Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Ожившая история Победы: над каким танком сейчас работают на "Линии Сталина"?

14.04.2025 | 19:25

Реставраторы историко-культурного комплекса "Линия Сталина" трудятся над созданием редчайшего танка Т-34-57. В основе ходовой копии легендарной тридцатьчетверки элементы сразу трех боевых машин времен Великой Отечественной войны! Понаблюдать за тем, как на корпус танка устанавливают башню и орудие, смогли и наши корреспонденты.

Истребитель танков

Вряд ли найдется белорус, не слышавший о легендарных Т-34. Эти танки не просто так прозвали "оружием Победы": именно они громили врага в сражении за Москву, решили судьбу Сталинградской битвы, противостояли немецким "тиграм" и "пантерам" на Курской дуге. В наши дни тридцатьчетверки установлены на большинстве постаментов в честь освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Однако далеко не каждый знает, что у самой известной советской боевой машины была редкая модификация Т-34-57, получившая название "истребитель танков". В 1941 году их собрали всего десять.

Ходовая копия именно такого танка сейчас строится на "Линии Сталина". По словам исполнительного директора историко-культурного комплекса Александра Метлы, машина изготавливается на базе советского среднего артиллерийского тягача АТС-59. Ради исторической достоверности его корпус расширили и удлинили, сделав характерный для ходовой тридцатьчетверки увеличенный промежуток между вторым и третьим катком.

- Изготавливаемый нами танк Т-34 первых выпусков будет с корпусом 1940 года и 57-мм пушкой ЗИС-2. Такой корпус делали еще до войны. Отличается он рубкой и люком механика-водителя, расположением триплексов. Башня "пирожок" на нем была достаточно тесной, неудобной с точки зрения танкиста, но это характерно для машин именно довоенной постройки, - уточняет Александр Метла.

Почему же Т-34-57 прозвали "истребителем танков"? Все дело в 57-мм пушке, чьи бронебойные снаряды пробивали большую толщину брони, чем 76-мм снаряды на обычных танках Т-34. Пушка ЗИС-2 была настолько эффективной, что все немецкие танки прошивала насквозь с обоих бортов, причем даже по диагонали. Сложно представить, какой мощностью она обладала, раз была снята с вооружения с формулировкой "в связи с избыточной бронепробиваемостью"!

Как создается легенда

Работы по созданию ходовой копии Т-34-57 начались в августе прошлого года. Главная задача реставраторов - сделать функциональную износостойкую машину, которая сможет многие годы показывать на реконструкциях, какие сражения происходили во время Великой Отечественной войны. Благодаря оружейникам можно будет увидеть, как работает пулемет стрелка-радиста и даже как стреляет ЗИС-2.

- Так как мы находим остатки машин, в теории могли бы сделать танк с натуральной броней. Но чем больше масса боевой машины, тем быстрее изнашиваются ее коробка, фрикцион, двигатель. Да и нам на этом танке воевать не нужно. Наша задача - показать красоту тридцатьчетверки и сделать все возможное, чтобы она в ходовом состоянии радовала зрителей как можно дольше, - поясняет Александр Метла. - Поэтому мы приняли решение сделать броню похожей на оригинальную, но более легкую. Также используем более совершенные послевоенные узлы и агрегаты: коробку передач, чугунный движок, поскольку дюралевые танковые очень тяжелы в эксплуатации в зимний период и их долго разогревать. А вот такие элементы, как, к примеру, крышка люка, турель стрелка-радиста, защита выхлопных труб, триплексы, ставим оригинальные. Если масса обычного танка была 32 тонны, наш будет весить около 20.

Интересуюсь, оригинальные части скольких танков времен Великой Отечественной войны использовали реставраторы при создании этой ходовой копии.

- Здесь можно увидеть элементы от трех разных танков, - поясняет Александр Метла, указывая на боевую машину. - Два танка были найдены под Гродно. Один из них участвовал в Зельвенском прорыве (боевые действия во время переправы через реку Зельвянку в июне 1941 года. - Авт.). На немецких фотографиях видно, что на одной из дорог стоял подбитый Т-34. Его, вероятнее всего, взорвали и разобрали на металлолом, но отдельные детали повезло отыскать. К сожалению, информацию об экипаже обнаружить не удалось, поскольку на первых версиях этих танков серийный номер писался краской. Выбивать его начали значительно позже. Детали третьего танка нам передали из России, они были обнаружены под Москвой.

Ювелирная работа

Пока наблюдаем за тем, как на корпус танка устанавливают башню и орудие, провожу параллели между работой здешних реставраторов и ювелиров. Александра Александровича такое сравнение на смущает: пусть в танкостроении совсем другие габариты изделий, но работать действительно приходится с ювелирной точностью.

- На "Линию Сталина" приезжали специалисты из акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского", где создают военную технику. Когда они увидели наши работы, были сильно удивлены, что мы можем организовать производство такого высокого уровня своими силами, не имея даже конструкторского бюро. У нас ведь сборка происходит по чертежам. Пусть мы и не ставим оригинальную броню, но логика при работе с техникой та же, что и на современном заводе, где производят технику для вооруженных сил. Над танком постоянно трудятся четыре реставратора. Когда нужна помощь в изготовлении определенных деталей, привлекают оружейников, обращаются на заводы или в мастерские.

Александр Микалуцкий - один из четырех реставраторов, работающих над созданием Т-34-57. Восстановлением раритетной техники занимается уже 25 лет. В профессию Александр Петрович пришел благодаря другу, который позвал помочь с реставрацией танка БТ-7, выпущенного в 1935 году. Первый выезд той машины состоялся в 2000-м в России в день 80-летия танкостроения. Сейчас даже сложно сосчитать, сколько единиц техники удалось вернуть к жизни благодаря ему и коллегам.

- Все, что вы видите в данный момент в этом ангаре на "Линии Сталина", - дело рук нашей команды. Поначалу это было хобби, но очень быстро переросло в профессию. Сейчас мы смотрим совсем по-другому на любую машину, которую начинаем делать. Подходим с душой и со всей ответственностью, соблюдаем историческую достоверность. Мы хотим, чтобы люди не забывали, что происходило в годы Великой Отечественной войны, в которой участвовал весь Советский Союз, чтобы помнили, какой ценой нам досталась Великая Победа, - говорит Александр Микалуцкий.

Команда реставраторов на "Линии Сталина" сложилась давно. Изначально над военной техникой колдовали только Александр Микалуцкий и Владимир Якушев - оба родом из Шклова. Позже к ним присоединились сыновья Владимира - Алексей и Максим.

Интересуюсь, какие сложности возникают при создании танка. Александр Петрович улыбается:

- В работе сложностей у нас не возникает. Бывает, что нет подходящих деталей. Но эти вопросы мы оперативно решаем. Что-то, к примеру, ищем в интернете и пытаемся воссоздать сами. Но есть элементы, которые не можем изготовить здесь. Тогда заказываем их на производстве, где есть специальные лазеры и другое необходимое оборудование.

Александр Микалуцкий с коллегами не только занимается реставрацией, но и выезжает на подъем техники времен Великой Отечественной войны. Чаще всего специалистам удается отыскать лишь отдельные ее части. Но случается и так, что из болот поднимают практически целые танки или самолеты. Такие находки смело можно назвать сенсационными для нашего времени.

…Силовое отделение танка Т-34-57 уже собрано. В ближайшее время корпус машины переедет на покрасочную. Если все пойдет по плану, уже в этом году к 20-летию историко-культурного комплекса знаменитый "истребитель танков" выедет на "Линию Сталина".

| Юлия ГАВРИЛЕНКО, газета "7 дней". Фото Сергея ШЕЛЕГА, БЕЛТА.

Читайте также:

Что с ними было после войны? Судьба и награды братьев Бельских

Кто на самом деле отдал приказ об уничтожении Хатыни? Преступления 118-го батальона

Он привлек в партизаны около 1800 человек. В чём был "секрет" Андрея Волынца?

Теги
ВОВ