А1 в рамках проекта #яонлайн и общенациональной кампании #Подумайте 5 секунд запустила в ноябре мастер-классы для сотрудников, волонтеров и посетителей сети территориальных центров социального обслуживания населения. Главной темой информирования стала интернет-безопасность. Действенные советы во время онлайн-встречи с экспертами, памятки для лучшей визуализации призваны помочь социальным работникам не только укрепить собственные знания, но и поделиться ими со своими подопечными, тем самым предотвращая потерю денег или личных данных. Кибермошенники продолжают совершенствовать методы обмана, используя самые разные психологические трюки, на которые по-прежнему попадаются простые граждане, в том числе социально незащищенные, за которыми ухаживают соцработники. Кроме того, и сами соцработники, обладающие конфиденциальной информацией о своих подопечных (паспортными данными, местом проживания, именами родственников и т.д.), могут стать мишенью для преступников.
В первом вебинаре по кибербезопасности поучаствовало более 500 социальных работников по всей Беларуси. К онлайн-трансляции подключились в том числе сотрудники Территориального центра социального обслуживания Фрунзенского района г. Минска.
- Теме кибермошенничества огромное внимание уделяют не только сотрудники Министерства внутренних дел, но и представители банков, и, конечно, наш давний партнер компания А1, - говорит директор ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска Татьяна Куиш. - В нашем центре на данный момент трудятся 65 соцработников. Это немного для такого большого района, поэтому мы с удовольствием примем, обучим и новых сотрудников. Только на дому центр обслуживает около 1000 человек. Надо понимать, что наши подопечные - это люди практически любого возраста, столкнувшиеся с тяжелой жизненной ситуацией, нуждающиеся в определенной опеке. Среди них есть и люди пожилые, которые нередко в силу своего воспитания привыкли безоговорочно доверять, выполнять все, что им говорят. Некоторые даже делятся с соцработниками своими личными историями обмана или попыток обмана. А соцработники, в свою очередь, продолжают рассказывать, как не стать жертвой преступления, что нужно знать и понимать про современные технологии и гаджеты. В этот раз А1 разработала новый подход, который поможет соцработникам еще лучше ориентироваться в непростой теме. Таким образом, инициатива А1 помогает одномоментно проинформировать и самих соцработников, и их подопечных.
Кстати, вот уже пятый год ТЦСОН Фрунзенского района г. Минска реализует в рамках партнерства #яонлайн собственный проект "Смарт 65+" по обучению представителей старшей возрастной категории азам интернета, соцсетей, пользования смартфоном. Созданным при отделении дневного пребывания кружком "Смарт 65+" руководит Татьяна Дивина. Она разработала план обучающего 4-месячного курса и ведет его дважды в год. Группы на курс формируются небольшие, по 12 человек, поэтому желающие даже становятся в очередь, чтобы попасть на полезные занятия.
- Дети дарят родителям новую технику, но не объясняют даже то, сколько в том смартфоне памяти. Пожилые, безусловно, хотят узнать больше, чтобы свободно пользоваться смартфоном, планшетом и при этом чувствовать себя защищенными от потенциальных угроз, - поясняет Татьяна Дивина. - В рамках нашего курса есть и занятия, посвященные интернет-мошенничеству. Находя все больше новых способов обмана, преступники продолжают отбирать у доверчивых людей немалые суммы. Поэтому я говорю моим "ученикам": прежде чем стать активным пользователем интернета с его соцсетями, М-банкингом и другими полезными ресурсами, нужно знать некоторые правила безопасности. Одним из них является как раз "правило пяти секунд". То есть если вы столкнулись с чем-то непонятным, то не спешите действовать - возьмите паузу, чтобы найти решение или с кем-то посоветоваться.
Масштабная кампания А1 #Подумайте5секунд предлагает посмотреть на проблему именно под таким углом. Самый простой способ обезопасить себя - подумать 5 секунд перед тем, как перейти по незнакомой ссылке, передать кому-то коды из SMS или ответить на подозрительный звонок из мессенджера.
Кибербезопасность - способность противостоять всем угрозам, которые существуют в виртуальном мире. Беречь нужно любые личные данные, и здесь два пути: первый - оставаться бдительными, понимать, что могут украсть деньги не только из обычного кошелька; второй - использовать программы-антивирусы, пароли, завести отдельный виртуальный счет с дополнительной картой для совершения покупок онлайн.
- Как правило, мошенники играют на наших чувствах: призывают кому-то помочь или обещают получение какой-то выгоды, - отметил во время вебинара менеджер по развитию бизнеса решений информационной безопасности А1 Клавдий Лаптёнок. - Мошенники могут подделать голос близкого человека, назвать имена родных, представиться сотрудниками банков, операторов связи, да и вообще каких-то вымышленных органов. При этом создается ощущение срочности и страха. Самое главное в такой ситуации - не торопиться ни с ответом, ни с действием. Вы имеете дело с незнакомцем, а значит, в любую минуту можете завершить разговор, проигнорировать любые запросы с его стороны. Лучше всего позвонить по официальному номеру в организацию, от имени которой вам звонили, и рассказать о случившемся. Также нужно иметь в виду, что мобильные операторы, банки не звонят через Viber, WhatsApp или Telegram. Настоящие сотрудники никогда не торопят, не просят в эту же минуту установить приложение, перевести деньги, сообщить коды и пароли. Нельзя вестись и на обещания получить приз, если вы не участвовали в лотереях и розыгрышах.
Компания A1 в сотрудничестве с Фондом ООН в области народонаселения и Министерством труда и социальной защиты разработала памятку, которая уже доступна для скачивания на сайте
safety.a1.by. Печатные версии памятки можно найти в собственных магазинах A1 и в территориальных центрах социального обслуживания населения по всей Беларуси.
Размещение рекламы на БЕЛТА