31 мая, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. В Беларуси развитие пенсионной системы в 2016-2020 годы будет направлено на обеспечение ее финансовой устойчивости и социально приемлемого уровня пенсий. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты, комментируя приоритеты на среднесрочный период.
По словам специалистов, планируется поддержание уровня и покупательной способности пенсий, а также соотношения средней пенсии по возрасту и средней зарплаты работников на уровне не менее 40% (с учетом финансовых возможностей государства). Для адаптации пенсионной системы к изменяющимся условиям функционирования будут проводиться ежегодное повышение пенсионного возраста на 6 месяцев; ежегодное увеличение на 6 месяцев минимального страхового стажа для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет; ежегодное увеличение периода, из заработка за который исчисляется пенсия. Предусматривается подготовка нормативных правовых актов, направленных на поддержание сбалансированности бюджета фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Будет продолжена работа по заключению международных договоров, предусматривающих совместное финансирование государствами выплаты пенсий за стаж работы на их территории (в ЕАЭС, а также с другими государствами, в отношении которых отмечается высокая трудовая миграция). Эти направления развития пенсионной системы включены в проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
На учете в органах по труду, занятости и соцзащите в мае текущего года состояли 2 603,7 тыс. человек (27,4% населения страны). В Беларуси обеспечивается стабильная выплата пенсий и рост их размеров в соответствии с финансовыми возможностями бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Так, с 2011 года произведено 13 перерасчетов трудовых пенсий с учетом роста средней заработной платы работников в республике. Практически ежеквартально перерассчитывались минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). По оценке, за пятилетие реальный размер пенсии по возрасту вырос в 1,37 раза. Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников поддерживается на уровне не менее 40%.
Источником финансирования выплаты пенсий являются обязательные страховые взносы в ФСЗН от работодателей (в основном 28% фонда заработной платы) и от работников (1% индивидуального заработка). Ежемесячно на выплату пенсий направляется около Br7,4 трлн. В последние годы расходы на пенсии составляют около 10% ВВП.
В министерстве отметили, что постоянно проводится мониторинг функционирования и финансового состояния системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения. С учетом изменения социально-демографических и экономических условий принимаются и планомерно реализуются меры, направленные на удержание роста пенсионных расходов, на обеспечение сбалансированности бюджета ФСЗН и устойчивого функционирования пенсионной системы.
В 2012-2015 годах в Беларуси принимались активные меры по адаптации пенсионной системы к изменениям социально-демографической ситуации. В пенсионном законодательстве закреплены нормы, направленные на рационализацию пенсионных расходов и пресечение иждивенческих установок.
В настоящее время ведется работа над проектами нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации положений указа №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения", которым предусмотрено с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет. Предусматривается аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии по возрасту и пенсии за выслугу лет; соразмерное постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) военнослужащих (сотрудников). Указом №137 рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.
С учетом активизации миграционных процессов значительное внимание уделяется развитию международного сотрудничества в области пенсионного обеспечения. Заключаемые в последние годы договоры (соглашения) в этой области основаны на принципе пропорциональности, по которому пенсию выплачивает то государство, где гражданин работал с уплатой взносов на пенсионное страхование, то есть для финансирования пенсий привлекаются ресурсы другого государства. Такие договоры уже заключены с Россией, Литвой и Латвией. В июне 2014 года Президентом подписан закон "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения", ведется работа над проектом административного соглашения о порядке его применения. Также разрабатываются проекты международных договоров в области соцобеспечения в рамках Евразийского экономического союза, с Молдовой, Эстонией, Польшей, Чехией.-0-