Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Познать душу через касание. Удивительная история незрячей художницы и ее тактильных картин

25.10.2025 | 14:46
"Моя самая любимая работа - с птицей фениксом, который возрождается из пепла. Она про силу, полет и стремление", - рассказала незрячая художница Анастасия Берговина. Это кажется очень символичным, будто через все свои картины она говорит людям: "Да, жизнь бывает сложной, но ты должен встать и бороться за себя, другого выбора нет". Сама Анастасия называет свою реальность "цветным процессом": девушка поет на крупных площадках, ведет кружок допобразования в колледже и продает картины. Корреспондент БЕЛТА пообщалась с героиней, чтобы проникнуться ее жаждой жизни.
Анастасия родилась полностью здоровой. "Переболела ветрянкой в детстве, от которой пошли осложнения - их не сразу обнаружили, так и потеряла зрение. Когда оно только начало ухудшаться, мне казалось, что это норма: я училась в школе в другом городе и приезжала домой только на выходные. Это была школа-интернат для детей с нарушением зрения. На тот момент мне казалось, что многие живут так, как и я. Осознание, что другие могут хорошо видеть, пришло позже", - вспомнила Анастасия.

При этом художница заверяет: она никогда не чувствовала себя одинокой. "Рядом со мной были семья, друзья в школе и университете", - добавила она. 
Свой творческий путь художница начала в детстве с обычных раскрасок. В те моменты она чувствовала тепло и поддержку родных, что помогло ей не бояться развития и идти дальше. 
"Тогда я уже не видела, а родители и бабушка с дедушкой тактильно обводили мне рисунки оттуда. Затем, когда подросла, пошла в школу, с помощью грифеля - специального приспособления для незрячих людей, которым мы пишем, - я уже делала рисунки сама и разукрашивала мелками. Они оставляют приятные тактильные следы на бумаге. В более осознанном возрасте перешла на простой карандаш", - поделилась автор. 

Затем Анастасия попала в проект, где незрячих обучали живописи. Там она познакомилась с кистью и красками. "Я была связующим звеном. Преподавателями и организаторами стала пара из Минска. Было очень много разных техник, которые помогали сделать так, чтобы картины можно было потрогать. Теперь это изюминка моих работ - с ними можно познакомиться не только визуально, но и прикоснуться", - подчеркнула художница.
По словам Анастасии, обучаться живописи незрячим людям особенно сложно. "Нужно понимать технические моменты, историю, в то же время с незрячими ребятами нужно изучать пространственность мышления: сложно было изначально понимать, как все выглядит в плоскости. Когда человек не видит с рождения, ему нужно объяснять, почему здесь, условно, должен располагаться круг по концепции картины, и как он вообще выглядит", - пояснила она.
Ее работы абстрактные, относятся к концептуальной живописи. За каждой стоит своя история, а в коллекции их собралось около 40-50. Девушка создает их особым способом: набирает краску на кисть и проверяет ее пальцем. Некоторые детали она вручную прошивает нитками. В среднем на картину уходит от дня до недели. "Но была работа на холсте 1,5 метра. Она заняла месяц, сложно было ориентироваться по деталям", - привела пример художница.
Первая работа Анастасии была связана с морем. "Я тогда еще не понимала, что могу сделать что-то, что понравится зрителям. Из-за того, что я в детстве видела, я имела представление про основные цвета. Но, к примеру, если попросить меня отличить оттенок, например, оливковый, я бы не сориентировалась. Сейчас уже и основные не различу", - заметила она.

В одной из работ под названием "Полосатая" художница хотела передать, какая жизнь бывает разная. "При этом во всем нужно находить позитив. Не получилось что-то сейчас - выйдет завтра. Поэтому я и говорю, что моя жизнь очень цветная, хотя черный цвет - один из моих любимых. Не понимаю ситуаций, в которых люди страдают и ничего не делают, чтобы это изменить. Может, поэтому я и попала в мир живописи", - поделилась автор.

В 2022 году Анастасия пришла работать в Государственный колледж цифровых технологий. Он стал местом, где ее заметили, и, как сказала художница, ее жизнь стала более насыщенной и яркой. Сегодня в колледже работает три незрячих преподавателя, существуют специальные классы для детей с нарушениями слуха и зрения, а еще дополнительные кружки, один из которых и ведет Анастасия. Сегодня в нем занимается около 20 человек. 
"Перед тем как устроилась на работу, был промежуточный этап, когда я не могла понять, чем хочу заниматься дальше, вплоть до того, что думала вернуться в родной город. А сегодня руковожу клубом инклюзивного творчества, в котором занимаются ребята с нарушением зрения, слуха и расстройством аутистического спектра. Вместе мы ходим на разные экскурсии, посещаем выставки. Очень важно понимать и уважать друг друга. Это один из основных мостиков налаживания взаимоотношений с людьми. Нас объединяют общие интересы, хорошее настроение и юмор. Каждый из учеников талантлив, у любого можно раскрыть потенциал", - рассказала преподавательница.

Обучение живописи, как считает художница, требует не столько терпения, сколько желания. "Когда оно есть, ты хочешь делиться искусством с другими, у тебя все будет получаться", - заверила она. 
Одной из таких горящих учениц колледжа с нарушениями зрения стала Полина Тарасевич. Так же, как и Анастасия, девушка - самоучка. На этом ее творческое развитие не заканчивается: она играет на музыкальных инструментах. Преподавательница заметила, что она видит в разы лучше, поэтому ее работы не абстрактные, а более детализированные, а училась она рисовать по видеоурокам, просто адаптировала все под себя. 
Преподаватель отметила, что сейчас благодаря развитию технологий все настолько адаптировано, проблем вовсе нет. Во время работы она наводит камеру телефона, чтобы определить цвет. Весь колледж адаптирован под людей с особенностями: на кнопках в лифте, в тюбиках красок есть шрифт Брайля.
И в целом сейчас прогресс дошел до того, что Анастасия спокойно путешествует сама. У художницы очень насыщенная жизнь. Не так давно у нее прошла собственная выставка, ее работы активно принимают участие в самых разных экспозициях. "До этого принимала участие в проекте, Национальному художественному музею понравилась концепция того, что картины можно трогать и они написаны незрячим художником. Они вызывали интерес у международных делегаций, школьников. У последних особенно: к картинам же обычно запрещено прикасаться", - с радостью заметила художница. 
Автор признается, что первое время не воспринимала тот факт, что работы вообще попали на выставку. "Художникам многого надо добиться, чтобы попасть туда, даже если это, например, "Осенний салон". Заходишь: перед тобой большая площадь во Дворце искусств, выставляются работы людей, имена которых уже достаточно на слуху, и тут моя, Берговиной…" - кажется, ее эмоции все еще не утихают. 

Кроме этого девушка еще и поет на разных концертах и больших мероприятиях: во Дворце Республики, Дворце спорта. Она очень благодарна, что родные не только хвалят, но и дают критику. "Благодаря этому ты растешь и развиваешься, без этого ты не видишь своих недостатков", - уверена Анастасия.

Несмотря на большое количество поддержки, художница с язвительными комментариями тоже сталкивалась. "Вопрос в том, как ты будешь к этому относиться. Подобные моменты я прохожу спокойно: может, у человека было плохое настроение. Не стоит принимать на себя весь этот негатив, я его фильтрую. Если будешь зацикливаться на нем - придется сидеть дома в четырех стенах", - считает она.
В День художника, 25 октября, Анастасия желает никогда не забрасывать свое дело. "Чтобы творили всегда, а краска оставалась на кончиках пальцев. В картинах всегда частичка души художника, пусть делятся ей с миром", - обратилась автор.

БЕЛТА.-0-