Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Почему белорусы не спешат пользоваться личными кабинетами онлайн-услуг

09.12.2024 | 07:52
9 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Заместитель директора РУП "Национальный центр электронных услуг" Денис Жуков рассказал в проекте БЕЛТА "Страна говорит" на тему "Служба "одно окно": векторы развития", почему белорусы не спешат пользоваться личными кабинетами онлайн-услуг.

Сейчас в Беларуси активно используется порядка 250 тыс. личных кабинетов на портале "Е-Паслуга", который позволяет получать онлайн-услуги. "И мы, безусловно, будучи оператором соответствующей инфраструктуры электронного правительства, интересуемся, по каким причинам это всего лишь 250 тыс., а не миллионы людей, которые проживают в Беларуси. И здесь есть несколько предпосылок. Одна из них это то, что определенные категории населения просто не хотят коммуницировать с государством в электронной форме. Им удобнее как раз прийти в службу "одно окно" физически, задать интересующие вопросы и получить сопутствующие консультации. Особенно это связано с тем, что человек может обратиться не за конкретной административной процедурой, а просто в рамках определенной жизненной ситуации, для разрешения которой нужно получить несколько государственных услуг. Допустим, у человека родился или ожидается рождение малыша. Понятно, что с рождением ребенка может быть связан целый ряд различных административных решений и государственных процедур. И человеку нужно тогда получить информацию о том, в какой последовательности и с какими документами куда обратиться, для чего обращаться нужно", - отметил он.
Но есть и одноступенчатые административные процедуры, электронные услуги, по которым как раз наиболее удобно коммуницировать через цифру, т.е. удаленно. Можно из дома зайти в личный кабинет, заказать определенный вид справки, подать документы на регистрацию, получить информацию в отношении интересующего лица либо объекта приобретаемого и так далее.

Такое маленькое количество активно используемых личных кабинетов связано с тем, что для его активации человеку нужно использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП), считает Денис Жуков. "ЭЦП приобретается в определенных регистрационных центрах, которых в стране на данный момент функционирует 44, и на возмездной основе. В зависимости от срока действия ЭЦП это стоит от Br94 до Br130. Срок действия - от года до трех лет, т.е. Br94 за год, а Br130 на три года. Понятно, что человеку нужно в год два или три раза обратиться за сервисом, он не будет платить эти деньги, ему это просто невыгодно. Поэтому, проанализировав всю эту ситуацию, государство сделало ставку на развитие ID-карт, в которых встроена ЭЦП", - рассказал он.
ЭЦП, которая находится в ID-карте, действительна в течение 10 лет, - это достаточно продолжительный период. "Он гораздо продолжительнее, чем период действия стандартной ЭЦП. Сейчас любой владелец ID-карты без каких-либо дополнительных нагрузок может активировать кабинет, и ему становится доступно порядка 630 различных государственных электронных услуг, внутри которых есть и административные процедуры, и обычные цифровые сервисы", - сказал Денис Жуков.

Человек, имея активированный личный кабинет на портале "Е-Паслуга", может обратиться за определенной административной процедурой и электронной услугой в службу "одно окно", если ему так удобнее, добавил он. "У нас нет какой-то цифровой диктатуры и какой-либо нормы, которая говорила бы о том, что если человек выбрал цифровую коммуникацию с государством, то он ограничен в возможностях, - подчеркнул Денис Жуков. - В определенных жизненных ситуациях человеку все-таки гораздо удобнее прийти в службу "одно окно".

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-