"Тридцатьчетверка", "Катюша", "полуторка", "Мосинка"… Оружие Победы в руках освободителей. Эти машины стали по-настоящему народными, они вместе с людьми прошли через всю войну. Далеко не всегда совершенные, четыре долгих года вместе с бойцами и командирами они спасали мир. О железных сердцах стальных победителей в специальных выпусках "Оружейки", проекта информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ"Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии.
ГАЗ-АА или "полуторка" - самый массовый грузовой автомобиль предвоенного периода, выпускавшийся на Горьковском заводе с 30-х годов. К началу Великой Отечественной только в рядах Красной армии их насчитывалось больше 150 тысяч.
История легендарного
автомобиля началась в американском Детройте. Советской промышленности,
развивавшейся семимильными шагами, требовался транспорт, но создание с нуля
было непозволительной по времени роскошью. Вот тут свои услуги и предложили
американские инженеры. В 1932 году они помогли возвести автогигант по
производству грузовиков Ford. А уже в 1933 с конвейера Горьковского завода
сходило по 60 автомобилей в сутки, причем полностью из советских комплектующих.
К этому времени в устройство заокеанского грузовика внесли и несколько новшеств
- усилили картер сцепления и рулевой механизм, установили воздушный фильтр, вместо
деревянной установили металлическую кабину. В 1938 году машина получила новый
форсированный двигатель мощностью около 50 лошадиных сил.
Масса - 1750 кг; грузоподъемность - 1500 кг; число мест в кабине - 2.
"Полуторка"
как никакой другой автомобиль отвечала требованиям военного времени. Машину
отличали невероятная простота конструкции, надежность, фантастическая живучесть
и ремонтопригодность. Безотказный двигатель запускался с пол-оборота (правда,
зачастую ручным стартером), а неприхотливый мотор работал практически на любом
топливе, даже на керосине и спирте. Бензонасос отсутствовал как таковой -
топливо поступало самотеком.
Конструктивно ГАЗ-АА представлял собой стальную штампованную раму, к которой с помощью рессор крепилась передняя и задняя оси. Четырехступенчатая коробка передач обходилась без синхронизаторов, тормоза были механические. Никаких усилителей - водители просто сильнее жали на педаль и крутили баранку. Даже печки не было.
Впрочем, с началом
войны от некоторых излишеств и так максимально простого автомобиля пришлось
отказаться. В военном варианте грузовик упростили до состояния телеги с
мотором. Вместо дверей появилась загородка с брезентовой скаткой, тормоза
остались только сзади, и только одна фара головного света вместо двух.
Двигатель - карбюраторный; мощность двигателя - 54 л/с; Скорость макс - 70 км/ч; запас хода - 215 км; емкость топливного бака - 60 л.
Несмотря на все нюансы, автомобиль оставался надежным товарищем на фронте. Шоферы, рассказывая о войне, часто упоминают, что там, где немецкие или французские трофейные грузовики увязали, не в силах были справиться с разбитыми фронтовыми дорогами, "полуторка" бодро проползала.
Плюс ремонтировать
грузовик можно было даже на обочине, благо, с запчастями больших проблем не
было. На момент начала войны ГАЗы составляли около 60% грузового автопарка. Да
и степень унификации транспортных средств была очень высокой - к примеру,
мотор, кроме грузовиков, ставился еще и на легковушки, бронеавтомобили и джипы,
использовался в качестве насосов и авиастартеров, на аэросанях и небольших
судах.
Последний ГАЗ сошел с конвейера Горьковского завода 10 октября 1949 года. Количество выпущенных машин лишь чуточку не дотянуло до миллиона штук. Но до наших дней дожили лишь редкие экземпляры этих победителей, - "полуторок", которые вывезли на себе победу 1945-го.
| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.
Читайте также:
Учебно-боевой Як-130: рассказываем, почему это идеальный самолет для курсантов
Проедет 300 км даже с пробитыми колесами. А что еще может БТР-82А?
Не летает, зато проедет почти везде. Видели "Драконов" белорусской армии?