовании должны стать главной темой открытых парламентских слушаний в Палате представителей. Изначально их проведение было запланировано на конец ноября 2017 года, однако слушания пришлось перенести на более поздний срок, так как проект новой редакции Кодекса не был внесен в Палату представителей.-0-

Подходы к прогнозированию потребности в подготовке кадров нужно усовершенствовать - МясниковичПодходы к прогнозированию потребности в подготовке кадров нужно усовершенствовать - Мясникович
По мнению Михаила Мясниковича, первый вопрос, который нуждается в обсуждении в этой связи, - совершенствование многоступенчатой профессиональной подготовки кадров. Это позволит наиболее полно удовлетворить потребности развития инновационной экономики.