Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Полуторка" проползала там, где вязли трофейные грузовики. ГАЗ-АА, машина Победы

30.05.2024 | 15:15

"Тридцатьчетверка", "Катюша", "полуторка", "Мосинка"… Оружие Победы в руках освободителей. Эти машины стали по-настоящему народными, они вместе с людьми прошли через всю войну. Далеко не всегда совершенные, четыре долгих года вместе с бойцами и командирами они спасали мир. О железных сердцах стальных победителей в специальных выпусках "Оружейки", проекта информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ"Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии.

ГАЗ-АА или "полуторка" - самый массовый грузовой автомобиль предвоенного периода, выпускавшийся на Горьковском заводе с 30-х годов. К началу Великой Отечественной только в рядах Красной армии их насчитывалось больше 150 тысяч.

Наверное, ни для кого не секрет, что свое название "полуторка" получила за грузоподъемность, которая составляет всего 1,5 тонны. Но только представьте, каких ценных! "Полуторки" буквально везли на себе победу. Доставляли на передовую боеприпасы и оружие, спасали людей в блокадном Ленинграде, преодолевая с продуктами "Дорогу жизни". Только за 1941 год по ней "полуторками" было наезжено 40 миллионов километров. За время блокады неприхотливые грузовички перевезли более миллиона тонн различных грузов и спасли, вернув на большую землю, около 800 тысяч жителей Ленинграда.

История легендарного автомобиля началась в американском Детройте. Советской промышленности, развивавшейся семимильными шагами, требовался транспорт, но создание с нуля было непозволительной по времени роскошью. Вот тут свои услуги и предложили американские инженеры. В 1932 году они помогли возвести автогигант по производству грузовиков Ford. А уже в 1933 с конвейера Горьковского завода сходило по 60 автомобилей в сутки, причем полностью из советских комплектующих. К этому времени в устройство заокеанского грузовика внесли и несколько новшеств - усилили картер сцепления и рулевой механизм, установили воздушный фильтр, вместо деревянной установили металлическую кабину. В 1938 году машина получила новый форсированный двигатель мощностью около 50 лошадиных сил.

Масса - 1750 кг; грузоподъемность - 1500 кг; число мест в кабине - 2.

"Полуторка" как никакой другой автомобиль отвечала требованиям военного времени. Машину отличали невероятная простота конструкции, надежность, фантастическая живучесть и ремонтопригодность. Безотказный двигатель запускался с пол-оборота (правда, зачастую ручным стартером), а неприхотливый мотор работал практически на любом топливе, даже на керосине и спирте. Бензонасос отсутствовал как таковой - топливо поступало самотеком.

Конструктивно ГАЗ-АА представлял собой стальную штампованную раму, к которой с помощью рессор крепилась передняя и задняя оси. Четырехступенчатая коробка передач обходилась без синхронизаторов, тормоза были механические. Никаких усилителей - водители просто сильнее жали на педаль и крутили баранку. Даже печки не было.

Впрочем, с началом войны от некоторых излишеств и так максимально простого автомобиля пришлось отказаться. В военном варианте грузовик упростили до состояния телеги с мотором. Вместо дверей появилась загородка с брезентовой скаткой, тормоза остались только сзади, и только одна фара головного света вместо двух.

Двигатель - карбюраторный; мощность двигателя - 54 л/с; Скорость макс - 70 км/ч; запас хода - 215 км; емкость топливного бака - 60 л.

Несмотря на все нюансы, автомобиль оставался надежным товарищем на фронте. Шоферы, рассказывая о войне, часто упоминают, что там, где немецкие или французские трофейные грузовики увязали, не в силах были справиться с разбитыми фронтовыми дорогами, "полуторка" бодро проползала.

Плюс ремонтировать грузовик можно было даже на обочине, благо, с запчастями больших проблем не было. На момент начала войны ГАЗы составляли около 60% грузового автопарка. Да и степень унификации транспортных средств была очень высокой - к примеру, мотор, кроме грузовиков, ставился еще и на легковушки, бронеавтомобили и джипы, использовался в качестве насосов и авиастартеров, на аэросанях и небольших судах.

Последний ГАЗ сошел с конвейера Горьковского завода 10 октября 1949 года. Количество выпущенных машин лишь чуточку не дотянуло до миллиона штук. Но до наших дней дожили лишь редкие экземпляры этих победителей, - "полуторок", которые вывезли на себе победу 1945-го.

| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.

Читайте также:

Учебно-боевой Як-130: рассказываем, почему это идеальный самолет для курсантов

Проедет 300 км даже с пробитыми колесами. А что еще может БТР-82А?

Не летает, зато проедет почти везде. Видели "Драконов" белорусской армии?