Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Педагогические кластеры в Беларуси будут создаваться на республиканском и региональном уровнях - Журавков

29.09.2015 | 10:19

29 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министерством образования утверждено Положение об учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования. Об этом рассказал во время онлайн-конференции на тему "Роль учителя в современном обществе" на сайте БЕЛТА министр образования Беларуси Михаил Журавков.

Предполагается, что кластеры будут созданы на республиканском и региональных уровнях. Также утвержден состав Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования, который возглавляет ректор БГПУ им.М.Танка. Координационный совет является постоянно действующим совещательным и экспертно-консультативным органом общественного самоуправления в кластере.

Как отметил министр, стратегия развития педагогического образования определяется рядом принятых Министерством образования документов с учетом международных тенденций развития высшего образования, в том числе вступлением Беларуси в Болонский процесс. Разработана и после широкого обсуждения утверждена Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы и План мероприятий по ее реализации. Как считает Михаил Журавков, поэтапное выполнение этих мероприятий позволит к 2020-му году преодолеть имеющиеся в педагогическом образовании недостатки, добиться системных качественных изменений в профессиональной подготовке педагогов, создать эффективную непрерывную систему педобразования - от педагогических классов до дополнительного образования педагогов. В качестве механизма эффективного решения поставленных в Концепции задач рассматривается переход на кластерную модель непрерывного педагогического образования, предполагающую объединение потенциалов входящих в кластер субъектов на основе социального партнерства, заключенных соглашений и договоров.

Одна из главных задач на ближайшее время - усиление практикоориентированности подготовки учителей. Решение этой задачи носит комплексный характер и предусматривает, прежде всего, модернизацию педагогической практики студентов, придание ей непрерывного и продуктивного характера. С этой целью, рассказал Михаил Журавков, предусматривается организация педагогической практики студентов, начиная с 1-го курса. Это возможно сделать посредством включения первокурсников в волонтерскую деятельность. "Волонтерская деятельность формирует опыт профессиональной деятельности будущих педагогов, является эффективным средством развития их профессиональной мотивации. Поэтому ее нужно рассматривать как один из видов педагогической практики и включать в структуру непрерывной", - отметил он.

Еще одним важным направлением развития взаимодействия вузов, готовящих педагогические кадры, и школ является создание на их базе филиалов кафедр (всего в стране - 196), которые позволяют получить обратную связь от работодателей относительно требований к качеству подготовки будущих специалистов, а также использовать научно-методические продукты, разрабатываемые на базе университетов и при непосредственном участии учителей. Все это обеспечивает более эффективное формирование профессиональных компетенций будущих педагогов.

С целью оптимизации структуры непрерывного педагогического образования еще предстоит создать действенную систему непрерывного педагогического образования, включая педагогические классы, гимназии, среднее специальное и высшее образование, повышение квалификации и переподготовку специалистов образования; уточнить государственный классификатор специальностей педагогического профиля в части социально ориентированных специальностей в соответствии с современными запросами отечественного образования и социума; разработать Концепцию магистерской подготовки педагогических кадров с учетом национальных традиций педагогического образования и международных соглашений, определения статуса выпускника магистратуры по педагогическим специальностям.

В настоящее время разрабатывается проект профессионального стандарта педагога с учетом новых компетенций и национальной рамки квалификаций, рассказал Михаил Журавков. На основе профессионального стандарта педагога будут разрабатываться новые образовательные стандарты и компетентностные модели на всех ступенях непрерывного педагогического образования. Подготовка проекта должна быть завершена уже к весне 2016 года.-0-