Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Профессиональный рост и востребованность на рынке труда. Почему абитуриенты выбирают целевое обучение

27.06.2025 | 18:42
Целевое обучение - это не просто тренд, а настоящая находка для тех, кто стремится получить высшее образование, обеспечить себе профессиональный и личностный рост. Также эта форма подготовки специалистов становится важным инструментом и для работодателей, которые ищут себе кадры, обладающие конкретными навыками и знаниями. Поэтому целевое обучение позволяет соискателям не только сосредоточиться на необходимых компетенциях, но и делает их более привлекательными для работодателей, готовых инвестировать в развитие талантливых кадров. Абитуриенты рассказали корреспонденту БЕЛТА, почему они выбирают поступать по целевому и что ожидают от этой формы обучения.
Выпускник столичной школы Иван Головенко в числе первых принес документы в БГУ, чтобы поступить по целевому направлению. "Хочу стать юристом. Я это понял, когда однажды попал на День открытых дверей в Следственный комитет. Мне понравилось сама профессия, я увидел, как там работают люди, как они общаются. А у меня всю жизнь была предрасположенность к взаимодействию в коллективе, поэтому захотелось найти работу себе под стать. Работа адвокатом или юрисконсультом, думаю, мне абсолютно подойдет. Поэтому я взял целевое направление в СК. Такая траектория поступления и обучения - это хороший вариант, один из лучших, как по мне. Самое главное - у меня будет стабильное место работы", - поделился абитуриент.

Его мама Марина Пискунова считает выбранную сыном профессию базовой. "Сейчас выбор профессий велик, а также время, когда все достаточно быстро меняется. Юриспруденция - это базовые навыки, эту профессию вряд ли когда-либо вытеснит тот же самый искусственный интеллект. По крайней мере это серьезная специальность и серьезный старт в жизни. Молодому человеку полезно попасть в коллектив серьезных целеустремленных мужчин, перенять их опыт и нести его по жизни, чтобы быть уверенным в себе и служить на благо Родины. Я считаю, что целевое - это отличная форма поступления, это помощь со стороны государства, это фундамент профессиональной карьеры. Сначала пугал пятилетний срок отработки, но после размышлений я пришла к выводу, что примерно за такое время молодые люди только набираются опыта, и у них формируется реалистичное представление о своей ценности, формируются какие-то цели. Поэтому пятилетний срок отработки меня уже не пугает. Гораздо хуже, подходить к окончанию университета и не иметь представления, куда идти работать, где искать себе место", - рассказала Марина Пискунова. 

По словам ректора Белорусского государственного университета Андрея Короля, целевое направление в вузе с каждым годом растет экспоненциально. "Если еще года два назад целевых мест у нас было несколько десятков, то в настоящий момент это 164 места. Мы действительно видим взрывной рост количества поступающих к нам по целевой форме обучения. В общем-то, это оправданно, и университет к этому готов", - подчеркнул он.

Что касается заказчиков кадров, то заявки на подготовку специалистов в этом году подало 61 ведомство. Известно, что на "правоведение" по одной из организаций конкурс составит 10 человек на место.

"Среди крупнейших наших заказчиков - Следственный комитет, Государственный таможенный комитет, управления образования комитета по образованию Мингорисполкома, управление образования Минской области. Что касается организации конкурса, который должны обеспечить работодатели, это болезненный вопрос. Да, мы обязаны согласно всем нормативным правовым актам осуществлять отбор на целевую форму обучения на конкурсной основе. Очень часто мы прилагаем дополнительные усилия, чтобы разъяснить нашим уважаемым заказчикам кадров необходимость принимать в этом участие. Не всегда это получается, к сожалению. Иногда бывает, что места из целевого набора отходят на общий конкурс", - рассказал Андрей Король. 

В целом вуз планирует в этом году принять почти 4,3 тыс. абитуриентов. "Тенденциями университета в последнее время становится уменьшение потоков на заочную форму обучения и на платную. В этом году остаемся верными этой стратегии, и у нас наблюдается минус около 250 платников. Небольшой рост будет на бюджетную форму обучения - на 27 мест. Напомню, в прошлом году было плюс 400 бюджетных мест. Имеется у нас достаточно тоже взрывной по количеству план набора на научно-педагогические специальности, например, на физику в этом году мы наберем 50 человек вместо прошлогодних 10, на математику - 50 против 20 в прошлом году. Это связано с запросом. Традиционно набор у нас ведется по более 90 специальностям на первую ступень обучения, добавляются новые специальности. В этом году четыре новых: это "африканистика" на факультете международных отношений, поскольку регион достаточно важный для нашей страны и нужны именно компетентные выпускники, которые способны не только знать язык, но еще и осуществлять свои профессиональные действия в области экономической деятельности, знать в целом основы не только мировоззрения, но и политической ситуации. Также новинка - "интеллектуальная электроника". Мы видим, насколько сегодня чипы важны в целом, не только в народном хозяйстве, но и в обороне. Университет предлагает специальность "мировая экономика и торговля" с углубленным изучением китайского языка, "компьютерное моделирование и разработка веб-приложений" на факультете социокультурных коммуникаций. Причем везде разные по длительности сроки обучения - от четырех до пяти лет", - проинформировал ректор БГУ.

Проректор по учебной работе Белорусского государственного педагогического университета Александр Маковчик подчеркнул, что целевая подготовка в настоящий момент очень интересна для ведущего педвуза страны. 

"Порядка 40% мест, отведенных для бюджетной формы обучения, предназначены для этих специалистов. По некоторым специальностям этот показатель достигает 60%. Например, на специальности "специальное и инклюзивное образование" из 165 бюджетных мест 99 предназначены для целевиков, для "начального образования" - 74 целевых места из 145 бюджетных. Всего в этом году мы планируем принять на обучение по целевому набору 416 абитуриентов (в прошлом году было 357 мест). Для них доступны практически все специальности", - проинформировал проректор. 

В педвуз в этом году на 416 целевых мест поступило 458 заявок от работодателей. "Заказчиками кадров у нас выступают управления образования и учреждения общего среднего образования. Количество заявок у нас превышает количество целевых мест. Конечно, сегодня важно, чтобы был конкурс на каждую специальность, но есть специальности наиболее востребованные экономикой страны, по ним допустим конкурс один к одному. Среди таких специальностей - "дошкольное образование", "начальное образование", "физико-математическое образование", "природоведческое образование", "историческое образование", "специальное и инклюзивное образование", "филологическое образование", - констатировал Александр Маковчик.

Новшество этого года - в вуз на особых условиях поступают выпускники инженерных классов. "Выпускники педагогических классов и ранее имели возможность поступать к нам по собеседованию. С этого года такой траекторий могут воспользоваться и выпускники инженерных классов, но на специальности "физико-математическое образование" и "природоведческое образование". Эти абитуриенты изучали в школе инженерные дисциплины, они ориентированы на физику, математику, биологию, географию и химию. И в этом году впервые мы ждем выпускников инженерных классов к нам в университет. Мы с удовольствием их примем и будем уверены в своем будущем, потому что учителя физики, математики, информатики, биологии, химии, географии очень востребованы в учреждениях образования нашей страны", - подчеркнул проректор БГПУ. 

Выпускница средней школы №66 Минска Ангелина Никулина взяла целевое направление в столичную гимназию №6. "У меня был учитель истории, который привил мне любовь к предмету. Он показал, что работа учителя всегда интересная. История - это тот предмет, который надо знать. Не зная прошлого, ты никогда не построишь достойного будущего. Вот так мой выбор пал на исторический факультет. Я выбрала специальность "история и обществоведение". Мы с мамой обратились в управление образования за целевым направлением, откликнулась гимназия №6, я этому очень обрадовалась. К поступлению я готовилась целый год, учила билеты, я уверена в себе, уверена, что поступлю. Меня не пугает пятилетний срок отработки, я готова отработать в гимназии не только пять лет, но и остаться там работать постоянно", - поделилась абитуриентка.

Ее мама Марта Никулина рада, что дочь будет учиться и работать там, где ей нравится. "Я за то, чтобы ребенок учился там, где ему хочется, а не по напутствию родителей. Как правило, такая система потом не работает. Целевое - это хорошая возможность, которая позволяет не думать о том, куда идти работать после окончания вуза, мы сразу знаем конкретное заведение. Если ребенку нравится специальность, то не будет проблем и с пятилетним сроком отработки. Мы разговаривали с директором гимназии, как будем действовать, если в течение нашей учебы что-то изменится, если на момент нашего прихода не будет мест. Нам сказали, что в таком случае предложат место в ближайших школах на наш выбор, т.е. в любом случае нам найдут вариант, который нас устроит", - отметила Марта Никулина.

Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-