Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Перезагрузка: каким быть белорусскому кинематографу? Спросили у экспертов

11.08.2025 | 17:45
Глядя с проспекта Независимости на деловито-приземистый фасад "Беларусьфильма", сразу и не подумаешь, что внутри настоящее зачарованное царство, где оживают мечты и фантазии. Здесь, среди мерцающих огней и таинственных теней, рождаются удивительные истории, поражающие воображение. Десятого июня национальную "фабрику грез" посетил Президент Беларуси Александр Лукашенко. "Ожидается интересное кино", - гудели в предвкушении горячих новостей социальные сети. И на то были причины.

О том, что дела в отрасли обстоят далеко не лучшим образом, откровенно говорилось еще в начале декабря при назначении Руслана Чернецкого министром культуры. "То, что происходит в нашем кинематографе, - это просто позорище. Это недопустимо. Мы скатились, мы стали хуже выглядеть к тому советскому периоду, когда уделяли серьезное внимание кинематографу", - заявил на всю страну Президент, и возразить на это, в общем-то, нечего.

Во время посещения киностудии Александр Лукашенко высказался еще определеннее: "Государством созданы условия для развития отечественного кинематографа и „Беларусьфильма“. Но отдача - нулевая. И это мягко сказано. Минусовая! Ни государство, ни зритель не видят результатов".

Очевидно, "важнейшее из искусств" оказалось в затяжном кризисе. Кинематографисты жалуются на отсутствие ярких идей, слабые сценарии, распыление кадров и невысокий зрительский интерес. "Для большинства белорусов наше кино закончилось, наверное, „Августом 44-го“ или „Брестской крепостью“. Смотреть просто нечего", - констатировал Президент. Причем государство создает кинематографистам все условия для плодотворной работы. В 2017 году на студии завершилась масштабная реконструкция. Финансируются творческие проекты. Но чуда почему-то не происходит.

Читайте также:
"Никогда не лицемерил". Каким запомнила Ивана Шамякина его дочь?
Внук приколол записку "Баба Стефа - кинозвезда". Про такую Станюту вы и не слышали

Один портрет во всех лентах: а вы заметили эту деталь в фильмах Михаила Пташука?


А ведь когда-то наш национальный кинематограф гремел на весь Советский Союз. "Партизанфильм", как в шутку называли белорусскую киностудию, снимал картины, которые не оставляли зрителей равнодушными. "Иди и смотри", "Белые росы", "Государственная граница", "Руины стреляют…", "Полонез Огинского", "Возьму твою боль", "Зимородок", "Приключения Буратино" - эти, как и многие другие фильмы, даже сегодня смотрят с интересом.

Понятно, что былую славу нашего кинематографа нужно возрождать. Эта непростая задача возложена на молодого энергичного министра культуры Руслана Чернецкого. Он, что называется, в теме: снялся как актер в 120 белорусских и российских фильмах. К тому же в конце марта на киностудии сменилось руководство. Тридцатипятилетний генеральный директор Дмитрий Семенов делает ставку на творческую молодежь, которая готова сквозь тернии прорываться к звездам. Судя по всему, этот путь наиболее верный.

- На протяжении многих лет киностудия не подавала заявки на специалистов. Даже на тех, которые абсолютно необходимы, - возмущается председатель Белорусского союза кинематографистов Евгений Арендаревич.
На премьере фильма "Культурный код" 5 сентября 2024 года режиссер Кирилл Халецкий едва успевал раздавать автографы

Будем надеяться, что это в прошлом. Есть и убедительные примеры перемен. Скажем, 24-летний кинорежиссер Кирилл Халецкий всего два года назад окончил учебу, но успел многого добиться на выбранном пути. Он сам себе сценарист, а зачастую и продюсер. Во всяком случае раньше снимал фильмы за собственные средства. Среди творческих достижений Кирилла - ослепительная 13-минутная кинокомедия "Антракт", действие которой разыгрывается в провинциальном театре между первым и вторым актом "Дон Кихота", короткометражки "Деда", "Дорога", "Однажды была земля", а также 35-минутный документально-игровой фильм "Культурный код" о государственных символах Беларуси. Интересно, что первая полнометражная картина Халецкого - "Киношники" - открыла XXIX Минский международный кинофестиваль "Лістапад". Сейчас молодой режиссер завершает еще одну работу. Кинокартина "Классная" - это, возможно, новое дыхание "Беларусьфильма".

 "Даже если все будет против нас, мы сделаем как надо".

Неудивительно, что талантливого парня представили Президенту Александру Лукашенко. "Боже мой, Господи, режиссеры есть! Кирилл, ты у нас как полезное ископаемое, честно. Извини за это. Я думал, у нас уже нет. Или ты, может, откуда приехал?" - отреагировал глава государства.

Халецкий сообщил, что окончил Белорусскую государственную академию искусств. Рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются выпускники. Главная из них - отсутствие ярких проектов, в которых они могут чему-то научиться. "Молодые есть, они очень хотят снимать кино, они очень творческие и жадные до работы", - заверил Президента молодой режиссер.

Недавно приступил к съемкам игрового кино Дмитрий Сорока. Это его дебют на "Беларусьфильме". Как и большинство кинорежиссеров своего поколения, Дмитрий начинал творческий путь на телевидении. Ярко отметился на ВоенТВ, затем на ОНТ. Большой успех принесли ему документальные фильмы "Первый день мира" и "Ровесники Победы", которые вышли на экран в дни 75-летия разгрома немецкого фашизма. Год спустя его "Рана на теле Беларуси" удостоилась награды Министерства культуры за лучший патриотический фильм, а "Президентский оркестр" - специального диплома XXIX Минского международного кинофестиваля "Лiстапад".

Утвердившись в жанре докудрамы (документальный фильм с элементами актерской игры), Дмитрий Сорока смело шагнул в мир полнометражного художественного кино.

- Это осознанный, давно выбранный путь, и поэтому неважно, какие будут условия, готовы мне помогать или нет. Даже если все будет против нас, мы сделаем как надо, - уверенно заявляет режиссер.

Дебютная киноработа называется "Переломный момент". Название в какой-то степени символическое, учитывая перезагрузку, которая происходит сейчас в нашем кинематографе. Фильм расскажет о мальчишке, учащемся элитной спортивной гимназии. Неожиданно, в один миг он теряет все: друзей, здоровье, самоуважение… Для тех, кто помнит подростковое, школьное кино советских времен, в таком сюжете вряд ли найдется что-то необычное. Но для современного "Беларусьфильма" это тоже своеобразный прорыв, ведь фильмы на спортивную тему здесь не снимали десятилетиями.
Кинорежиссер Дмитрий Сорока приступает к съемкам фильма "Переломный момент"

Дмитрий выбрал для своих героев академическую греблю, которой сам увлекался в юности.

- Изначально вид спорта был другой, но я упросил Министерство культуры изменить сценарий, - рассказывает он.

Главный аргумент - зрелищность и победы белорусов, прежде всего олимпийские. И конечно же, красота гребного канала в Заславле, которую еще не успели заснять ни наши, ни российские кинематографисты.

В предвкушении первых съемочных дней молодой режиссер днюет и ночует на "Беларусьфильме". Следит за монтажом декораций, продумывает каждую деталь. Студийный павильон преображается на глазах: здесь будет школьный класс, там - столовая. Спешка на площадке как будто не ощущается, но график стахановский: три месяца - подготовительный период, два - съемки, затем монтаж. Задача-минимум, она же и максимум - успеть к "Лістападу-2025", не пожертвовав при этом ни крупинкой качества.

- К счастью, я в этой битве не один, - улыбается Дмитрий Сорока. - Мою работу курирует художественный руководитель - опытный режиссер Игорь Четвериков. Честно говоря, впечатлен и тем, насколько глубоко наш министр культуры погружен в процесс кинопроизводства. Его советы, подкрепленные огромным творческим опытом, - большое подспорье для меня как режиссера.

 "Именно в общении с Президентом перед нами забрезжил свет в конце тоннеля".

Вместе с другими кинематографистами Дмитрий Сорока присутствовал на встрече с главой государства и был свидетелем жесткого разговора.

- Тем не менее пресса слегка сгустила краски, - считает он. - Именно в общении с Президентом перед нами забрезжил свет в конце тоннеля. Я почувствовал, что в нас верят и будут всемерно помогать. На студии уже давно не было такого, чтобы одновременно снимались три фильма: наш "Переломный момент", "Одно на двоих" Ивана Павлова и "Батька Минай. Партизанская легенда" Игоря Угольникова. И это большой повод для оптимизма.

У известного режиссера, сценариста Ивана Павлова съемки в самом разгаре. Застали его в студийном павильоне.

- Это макет кабины Як-130, - осторожно похлопывает он по искусно выполненной копии. - На таком самолете совершали полеты герои нашего фильма - летный инструктор гвардии майор Андрей Ничипорчик и летчик звена учебно-боевой эскадрильи гвардии лейтенант Никита Куконенко. Их самолет 19 мая 2021 года потерпел катастрофу в небе над Барановичами. Летчики сделали все от них зависящее, чтобы увести машину от жилых кварталов. Не успев катапультироваться, ребята погибли на глазах у тысяч горожан.
С 12 июня на национальной киностудии известный белорусский режиссер Иван Павлов снимает фильм "Одно на двоих"

Герои Беларуси Ничипорчик и Куконенко повторили подвиг советских летчиков Капустина и Буданова, которые 6 апреля 1966 года таким же жертвенным поступком спасли жителей Берлина. О тех ребятах тогда сложили пронзительную песню. Музыку к ней написал Оскар Фельцман на стихи Роберта Рождественского. Есть в той песне строка как будто и о героях современного фильма: огромное небо - одно на двоих…

Небо, кстати, в фильме Ивана Павлова будет создано средствами компьютерной графики. Как и снег в "Классной", его нарисовал искусственный интеллект.

- Компьютерная графика дорогая и долгопроизводимая. Впопыхах она не делается. Надеюсь, в августе появится супервайзер от компьютерной фирмы, который будет контролировать процесс, - раскрывает планы режиссер.

Но суть фильма, конечно же, не в дорогих спецэффектах, хоть это тоже немаловажно для привлечения зрителей.

- Самопожертвование - самый лучший сюжет для драматургии, - размышляет режиссер. - Молодые, сильные мужчины обездолили собственные семьи, но спасли сотни других. Как, из каких жизненных нюансов формируются такие характеры? Какие книги они читали, что за фильмы смотрели? Что подтолкнуло их пожертвовать собой ради других?

Разговор о новой работе "Беларусьфильма" плавно перетекает в рассуждения о киноискусстве, будущем национального кинематографа.

- Во-первых, нужна солидная сценарная база, - уверенно заявляет Иван Михайлович. - Если хотите, большая комната, от пола до потолка забитая хорошими сценариями, чтобы была возможность выбрать. В России их написание превратилось в национальный вид спорта. Там народ отлично соображает, что в случае удачи заработает неплохие деньги. Но и конкуренция адская: из пятисот идей до экрана доходит одна. И при этом россияне жалуются на сценарный кризис. Что уж говорить о наших скромных возможностях…
В канун Дня Победы после реконструкции в Минске открылся кинотеатр "Москва"

Известный режиссер и сценарист уверен: человек с улицы удачный киносценарий не напишет. В этом ремесле свои законы и правила. Особенно сложно писать для модных нынче сериалов, где много диалогов, за счет которых в основном и поддерживается зрительский интерес. Нужно учиться годами, постигая секреты мастерства, уметь выбрать тему. Ту самую, которая зацепит зрителя и заставит его посмотреть фильм.

Темы? Да вот же они - освободительный поход Красной армии в 1939 году, восстановление БССР после гитлеровского нашествия, строительство МАЗа и БЕЛАЗа, первые шаги суверенной страны, наши нравственные ценности и достижения. Все то, чем гордимся и ценим по праву.

Павлов соглашается, что наша история достойна экранного воплощения, но все же считает, что снимать нужно прежде всего о современности. Среди полутора десятка его фильмов - комедийный сериал "Мамочки".

- Когда брался за него, настроен был довольно скептически, - признается режиссер. - Но увидев в центре "Мать и дитя" женщин, которые, чтобы не потерять ребенка, месяцами лежат в больничной палате, что-то во мне перевернулось. Не все в нашем деле измеряется деньгами. Если хоть одну женщину фильм убедит не делать аборт, значит, сняли его не напрасно.

Но существует еще и пресловутая окупаемость. Президент на ней вроде как и не настаивает: "Сделали хороший продукт - денег не жалко. Тем более на хорошее кино, потому что это дефицит". Но, с другой стороны, жестко подчеркивает, что киноиндустрия не может годами висеть на плечах у государства: "Пусть производят, продают и живут. Нет - до свидания. Сколько можно помогать?".

- В советские времена кино кормило всю культуру, - говорит Иван Павлов. - Зарабатывали колоссальные деньги. Но тогда существовал безразмерный общесоюзный прокат, в котором крутились фильмы всех республик. Представьте: 250 миллионов зрителей! А в Беларуси? Цифры несопоставимые.

Каким бы талантливым ни был фильм, считает режиссер, в белорусском прокате он не окупится. Условно говоря, чтобы "отбить" миллион долларов, вложенных в картину, нужно, чтобы ее посмотрели 600 тысяч зрителей. Это при цене билета 10 рублей. В реальности она ниже, а зрителей в кинотеатрах все меньше и меньше. По данным Белстата, число посещений киносеансов упало почти вдвое - с 9095,1 тыс. в 2019-м до 5457,2 тыс. в 2024-м. И пандемия здесь ни при чем, о ней давно забыли.
Натурная площадка "Беларусьфильма" в Смолевичском районе, которую неофициально называют Смолевудом, позволяет снимать фильмы самой разной тематики. 2021 год

Кинопрокатные организации делают все возможное и невозможное для возвращения зрителей в кинозалы: заключают договоры с "Беларусьфильмом", закупают коммерческое зарубежное кино, вводят программы лояльности, организуют просмотры для трудовых коллективов. Государство реставрирует старые кинотеатры и открывает новые. В столице недавно распахнула двери обновленная "Москва", до этого была легендарная "Победа". Количество мест в зрительных залах по стране возросло с 64 378 до 70 771. Но общую тенденцию переломить не удалось.

- Всему виной цифровизация, - считает мой собеседник. - Она шагает по стране опережающими темпами. Нашим людям хоть в деревне, хоть в городе доступно любое кино в интернете.

Многие обзавелись дорогими телевизорами с большой диагональю и предпочитают смотреть кино дома всей семьей на диване, с кошкой под боком.

- Знаете, кто у нас в основном ходит в кино? - горячится Иван Михайлович. - Молодежь в возрасте от 15 до 30 лет. Ходят развлекаться или на свидание. Сам фильм для них точно не на первом плане.

Вариантов добиться окупаемости и заработать на собственном продукте у наших кинематографистов не так уж и много. Но они есть. Либо расширять экспорт фильмов в ближнее и дальнее зарубежье, либо теснее сотрудничать со стриминговыми сервисами, белорусскими и зарубежными телеканалами. Второе моим собеседникам кажется более предпочтительным. Скажем, сегодня на российском "Кинопоиске" продолжение сериала "Государственная граница", снятое на "Беларусьфильме" в 2013-2015 годах, имеет рейтинг 7,3-7,5 из 10. Белорусская кинопродукция интересна широкому кругу зрителей.
На свободных площадях "Беларусьфильма" разместились выставки, рассказывающие о сегодняшнем дне киностудии

Крепнут связи с телевидением. По словам председателя Белтелерадиокомпании Ивана Эйсмонта, планируются совместные съемки полнометражного фильма и сериала. Детали сотрудничества пока неизвестны. Руководитель телехолдинга оптимистично заметил, что "возможны самые разные варианты, но это совершенно новая история для Беларуси".

В сотрудничестве с "Беларусьфильмом" заинтересовано и ЗАО "Столичное телевидение". "Сейчас работаем над двумя синопсисами, привлекаем специалистов, формируем команду на нашем телеканале, потому что мы заказчики и платим какие-то финансы", - поделился планами в новостной программе "24 часа" генеральный директор СТВ Александр Осенко. По его словам, линейка сериалов будет иметь коммерческий успех.

Это совпадает с подходами Министерства культуры. "Я хочу направить „Беларусьфильм“ на более коммерческое существование, потому что все-таки, как ни крути, фильм - это все равно продукт, который должен продаваться", - заявил Руслан Чернецкий. По мнению министра, рецепт успеха прост: нужно поднимать качество выпускаемого продукта и осваивать новые рынки.

Остается лишь прийти к общему знаменателю, что же такое качество применительно к кинематографическому искусству. Наши собеседники едины: это прежде всего добротная драматургия.

Но о чем снимать? По мнению режиссеров, о современности. Председатель Белорусского союза кинематографистов Евгений Арендаревич, наоборот, уверен, что суть современного кинематографического процесса в обращении к истории, поиске героя минувших лет, который мог бы стать примером для современников. Даже обращаясь к современности, убежден председатель Союза кинематографистов, важно сохранить наши традиционные ценности, воплощенные в героях прошлого.

Кто прав, покажет время, ведь реакция публики на искусство зачастую непредсказуема. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется", - еще полтора века назад писал Федор Тютчев.

- Но никакое другое кино, кроме нашего родного, не способно создать канал душевной связи с белорусским зрителем, - непоколебим в своей убежденности председатель Белорусского союза кинематографистов Евгений Арендаревич. - На экране нужно рассказывать понятные истории. Зачем гнаться за глобальной кинематографической модой? Это и нереально, и не нужно. А вот найти понимание со своим зрителем - задача вполне осуществимая.
И это, по мнению Евгения Арендаревича, ничуть не противоречит цели создавать коммерчески успешное кино. Вспомним, незамысловатую душевную кинокартину "Белые росы", снятую в 1983 году Игорем Добролюбовым, посмотрели рекордных 36,1 миллиона зрителей. Авторитетный журнал "Советский экран" назвал ее лучшей комедией года.

"Никакое другое кино, кроме нашего родного, не способно создать канал душевной связи с белорусским зрителем".

В конце 1980-х - начале 1990-х кинематографисты соседних стран пытались зарабатывать деньги, создавая откровенную киночернуху. К счастью, Беларусь не пошла по этому пути. Злое поветрие миновало. "Слово пацана" при колоссальной раскрутке набирает сегодня на "Кинопоиске" не больше баллов, чем снятая 20 лет назад "Брестская крепость".

Глубоко прав Евгений Арендаревич:

- Большинство зрительской аудитории неизбежно ищет на экране добро и правду и стремится к тому, чтобы добро на экране побеждало зло. Хорошее кино должно опираться на наши ценности и их пропагандировать. Воспевать красоту человеческих чувств, благородство взаимоотношений.

Президент во время посещения "Беларусьфильма" неслучайно употребил слово "душещипательный" - современный душещипательный фильм. Кино должно пробуждать эмоции, стимулировать душевную жизнь. И еще один принципиальный момент. "Никакой идеологии без кино быть не может", - подчеркнул глава государства.

И потому нам, во-первых, без кино никак не обойтись. Во-вторых, идеология обязана присутствовать в каждом фильме, будь он пятьсот раз про любовь. В этой связи вспоминается разговор с директором Института психологии БГПУ имени Максима Танка кандидатом психологических наук Наталией Дроздовой. По ее словам, сериалы в России сыграли огромную роль в создании положительного образа силовых структур, и этот опыт нам неплохо бы перенять.

"Хорошее кино должно опираться на наши ценности и их пропагандировать".

Так что возможностей у кинематографистов - непаханое поле. Твори, выдумывай, пробуй… и будь готов рисковать.

Старшее поколение, как уже отмечалось, очень рассчитывает на молодежь. Подготовкой будущих Туровых и Пташуков занимается Белорусская государственная академия искусств. С апреля 2010 года здесь функционирует факультет экранных искусств. Недавно кинематографическое сообщество облетела весть, что он закрывается. Правда ли это?

- Нет и не может быть, - заверил ректор Академии кандидат искусствоведения Михаил Борозна. - Подготовка специалистов для кино и телевидения с 1970-х годов велась на театральном факультете, затем соответствующие кафедры обособились в отдельный факультет. Теперь из-за малой численности студентов они вновь сливаются, причем сокращения учебных планов у нас не предвидится. Наоборот, мы их расширяем, углубляем и модернизируем.
Ректор очень надеется, что объединение факультетов пойдет на пользу.

- Мечтаю о том, чтобы в наших стенах складывались будущие художественно-постановочные группы, - говорит он. - К ним могли бы присоединиться и художники, ведь выпускники всех факультетов академии работают в киноиндустрии и на телевидении.

С недавних пор в академии стали готовить и сценаристов. Будущие кинодраматурги пока на втором курсе, но уже успели проявить себя на внутреннем творческом конкурсе, который организовало для них руководство вуза. Пять из шести студенческих сценариев взыскательному жюри показались вполне перспективными.

- Мы объявили новый открытый конкурс, - продолжает Михаил Григорьевич. - Обратимся на филфак и журфак университета, в Союз писателей. Пусть присоединяются! В октябре планируем подвести итоги. Тематику не ограничиваем, лишь обозначаем хронометраж и жанры кино. Возрастной ценз участников - не старше 35 лет.

Это не первая попытка. В 2021 году проводилось два открытых республиканских конкурса синопсисов. В общей сложности было подано 46 заявок. С победителем в номинации "Полнометражный фильм в игровой форме, посвященный 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков" (кинопроект "3 июля", автор А. Курс) был заключен договор. Но, насколько нам известно, фильм так и не сняли. Та же судьба постигла и синопсис "Это другое" А. и В. Соболевых, который победил в номинации "Фильм для детской и юношеской аудитории". Никто из наших собеседников о такой кинокартине не слышал.

Говорит ли это о том, что конкурсы синопсисов - дело бесперспективное? Конечно же, нет. Возможно, уже завтра в портфеле "Беларусьфильма" окажется шедевр, которого давно ждем.

На студии настроены позитивно. Все причастные делают максимум и немного больше, чтобы белорусский кинематограф в новых условиях оправдал те надежды, которые на него возлагают и зрители, и государство.

| Юлия АНДРЕЕВА, журнал "Беларуская думка". Фото Александра ГОРБАША, из архива БЕЛТА