- В связи с разрушением советской модели возникли новые концептуальные подходы в деятельности СМИ, происходила переориентация профессиональных пристрастий журналистов. Мне предложили, как шутили, "продолговатую" должность - заместитель генерального директора и главный редактор главной редакции информации Белорусского телеграфного агентства. Назначение не стало стрессом, ведь я прошел практическую школу журналистики, хорошо изучил "печатку", районные и областные газеты, где проработал более 10 лет. Да и руководство белорусским телевидением обогатило мой профессиональный опыт, - вспоминает Александр Столяров. - Я был приверженцем традиционной классической модели журналистики, которая прежде всего отвечала на три основных вопроса: что, где, когда. Корреспондент при подобном раскладе не должен проявлять свое отношение к описываемому явлению - только беспристрастно излагать факты. В агентстве в основном имели дело с заметками - это краткий жанр, где содержится только "чистая" информация, без "примесей". Чтобы дать наглядное представление о каком-либо вопросе, использовали комментарий, отображающий мнение специалиста по поводу того или иного события. И я был приятно удивлен, что сотрудники БЕЛТА строго придерживались той самой классической модели журналистики.
По словам собеседника, он быстро сработался с гендиректором Яковом Алексейчиком, которого знал еще по учебе в Высшей партийной школе. Босса за глаза работники называли "Як-2", подчеркивая его весомость и строгий нрав. Алексейчик сам превосходно писал, его аналитические публикации в газете "7 дней" служили примером высшего пилотажа журналистики.
- Алексейчик к тому времени уже около 10 лет отработал в агентстве и был очень опытным, грамотным руководителем. При его непосредственном участии создавался один из лучших в стране журналистских коллективов, оформился современный стиль БЕЛТА, - рассказывает Александр Столяров. - У нас с первых дней моего пребывания в кресле замдиректора сложились дружеские отношения.
Быстрая БЕЛТА эпохи 90-х полностью соответствовала своему времени - непростому, динамичному, сложному, переломному. После 1991 года работать пришлось в условиях большой конкуренции со стороны частных и зарубежных информагентств, аккредитованных в стране. Александр Столяров отмечает, что среди белорусских СМИ именно БЕЛТА одна из первых начала осваивать новую компьютерную и цифровую технику, возможности сети Интернет, которые произвели революцию в современной информационной журналистике. Если до прихода Алексейчика на ленте выходило в сутки до 20 информационных заметок, то при нем уже до 70-80. А в особые дни, как, например, избирательная кампания, к которой было приковано большое внимание международных наблюдателей и общественности, количество заметок доходило до 150-170.
- Удержать статус и творческий уровень в бурные 90-е было нелегко. Но получилось! Тогда у нас были очень тесные связи с ТАСС, нас называли лучшим подразделением среди других национальных агентств. Я не раз бывал на стажировке у московских коллег и слышал эти лестные отзывы о белорусах, - вспоминает собеседник. - Нам одним из первых удалось создать своеобразный мини-холдинг: наладили процесс информационного насыщения ленты, как часы работало подразделение фотохроники, а открывшийся в 1989 году еженедельник "7 дней" вскоре занял лидирующие позиции на медиарынке страны. Газета, помнится, единственная из всех СМИ выходила по понедельникам. И это было ноу-хау. Читатели проявляли к "7 дням" повышенный интерес, и к 1993 году тираж достиг 300 тысяч экземпляров. Мы планировали обогнать даже популярные тогда "АиФ" с их миллионным тиражом.
Первые годы после развала Советского Союза стали трудным временем для агентства. Тогда хозрасчет стал спасательным кругом и помог остаться на плаву.
- В республиканском бюджете не хватало средств для государственных СМИ, поэтому платили нам за информацию от случаях к случаю. Мы начали искать способы заработка, - вспоминает Александр Столяров. - Стала приносить деньги реклама в газете. Ввели режим экономии: следили, чтобы в дневное время свет в кабинетах не горел, отопление перевели на автономный режим, счетчики на воду поставили. И экономика вскоре пошла на лад. Хочу отметить, что в производственный процесс были активно включены все руководители БЕЛТА. Мы по очереди дежурили на ленте, прочитывая от и до каждую заметку. Помню, как серьезно относился к этой работе. Если возникали какие-то сомнения, не стеснялся набрать номер и посоветоваться с более опытными коллегами, в том числе с Алексейчиком. Я руководил главной редакцией информации, в которой насчиталось около 70 человек. Главное информационное агентство - это всегда оперативность, пунктуальность, достоверная и проверенная информация. А потому приходилась не только держать марку, но и повышать профессиональную планку.
Александр Столяров уверяет: в 1990-е БЕЛТА обладала серьезным техническим центром. Еще на заре цифровизации агентство внедряло новейшие компьютерные программы.
- Стоило это немалых денег, - говорит собеседник. - Однажды в гости к нам приехала группа коллег из Германии. Они стали рассказывать о внедренных в работу продвинутых компьютерных алгоритмах. Мы слушали-слушали, а потом повели их в кабинеты и показали, что владеем самым современным инструментом медиаиндустрии. Удивлению зарубежных коллег не было предела!
Александр Столяров признается: хотя коллектив в основном был женский, по долгу службы со всех приходилось спрашивать строго. Но в душе он сотрудницам сильно сочувствовал, потому старался относиться с пониманием.
- До сих пор вспоминаю Лидию Пересыпкину, Терезу Хаютину, Марту Астрейко и многих других, кто крутился как белка в колесе. На мой взгляд, наша профессия тяжелая, мужская, с большими эмоциональными и физическими нагрузками. Женщине тут нелегко приходится, - признает бывший заместитель генерального директора БЕЛТА.
В советское время, когда престиж профессии журналиста был заоблачным, появился анекдот: "Что общего между министром и мухой? Их обоих можно прибить газетой". И такое отношение к СМИ накладывало на корреспондентов дополнительную ответственность.
- Раньше ведь самым крепким аргументом в споре был такой: "Об этом в газете писали" или "в телевизоре говорили". А значит, все - железобетонно! И ты имеешь дело со стопроцентно проверенной информацией. Тогда журналист отвечал за любое свое слово, - уверен Александр Столяров. - Сегодня в ряде случаев информация зачастую не имеет ни адреса, ни автора, ни ссылок на источник новости. Однако в этом плане Белорусское телеграфное агентство по сей день дорожит профессиональной репутацией и является поставщиком исключительно достоверной информации.
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото из архивов БЕЛТА.
Читайте также:
Эта история похожа на приключенческий роман. Какими были первые годы БЕЛТА?
Отправился прямо к главреду. Как парень из деревни Лань стал фотографом БЕЛТА?
Они печатали по 500 знаков в минуту. Как БЕЛТА работала во времена телеграфов?