Один из главных церковных праздников - Светлую Пасху - христиане отмечают в кругу родных и близких, соблюдая давно устоявшиеся традиции. Кроме общепринятых, у каждой семьи есть и какие-то свои, особенные, передающиеся из поколения в поколение, обычаи. Католические верующие в Витебске накануне великого события посещают кафедральный костел Иисуса Милосердного, чтобы побывать на литургии, зажечь свечи и приобщиться к милости Божьей. Прихожане храма рассказали корреспонденту БЕЛТА, что для них означает этот день и как он объединяет не только людей разного возраста, но и разных конфессий.
Богослужение начинается в костеле, когда на Витебск опускаются сумерки. Во дворе разводят жаркий и яркий костер, от него зажигают большую свечу, с которой священник идет в храм, а за ним следуют верующие. Это свет, который символизирует доброту, милосердие, а также победу жизни над смертью, тот свет, к которому стремятся души человеческие, чтобы оказаться в Царстве Божьем.
На литургию традиционно собираются и взрослые, и дети, бывает, что приходят сразу несколько поколений одной семьи - вместе с бабушками и дедушками. Для всех, кто находится в храме, это особый вечер, самый важный обряд, зов сердца и дань традициям.
Юная витебчанка Маргарита Рутько из семьи католиков. Для всех ее родных этот праздник означает не только восславление Христа, воскресшего после распятия, но и единение внутри одной семьи. "Перед Пасхой мы всегда соблюдаем Великий Пост, который длится 40 дней, не едим мясо, и только по пятницам можем употреблять в пищу рыбу. Взрослые в это время не пьют алкоголь, во время поста мы не посещаем развлекательные мероприятия, не слушаем музыку и не танцуем. Так мы готовимся к празднику, который помогает очиститься духовно и телесно", - рассказала девушка.
Накануне Светлого Воскресения Христова Маргарита помогает маме готовить традиционные пасхальные блюда. Кроме прочих яств, ей доверяют выпекать имбирные пряники. Витебчанка сама их красиво декорирует глазурью и раскладывает на тарелке. Также женская половина готовит красивых баранов из теста. За праздничным ужином, на которым собираются все от мала до велика, зажигают свечи, присутствующие молятся и приступают к трапезе.
"Мы ходим в храм не только на большие праздники - Рождество, Пасху, - но и каждое воскресенье. Для меня все эти праздники одинаковые, их весело и интересно проводить с родными и близкими. Когда вырасту, я хочу все наши устоявшиеся традиции привнести в свою семью, учить моих детей тому, что знала и соблюдала с детства. Это хорошо помогает сплотить всех, почувствовать, что мы едины, мы вместе, и нам все по плечу", - поделилась Маргарита.
Крепкие традиции существуют и в многоконфессиональных семьях витебчан, где кто-то из супругов крещен в католическую, кто-то в православную веру. Святой праздник отмечают по очереди в семье Нэллы Детковской, которая из семьи католиков, а ее супруг - православный. Ее дети тоже приняли католическую веру, а зять также из православных верующих. Это не мешает многочисленным родственникам собираться в светлый день за общим столом и быть большой дружной семьей. Здесь каждый друг друга поддерживает и с любовью принимает традиции обеих конфессий. Витебчанка подчеркнула, что принадлежность к католической и православной церкви не разъединяет, а наоборот делает родных ближе.
"Пасха - это святое, это праздник, который приносит что-то новое, светлое, доброе, поэтому готовимся к нему всегда. Булки печем, приглашаем родных. У нас на столе в целом привычные для всех католиков праздничные блюда, среди которых и крашеные яйца, и куличи, и домашние булки. Днем мы обязательно освещаем их в храме, а затем едим все вместе", - отметила Нэлла Детковская.
Раньше, когда ее мать и отец жили в деревне, перед Пасхой человек 10 собирались в родительском доме в деревне, женщины запекали в печке колбасы, мясные блюда, застолье было пышным и веселым. В семье от прапрабабушки сохранился рецепт очень вкусного "грибка". Это блюдо из молока, взбитых яиц, небольшого количества муки, сахара. Его ставили в печь на 15 минут, и там оно поднималось над формой для запекания шапкой, принимая вид гриба, за что и получило такое название. Его едят на завтрак во время Пасхи, а начинают этот день с "крашеного боя" - кто у кого больше разобьет вареных яиц.
Мама Нэллы, Мария Куртин, которая после кончины супруга переехала к дочери в областной центр, также пришла в костел. Для нее Пасха - символ крепких традиций, которые перешли от ее предков в семьи внуков, и дальше будут соблюдаться новыми поколениями. В Пасхальное утро перед завтраком она берет слово, читает молитву, а затем семья принимается за освященные яства. "Пасха дает каждому из нас что-то свое, но мы все равно понимаем, что этот праздник, когда мы можем приобщиться к милости Божьей и стать ближе к свету", - сказала она.
"Все, что мы делаем на Пасху и любой другой церковный праздник, должно делаться от души. Без этого ничего не получится", - поддержала ее дочь.
Алеся Пушнякова,
Фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-