Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Референдум состоялся, что дальше? Рассказывают эксперты

03.03.2022 | 12:35

Сегодня подведены итоги прошедшего референдума. За изменения и дополнения в Конституцию проголосовало 82,86% от принявших участие в этом важном для нашей страны событии. Как будут закреплять новые статьи Основного закона, рассказывают участники проекта БЕЛТА "Экспертная среда".

Участники проекта "Экспертная среда":

Елена Балдовская, секретарь Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов

Светлана Любецкая, председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания

Вадим Грачев, заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси

"У наблюдателей сложилось положительное мнение"

Е.Балдовская: Голосование прошло слаженно и четко. Вопросов и жалоб, которые говорили бы о нарушении законодательства и могли повлиять на результаты референдума, не зафиксировано. Международные наблюдатели высоко оценили в первую очередь мероприятия, которые предшествовали проведению голосования, а также слаженную работу комиссий всех уровней. Они также отметили очень профессиональные исчерпывающие ответы членов участковых комиссий на все вопросы избирателей и наблюдателей.

ЦИК было аккредитовано 195 иностранных (международных) наблюдателей, которые приехали к нам в рамках миссий Межпарламентской ассамблеи СНГ, ШОС, Парламентской ассамблеи ОДКБ, Центральных избирательных органов. Также работали приглашенные МИД 22 независимых эксперта из Италии, Испании, Австрии, Сербии, Литвы и других стран. Мнение об организации проведения референдума в Беларуси у всех сложилось очень положительное. Представителю из Австрии понравилось, например, что у нас нет голосования по почте. Ведь в Австрии был негативный опыт использования такого механизма во время президентских выборов, когда понадобился второй тур из-за возникших неточностей.

Елена Балдовская
Елена Балдовская

С.Любецкая: Я бы обратила внимание на правовой аспект организации и проведения всенародного голосования - начиная с предварительной подготовки, общественного обсуждения проекта, причем поэтапно, с учетом вносимых предложений и корректировок, вошедших в окончательную редакцию проекта изменений в Основной закон. Чтобы этот процесс сделать открытым, доступным, гласным, было обеспечено широкое информационное сопровождение. Все могли задать вопросы, в том числе экспертам, во время многочисленных диалоговых площадок, на встречах в трудовых коллективах. Предлагаемые изменения были подробно донесены и разъяснены. Граждане смогли взвешенно и разумно сделать свой выбор.

В.Грачев: Были вопросы технического характера, но практически все - очень субъективные. Кто-то хотел, чтобы на кабинку для голосования повесили шторку - закрыться. Кто-то уверял, что не пришло приглашение на референдум. Начали выяснять, оказывалось, что человек зарегистрирован в другом регионе. Было шесть случаев, когда у наблюдателей возникали споры, кто именно будет работать на участке. Но опять-таки здесь нет интриг: кто первым из наблюдателей был аккредитован на участке, тот первым и приступил к работе. ЦИК установил: в связи с эпидемиологической ситуацией, чтобы не создавать толпу на участке и соблюсти социальное дистанцирование, в дни досрочного голосования там находятся по три наблюдателя, в основной день - пять. Некоторые пытались устроить скандал, принося документы на аккредитацию, которые не соответствовали положениям ЦИК. Было очевидно, что они на ровном месте пытались раздуть проблему. Участковые комиссии все вопросы решали оперативно. Хочу акцентировать особое внимание на четкой и слаженной работе комиссий по референдуму всех уровней, а также на то, что они с достоинством выполнили свою задачу. Мы зафиксировали порядка 30 случаев, когда голосующим запретили фотосъемку - те вели себя неадекватно. Например, требовали у членов участковой комиссии показать списки, пытались "заглянуть" с мобильным в урну для голосования или за плечо избирателя. Спасибо нашим правоохранительным органам, которые вовремя реагировали на подобное поведение. Члены участковых комиссий не велись ни на какие провокации, а четко, слаженно, спокойно выполняли свою работу. Нашим гражданам были предоставлены все условия для свободного волеизъявления. Поэтому считаю, что референдум прошел гласно, открыто, четко, в соответствии с требованиями нашего законодательства.

На мой взгляд, успешное проведение референдума - это еще и результат того, что вместе мы с гражданским обществом, депутатским корпусом, органами власти, общественными организациями смогли охватить очень большое количество трудовых коллективов и поговорить с людьми. Причем не только об изменениях и дополнениях в Конституцию, но и в целом о проблемах и нуждах граждан. Теперь мы видим, что еще нужно сделать по корректировке законодательства и какие именно правовые документы дорабатывать.

Вадим Грачев
Вадим Грачев

Самый частый вопрос в ЦИК

Е. Балдовская: С момента подписания указа о назначении референдума нами рассмотрено порядка 700 обращений. Они поступали по почте, в том числе электронной, работала и горячая телефонная линия, куда народ активно обращался. Основной вопрос, который волновал людей: можно ли проголосовать, если нет регистрации по месту фактического проживания? Избирательный кодекс закрепляет включение человека в списки голосующих на участке исходя из того, зарегистрирован он там или нет. Однако какая-то часть населения не проживает по месту регистрации. Поэтому мы связывались с участковыми комиссиями и рекомендовали идти людям навстречу. В свою очередь, участковые комиссии договаривались между собой - исключали избирателя из своих списков и вносили в другие, предоставляя тем самым возможность проголосовать всем желающим.

Светлана Любецкая: "Широкое участие населения в референдуме - это проявление социальной ответственности как за себя, так и за общество в целом, признак зрелости наших граждан. Масштабное обсуждение - элемент законотворческой деятельности, и неважно, речь идет о Конституции либо о другом законодательном акте. Этот уникальный опыт - диалог государства и общества - нужно использовать и в дальнейшем".

Светлана Любецкая
Светлана Любецкая

Вадим Грачев: "Во время референдума возникла интересная народная инициатива: в ответ на рекомендацию оппозиции ставить два крестика "ПРОТИВ" люди ставили два крестика "ЗА", тем самым как бы усиливая свой выбор. Не стану оценивать эту акцию с правовой точки зрения, но с моральной и психологической очень крутая штука получилась! В предыдущие кампании так широко мы этого не видели. Это говорит о том, что люди и с учетом 2020 года, и на фоне геополитической ситуации поняли, что является главным в жизни: мир, безопасность, стабильность и поступательное развитие".

"Придется корректировать десятки правовых документов и писать закон о ВНС"

В. Грачев: Референдум состоялся, Конституция принята. Дальше предстоит много работы: десятки правовых документов придется корректировать, писать новые законы, к примеру, о Всебелорусском народном собрании. Кстати, тему ВНС в трудовых коллективах было легко объяснять, она хорошо воспринималась. Дело в том, что в профсоюзном движении всех стран есть ключевой вопрос - поиск баланса интересов нанимателя и работников. Предложения работников, касающиеся социально-трудовых отношений, закрепляются в коллективном договоре, как мы говорим, местной Конституции на предприятии. Сам процесс обсуждения, переговоры, достижение баланса интересов - это проявление народовластия в пределах одного предприятия, а ВНС - в пределах страны. И когда мы проводили такие параллели, трудящимся сразу становилась понятна суть данного нововведения.

С. Любецкая: Заявленная ориентировочная, очень приблизительная цифра, - порядка 200 изменений, которые придется внести в законодательные акты. Корректировка будет проходить в течение двух лет, как указано в переходных положениях проекта Конституции. Данная процедура необходима, с одной стороны, для практической реализации решений референдума, с другой - для устранения противоречий или неактуальных положений в законодательстве. Например, хозяйственных судов у нас уже нет, поэтому указания где-либо на них подлежат исключению. Или, скажем, в связи с изменением процедуры назначения судей Верховного суда подлежит изменению Кодекс о судоустройстве и статусе судей. Если речь идет о введении института индивидуальной конституционной жалобы, соответственно претерпит изменения законодательство о конституционном судопроизводстве, где будет четко прописано, кто вправе обращаться с подобной жалобой, каков порядок и сроки ее рассмотрения. То есть теперь потребуется детализация концептуальных положений, которые включены в Основой закон.

Е. Балдовская: В Избирательный кодекс также внесут коррективы. В соответствии с нормой статьи 67 Конституции Республики Беларусь с 2024 года в единый день голосования будут избираться депутаты всех уровней (в местные советы, Палату представителей). Поэтому с нашей стороны готовится концепция, в которой рассмотрены сроки формирования комиссий для организации выборов, вопросы их компетенции. Этот кодекс будет изменяться с учетом закона о Всебелорусском народном собрании.

"Норма о назначении уполномоченных - результат общественных обсуждений"

С. Любецкая: В Беларуси уже давно есть уполномоченный по делам религий и национальностей, поэтому изначально в процессе обсуждения законопроекта о введении нового правозащитного института - уполномоченного по правам человека - задача ставилась узко: включить в проект положения относительно уполномоченного по правам человека с определением его конституционного статуса, порядка назначения и основных полномочий. Но в процессе обсуждения возник вопрос: а если окажется необходим, скажем, уполномоченный по правам ребенка? Решили, что подобный институт должен быть универсальным, поэтому так и записали: Президент вправе назначать уполномоченных. Данная норма, которая вошла в текст Основного закона, - результат общественных обсуждений.

Елена ЕЛОВИК,

газета "7 Дней".-0-