Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Пятибаллка, новые учебники, нагрузка в школе: три поколения учителей о развитии белорусской системы образования

23.08.2017 | 13:01

О возврате к пятибалльной шкале оценки знаний, времени начала учебного дня, новых программах и учебниках, а еще о нагрузках, школьной форме и качестве подготовки педагогических кадров сейчас не говорит разве что ленивый. Все эти темы активно обсуждаются в преддверии Республиканского педагогического совета и начала нового учебного года. Корреспондент БЕЛТА побывала в гостях у одной из известных династий учителей Минска и узнала, что думают обо всех предложенных изменениях в системе образования представители разных поколений педагогов.

Квартира в одном из спальных районов Минска. Меня встречает молодой человек спортивного телосложения. На шум гостей выбежали двое мальчишек 7-ми и 3-х лет. Пока знакомились, ребята показали свою комнату: шведская стенка, металлический турник, вереница цветных скакалок, и тут я вспомнила, что еще в прихожей заметила пару тренажеров. Все это здесь не случайно: их отец - учитель физкультуры, причем высшей категории. "1 сентября будет 11 лет, как я работаю в школе №111, а всего в профессии 14-й год", - с неким трепетом рассказывает Александр Климович. Он также является педагогом дополнительно образования, тренером, кандидатом в мастера спорта по тяжелой атлетике. Признается, что страсть к учительству у него возникла благодаря бабушке, которая в свое время работала директором школы и брала его с собой вместо детсада, и маме - историку с 50-летним стажем - Галине Урановой.

Галина Уранова

Галина окончила факультет дошкольного образования и истфак Белорусского государственного педагогического университета. Признается, что в педагогику пошла по велению сердца, наперекор родителям, которые прочили ей профессию врача. "Мы с мамой - историки, занимались родословной семьи, работали с архивами. Мы нашли первое упоминание об учителях в нашем роду более 220 лет назад. Так что преподавание у нас в крови", - смеется Галина Уранова.

Среди старших представителей династии - Клавдия Лобан - окончила иняз, всю жизнь преподавала немецкий язык. "Я уже разменяла девятый десяток, однако слежу за современной системой образования - ничего не поделаешь, я учитель до мозга костей", - смеется Клавдия Николаевна и рассказывает о том, что в 1944 году пошла в первый класс и уже тогда была уверена - она станет учителем.

Три представителя династии, три поколения учителей. Каков будет их взгляд на современные изменения в сфере образования?

О пятибалльной системе и новых учебных программах

Своими мыслями первой поделилась Клавдия Николаевна:

- Мне нравилась советская система образования. Дети получали хорошие знания и поступали в вузы без репетиторов. Современная система во многом похожа на нее, однако есть свои нюансы. Мне кажется, дети стали мало читать, мало говорят, недостаточно пишут сочинений. Иногда идешь по улице и слышишь, как разговариваю подростки - речь бедная, однообразная. Сейчас читают в школе избирательно. Например, "Война и мир". Детям задают прочесть всего страниц 20 из произведения, так говорить не научишься. Хотя образование в области математики, информатики и других точных наук я считаю достойным. Что касается системы оценивания детей. Меня вполне устраивала пятибалльная шкала. Конечно, минусы в ней были. В десятибалльной системе больше возможностей видеть слабые и сильные стороны ребенка. Однако я за пятибалльную, надеюсь, она вернется когда-нибудь в школу.

Галина Григорьевна во многом поддерживает старшее поколение:

- Я уже знакома с обновленными учебными программами, новыми пособиями. Знаете, достойные! Я считаю, что ни одна методика не будет эффективной, если в основе нее не будет лежать педагогика. Ведь детей чем можно взять? Только интересом. У них все завязано на интересе, начиная с младенческого возраста и заканчивая студентами. Были у меня умные ученики, но что называется "зубрилки". Вот вызубрит он материал, а чуть в сторону отступить - все теряется. Поэтому я за то, чтобы учить детей мыслить. Новые программы и учебники как раз на это нацеливают, задавая вопросы: а как вы считаете, а почему, а еще? В них есть много творческих заданий - это в моем духе.

Что касается оценок. Я училась и начинала работать по пятибалльной системе. Она, конечно, хороша, но и в той, и в другой есть свои плюсы и минусы. Я когда работала по пятибаллке, вводила свою систему оценивания. Говорила ребенку: "Я ставлю тебе 4,3. В зачетку пишу "хорошо", а 0,3 тебе дарю на память. Будешь знать, что у тебя крепкая четверка, а до пятерки не хватает 0,7 балла. То есть я этими десятыми манипулировала. Уже тогда было понятно, что не хватает пятибалльной системы. Десятибалльная учитывает эти нюансы, дает оттенки. Но я хочу сказать, что не все учителя до тонкости понимают критерии этих оценок. Даже, казалось бы, я почти 50 лет работаю учителем и то иногда думаю, что поставить ребенку - 6 или 7,7, или 8. Да, в ответе была хорошая четверка, но что ставить - 7 или 8? Поэтому, если бы лично мне пришлось выбирать, то, наверное, я бы выбрала пятибалльную систему оценивания знаний.

Галина Уранова

Самый молодой учитель в семье Александр Климович также высказывается за возврат пятибалльной системы:

- В целом система образования работает. Каких-то глобальных проблем я не вижу. Если нюансы и есть, их вполне можно решить в рабочем порядке. Обновленная учебная программа по моему предмету достойная. Единственное, что, на мой взгляд, требует внимания - это действующие показатели уровня физической подготовленности учащихся, то есть тестовые нормативы, которые дети сдают в школе на уроке физкультуры. Я считаю их слишком завышенными. Нужно учитывать особенности здоровья современных детей, которые в основном тяжелее компьютерной мышки ничего в руках не держали. Те показатели, которые соответствуют оценке 10, практически невыполнимы. Честно сказать, нынешним детям больше 5-6 баллов ставить нельзя. Из-за этих тестовых показателей детям на уроке даются большие нагрузки, а предмет у нас называется "физическая культура и здоровье" с акцентом на слово "здоровье". Я бы эти базовые нормативы или сделал гораздо лояльнее, или вовсе убрал. Детей нужно оздоравливать, а не нагружать.

Кстати, о пятибалльной и десятибалльной системе оценивания. Я сторонник пятибалльной. Да, она не раскрывает полностью всех показателей, но она компактнее, однозначнее. Пять - это отлично, четыре - хорошо, три - удовлетворительно, и никаких дискуссий.

Александр Климович

О нагрузках на школьников и начале занятий

А вот в вопросе о чрезмерных нагрузках на школьников мнения семьи учителей не были столь однозначными.

Клавдия Николаевна снова берет слово первой:

- С одной стороны, может и правда, современные дети перегружены - появляются новые предметы, увеличивается объем информации. Но я не думаю, что это все настолько критично. В наше время тоже задавалось домашнее задание, но никто не говорил, что нагрузка на детей слишком большая. А еще все успевали посещать многочисленные кружки, спортивные секции. Благо все было бесплатное, можно было выбирать, что душе угодно. А сейчас за все нужно платить. Поэтому и дополнительных занятий у детей становится меньше.

Что касается начала учебного дня в школах, то здесь я тоже не вижу никакой проблемы. Когда я работала, школа всегда начинала занятия в 8.00. Здесь бы я ничего не меняла. Родители идут к этому времени на работу. Вот они и должны детей отправлять в школу. А так получается: ребенок дома остается одни, и кто проследит - позавтракал он или нет? Я за раннее начало учебного дня.

У Галины Григорьевны на этот счет свое мнение:

- Я считаю, что дети перегружены. У них интерес пропадает от переутомления. Чувство меры должно быть в первую очередь в объеме домашнего задания. Иначе количество начинает ухудшать качество. За счет чего еще можно снизить нагрузку? Может быть, не нужно заучивать столько всего? В базовой школе все должно строиться на интересе. Вот уже в средней школе можно нагрузку увеличить, потому что туда идут способные, мотивированные дети, которые хотят поступать, которым нужно пройти тесты. Конечно, слишком упрощать тоже не нужно. Дети должны быть образованными, но строиться все должно, подчеркиваю, на интересе, чтобы ребенку захотелось еще и в интернет заглянуть, узнать что-нибудь новое по школьной теме.

Если говорить о времени начала учебного дня в школах, то надо помнить, что это вопрос не чисто детский. Ведь все связано и с родителями тоже. Я считаю, что в 8.30 начинать учебу - самое то. Надо вовремя укладывать детей спать, вот и все решение вопроса.

Александр рассуждает более детально:

- Я считаю, что не настолько наши дети перегружены. Мой ребенок самостоятельно читает, решает, пишет, но у него есть время и отвлечься: поиграть, рисовать, выйти на улицу. Да, возможно, дети перегружены во время подготовки к контрольной, например. Но это ж происходит не каждый день. Если раз в месяц нужно посидеть и поучить, так это только на пользу. Пусть лучше дома позанимается, чем проведет это время в интернете или у телевизора.

Отвечая на вопрос о времени начала занятий в школе, скажу, что для меня оптимальное время 8.00 или 8.30. Если брать критерии сна, то есть учитывать физиологию человека, последний час сна приравнивается всего лишь к одной минуте. Самым же продуктивным сон считается с 21.00. Здесь один час сна равноценен трем. В связи с этим просто должен соблюдаться определенный режим, неважно в 8.00 начинается день или в 9.00. У моих сыновей отбой в 21.00, проблем с подъемом нет.

Александр Климович с детьми

Рассуждая на актуальные темы образования, Галина Уранова затронула еще и тему школьной формы. По ее мнению, современное учебное заведение должно не только давать ребенку знания и умения по дисциплинам, но и прививать эстетику, вкус, чувство прекрасного. И это в первую очередь касается одежды. "Должен быть вариативный эталон одежды. Понятие "деловой стиль" вполне отвечает этим требованиям. Образ понятен и есть возможность для самовыражения. Я резко против единообразной школьной формы, будь то коричневые платья с фартуками или одинаковые пиджаки с брюками. Человек, а тем более маленький, имеет право на самовыражение, но в определенных границах одного стиля. Это уважение друг к другу в коллективе и в первую очередь к самому себе.

Светлана ПЕКАРЬ,

БЕЛТА.-0-