Первый цикл Национального исследования качества образования (НИКО) в Беларуси состоялся в 2023 году, следующий запланирован на 2026 год. Чтобы подготовить учащихся к предстоящему циклу, в стране сегодня прошло репетиционное НИКО, в котором участвовали девятиклассники школ и гимназий, десятиклассники лицеев (БГУ и БНТУ) и первокурсники колледжей. Участникам были предложены задания, охватывающие читательскую, математическую, естественно-научную и финансовую грамотность. Все задания основаны на национальном контенте и направлены на проверку способности учащихся применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, что делает этот процесс уникальным и актуальным для белорусской образовательной системы. С какими задачами справлялись и что было самым интересным, корреспонденту БЕЛТА рассказали участники НИКО из столичной гимназии №56.Учащийся 9-го класса Александр Канашиц получил вариант проверки читательской и математической грамотности. "Началось все с того, что мы зашли в свои аккаунты на платформе НИКО. Там нам предложили задания, и начался отсчет времени. По каждой грамотности было по семь заданий, то есть в общей сложности их было 14. Задания читательской грамотности мне показались несложными. Например, мне пришлось работать с текстом об истории Гомеля. В математической части мне было сложнее и интереснее. В одном из заданий надо было найти площадь белорусского леса, которая увеличивалась с 2007 по 2024 год. Были предоставлены некоторые вводные данные, исходя из которых я рассчитал процент увеличения площади леса. Надо было вспомнить формулы, применить их. Я, конечно, что-то вспомнил, но не уверен, что довел все до конца. В целом я решил все 14 заданий, но не все из них правильно", - рассказал молодой человек.
Учащейся 9-го класса Татьяне Минич пришлось решать задания естественно-научного и финансового профиля. "Задания были сложные, особенно касающиеся естественно-научной грамотности, потому что там предполагались математические расчеты с элементами физики. Физику я не особо понимаю. Из-за того, что некоторые данные нужно было округлить, ответ у меня получился неправильный. Хотя в целом мне понравилась проверка, особенно та часть, которая касалась финансовой грамотности, здесь у меня решения почти всех заданий оказались правильными. Самым интересным мне показалось условие, в котором две подруги выбирали подарок для третьей на день рождения. Вопросы, которые там ставились, относились к безопасности в интернете. Об этом нам много рассказывали в гимназии на классных и информационных часах, это хорошо отложилось в голове, и я смогла с легкостью решить это задание. А суть заключалась в том, что девочки решили купить термокружку для подруги и выбирали интернет-магазин. В одном цена товара была ниже в три раза, из-за чего возникали сомнения в его качестве, в другом надо было проверить регистрацию самого интернет-магазина, в третьем случае представители торговой площадки запрашивали конфиденциальный код из смс. В итоге я выбрала правильный вариант ответа", - поделилась итогами работы девятиклассница.
В гимназии №56 в репетиции НИКО участвовали 40 учащихся. "Это учащиеся 9-го класса. Мы их выбирали по определенному установленному порядку - каждый четвертый посписочный человек. То есть мы не выбирали ни лучших, ни худших, как они попали по списочному составу, так и писали, - проинформировала директор учреждения Оксана Палазник. - О том, что мы будем писать эту работу, мы знали с начала учебного года, готовились. Наша гимназия работает на качество образования, поэтому каждый педагог помимо того, что вкладывает в головы детей определенные знания и понятия, естественно, работает и над ситуативностью - чтобы каждый ребенок понимал, какие знания и в какой ситуации он должен применять. И сегодняшнее национальное исследование направлено непосредственно на это".

Начальник Центра изучения качества регионального образования Минского городского института развития образования Елена Шакун отметила, что Национальное исследование качества образования (НИКО) проводится в Беларуси с 2023 года. "Это программа оценки функциональной грамотности учащихся, имеющих базовое образование. НИКО измеряет способность молодых людей, находящихся на этапе профессионального выбора, применять знания, умения и навыки для решения жизненных задач. Результат анкетирования участников образовательного процесса, проводимого в рамках НИКО, выявляет социокультурные факторы, которые влияют на уровень функциональной грамотности обучающихся", - рассказала она.
По ее словам, основной этап исследования будет проводиться в первом полугодии 2026/2027 учебного года. Сегодня в Минске в репетиции НИКО приняли участие около 3,8 тыс. учащихся из 95 учреждений образования, в том числе более 1,9 тыс. учащихся из 48 учреждений общего среднего образования и более 1,8 тыс. учащихся из 47 колледжей. "Репетиционное НИКО позволит учащимся познакомиться c типами заданий, используемыми в данном исследовании, попрактиковаться в выполнении, выявить имеющиеся пробелы в функциональной грамотности и качественно подготовиться к основному этапу, чтобы в полной мере продемонстрировать свои умения и компетенции в этой сфере, а также показать высокий результат. Диагностическая работа предложена учащимся для выполнения в формате компьютерного тестирования, она состоит из двух частей (сессий), каждая из которых длится 45 минут, а между ними - 10-минутный перерыв. В каждой части учащийся в зависимости от варианта (I или II) выполняет работу по двум видам грамотности: читательская и математическая либо естественно-научная и финансовая. Диагностические задания основаны на двух типах вопросов: закрытых и открытых. Закрытые предполагают выбор ответа из предложенных вариантов, открытые - самостоятельное введение ответа (завершение предложения, показ логики решения, объяснение ответа, приведение аргументов в защиту определенной позиции)", - проинформировала Елена Шакун.
Руководитель центра отметила, что за участие в НИКО отметка не выставляется. "Учащимся предлагается проверить свои силы в умении применять знания на практике. Задания в учебной ситуации имеют разный уровень сложности: низкий, средний и высокий. При этом в работе заданий низкого уровня сложности 30%, среднего - 50% и высокого - 20%. За выполнение задания может быть выставлено 2 балла, 1 или 0 баллов. Задания с выбором одного верного ответа и с одним кратким ответом оцениваются в 1 или 0 баллов (верный/неверный). Задания с выбором нескольких верных ответов, комплексные задания с выбором ответа и объяснением, как правило, оцениваются в 2, 1 или 0 баллов (полный верный ответ - 2 балла, частично верный ответ - 1 балл, неверный ответ - 0 баллов). По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности грамотности у конкретного учащегося", - констатировала она.
Директор гимназии №56 подчеркнула, что проводить параллель между НИКО и централизованным экзаменом, централизованным тестированием или олимпиадами нельзя. "Здесь нельзя ставить равенство, это разные вещи. Во время НИКО мы проверяем детей, насколько хорошо они могут применить свои знания в любой жизненной ситуации. И здесь не всегда играет большую роль успеваемость ребенка в школе. Благодаря Национальному исследованию качества образования мы понимаем уровень образованности и уровень воспитанности нашего молодого поколения. Конечно же, эксперты будут вычленять знания по определенным наукам, предметам, но вместе с тем это очень важное мероприятие для того, чтобы дать оценку того, насколько наши детки сегодня современны и двигаются в ногу с системой образования. А это важно для всех: для нас педагогов, для детей, а также для работников Министерства образования, которые непосредственно занимаются созданием нормативных документов", - подчеркнула Оксана Палазник.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-