Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Привет, дружочек!" За что белорусы так любят аккаунт Комаровки в соцсетях

10.07.2025 | 19:11
"Комаровка - живая душа, гастрономический бренд, театральное действо и музей одновременно", - считает заместитель генерального директора по развитию УП "Минский Комаровский рынок" Иван Ткачук. Он же ведущий аккаунтов в социальных сетях - Баба Рая. Сегодня Иван Ткачук - наш проводник по старейшему столичному базару. Что можно здесь диковинного приобрести, какие уникальные люди стоят по ту сторону прилавка и почему рынок сравнивают с театром, узнали во время прогулки по Комаровке.
"Баба Рая, у тебя такой ламповый аккаунт!"

Комаровка давно стала культовым местом, точкой притяжения для многих поколений минчан и гостей столицы. Сюда хочется зайти, чтобы побродить среди рядов, посмотреть на колоритных продавцов и покупателей и, не удержавшись от покупок, уйти с полной торбой.

- Добрый день, меня зовут Иван Ткачук, но, наверное, многие знают меня как Бабу Раю, - неожиданно представляется собеседник и охотно дает определение месту своей работы: - Комаровский рынок - живая душа, гастрономический бренд, театральное действо и музей одновременно. Комаровка - это все мы, неотъемлемая часть города. Люди приходят к нам не только за покупками, но и за общением.

Иван Алексеевич настаивает: как такового медийного лица у рынка нет. Есть собирательный образ - Баба Рая. Если углубляться в историю, скульптура, установленная у здания крытого рынка, - бронзовая торговка с мешком семечек, окруженная такими же бронзовыми птицами.
- Конечно, у нее есть прототип, - охотно поясняет Иван Ткачук. - Была когда-то бабушка Рая, которая торговала семечками на Комаровке. К ней все очень тепло относились. С другой стороны, Баба Рая - легенда и собирательный образ. Сегодня у нас тоже есть бабушки, которые привозят на рынок свою продукцию, и чем-то они похожи на Раю. У них может быть любое имя. А вот семечками сегодня торгуют в основном мужчины. Когда мы создавали аккаунт Комаровки в "Инстаграме", то постарались перенести теплое отношение между продавцами и покупателями, любовь к Бабе Рае в Сеть. Считаю, нам это удалось.

Иван Алексеевич вспоминает, что идея использовать образ Бабы Раи появилась в 2016 году, когда ему, только принятому на работу специалисту, поставили задачу - развивать социальные сети Комаровки для привлечения покупателей.

- Продвигать рынок в соцсетях не только можно, но и нужно, - уверен Иван Ткачук. - Главное, быть максимально честным с человеком, который находится по ту сторону экрана. Мне нравится, когда мои подписчики пишут: "Баба Рая, у тебя такой ламповый аккаунт!". Сначала не понимал, что значит ламповый. Старый? Но выяснилось - нет, он теплый и честный. У нас капуста - это капуста, огурцы - это огурцы. Они всегда настоящие. Просто надо быть тем, кто ты есть, а не таким, каким хочешь выглядеть. Мы ежедневно мониторим цены на рынке и откровенно рассказываем о них на страницах своих соцсетей. У нас обычная работа, которой, как и в любой другой сфере, необходимо заниматься. Надо оставаться открытым, всегда готовым ответить на вопросы, разбираться в технологических процессах.

К каждому покупателю относиться, как к беременной женщине

Хватает и подписчиков, которые подходят к аккаунту Комаровки как к справочной службе: "Сколько стоит клубника? А малина?". Потому, безусловно, одна из целей соцсетей - держать людей в курсе ценового диапазона.

- А есть и такие, которые просят найти какой-нибудь новый интересный продукт или диковинный фрукт, - рассказывает Иван Ткачук. - Многие просто желают нам хорошего дня. Мы, в свою очередь, тоже ежедневно говорим своим подписчикам: "Доброе утро, дорогой мой дружочек". Наш пост в сторис всегда начинается с этой фразы. И возникает точно такая же обратная связь: "Доброе утро! Я по тебе скучала, Бабушка Рая, не заглядывала давно". Мы всегда общаемся с подписчиками не с позиции государственного предприятия, а как со старыми добрыми друзьями или соседями. Поэтому и к нам обращаются со словами: "Бабушка Раюшка, подскажи!" - и мы обращаемся к подписчикам: "Привет, дружочек!" - а не: "Здравствуйте, уважаемая Анна Ивановна". Так и должно быть, потому что любовь спасает мир.
И здесь Иван Алексеевич в очередной раз ставит нас в тупик, заявляя: к каждому покупателю нужно относиться, как к беременной женщине.

- В этом нет никакого сексизма или чего-то обидного, - поясняет собеседник. - Однажды в два часа ночи нам написала беременная, ей были очень нужны проросшие зерна пшеницы. Я еще не спал и пообещал, что утром первым делом найду их. Нашел, написал ей. Девушка сильно благодарила и призналась, что не ожидала, что кто-то ответит ей в два ночи: "Но мне было так нужно, чтобы кто-то со мной поговорил, не оставил меня наедине с проблемой". В тот момент я и сделал вывод, что к каждому покупателю нужно относиться, как к беременной. Обязательно отвечать, причем как можно быстрее. Важно, чтобы человек чувствовал, что он кому-то нужен. Возможно, я идеализирую, но для себя все вижу именно так.

"Вижу свои истории нежными глазами"


Пока мы беседовали с Иваном Ткачуком, в "Инстаграм" Бабе Рае поступило пять вопросов. В том числе по огурцам "китайский змей" и ценам на клубнику. Интересуемся, что за необычный сорт огурцов.

- У нас работает очень интересная семейная пара продавцов, - охотно поясняет собеседник. - Муж - афганец, жена - белоруска. Смесь культур. Они выращивают и привозят к нам на рынок экзотические фрукты и овощи. Каждое лето радуют чем-то новым. А я хожу по рынку, вижу и рассказываю о новинках. В этом году это сладкие огурцы "китайский змей". Скоро появятся кабачки крукнек и момордика. У нас много покупателей, которые любят готовить что-то необычное, вводят в свой рацион новые фрукты и овощи. Рынок - фестиваль гастрономических культур. Здесь можно найти что угодно.

Кажется, что Иван Алексеевич способен часами рассказывать о продавцах на рынке. И знакомит нас с Николаем Валентиновичем со Столинщины, который с детства помогал родителям торговать на Комаровке продукцией собственного производства:
- Тогда он был Коленькой, теперь стал Николаем Валентиновичем. Многие покупатели его знают и приходят именно к нему. Это одна из историй о том, как идут на продавца. О людях, которые делают рынок рынком, наполняют его своей жизнью. Среди них и молодые люди, помогающие торговать родителям, и бабушки со своими цветами или ягодами. Мы все разные.

Иван Алексеевич рассказывает, что на Комаровке сегодня более 1000 продавцов:

- С этим у меня тоже связана интересная история. Готовил сюжет ко Дню матери, решил снять, что вот это мама Пети, а это мама Тани. Но когда начал общаться с женщинами, оказалось, что у нас работает, помимо мамы девяти детей, еще немало многодетных родителей. Вот, наверное, такие истории и трогают подписчиков, когда они видят не просто продавца Светлану, а женщину, воспитывающую девять ребят.

Есть там и семейные династии. Как правило, они выращивают свою продукцию, вечером собирают и к утру привозят на рынок, чтобы продать, а на следующий день опять едут собирать урожай. Но как сами торгующие относятся к тому, что администрация приходит к ним, расспрашивает и фотографирует?

- Люди видят, что это помогает в торговле, - уверен Иван Ткачук. - Мы рассказали - покупатели узнали и пришли. Недавно была публикация о супругах, благодаря которой они продали весь товар за полтора часа. К ним сразу выстроилась длинная очередь. И мы знаем, что как реклама такой метод работает очень хорошо. Это тоже наша цель: продавцы должны понимать, что рынок - душевное место, а покупатели вместе с ними делают его таким.

- Я вижу свои истории нежными глазами, - признается собеседник. - Они про любовь, про душевные взаимоотношения, про добро и тепло. И я хочу, чтобы продавцы это замечали и относились к историям точно так же, как и я. Чтобы моими глазами видели эту нежность, учились выстраивать взаимоотношения с покупателем.
Одна из последних нежных историй - о семейной паре учителей из региона, которая приехала к дочке на выпускной. Чтобы окупить дорогу, родители собрали всю свою черешню и привезли на рынок.

- Когда мы у себя написали об этом, часть комментариев была: "Боже, да это же мой учитель!" - рассказывает Иван Ткачук. - Прекрасно же, когда человек не сидит на месте, а что-то растит для души.

Ненаписанная книга Комаровки

- Наши подписчики, как и все потребители, хотят знать: где лучшая цена, куда лучше поехать - на Комаровку или в торговые сети? - не скрывает Иван Ткачук. - Я всегда отвечаю: такого выбора, как у нас, больше нигде нет. Например, помидоры. Все мы летом любим порезать их, посыпать солью и насладиться непередаваемым вкусом. Но в торговых сетях даже в сезон можно найти не более четырех сортов, а у нас - свыше сорока. Поэтому всегда лучше приезжать сюда.

При всей кажущейся простоте торговли на рынке она не менее, а, возможно, даже более сложная, чем в магазинах. Понятно, что стоимость плодоовощной продукции имеет сезонный характер. Но если цены в магазинах устанавливаются минимум на день и едины для всех, то на рынке они могут меняться в зависимости от конъюнктуры и покупательской активности. Еще можно и поторговаться. А за что сам Иван Ткачук любит Комаровку?

- За атмосферу, за множество цветов, за теплые встречи, за душевные и яркие события, - перечисляет собеседник. - За то время, что я здесь работаю, было много знаковых событий. Так, у нас знакомились пары и приезжали сюда в день свадьбы. Рынок - вообще уникальное, волшебное место, которое саморегулируется. Здесь происходят, на первый взгляд, простые, жизненные события, но они на самом деле очень необычные. Про рынок можно написать книгу, и это будут истории жизни людей, которые работают здесь и которые приходят сюда делать покупки. Ведь рынок - это все мы, это огромная часть столицы. У него своя уникальная история, и она будет продолжаться, что бы ни случилось.

Алексей Горбунов,
фото Вадима Кондратюка,
газета "7 дней".-0-