Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Откуда в Беларуси столько курганов и что они могут рассказать? Делится историк

05.04.2023 | 19:05

Впервые дреговичи упоминаются в недатированной части "Повести временных лет", величайшего исторического и литературного памятника восточных славян. Как писал летописец об их расселении, "а друзии седоша межю Припятью и Двиною и нарекошася дреговичи". О происхождении и особенностях этого союза славянских племен поговорили с доктором исторических наук, профессором кафедры истории России исторического факультета БГУ Степаном Темушевым.

Трактат для сына

Именно "Повесть временных лет" считается ключевым источником, который позволяет очертить этноплеменную ситуацию, сложившуюся в Восточной Европе в раннем Средневековье. В этот период, охватывающий V–X века, на европейской территории расселяются многочисленные племена славян. Дреговичи упоминаются в датированной части летописи достаточно поздно, в XII веке: первый раз в 1116-м, затем - в 1149 году.

- Однако упоминание о дреговичах есть в этнографическом введении "Повести временных лет", где рассказывается в контексте библейской истории о происхождении народов и Руси, - говорит Степан Темушев. - Однако там не содержится дат. Перечисляются славянские племена, которые расселились на территории Восточной Европы. Упоминается 12 схожих этноплеменных образований, или, как называют их историки, союзов племен: дреговичи, вятичи, радимичи и другие. В летописи дается и очень точная локализация расселения дреговичей: территория "межи Припятью и Двиной". Первое же письменное упоминание дреговичей - источник иностранного происхождения. Византийский император Константин VII Багрянородный написал знаменитый трактат для своего сына Романа. Сочинение не предназначено было для широкого обнародования, это скорее своеобразное руководство будущему правителю. Данному источнику историки склонны сильно доверять, потому что для своего сына отец вряд ли бы стал что-то привирать или фальсифицировать. Ему важно было показать, как наследнику трона вести себя с соседними народами, выстраивать политику, доминировать на границах и, возможно, со временем даже получить господство на сопредельных территориях. В девятой главе трактата "Об управлении империей" рассказывается о господстве архонтов росов в Восточной Европе, центр которых находился в Киеве. Они "кормились" сбором дани (так называемое "полюдье") и с этой целью посещали в том числе и "друговитов". Скорее всего, это и есть как раз интересующие нас дреговичи. Произведение "Об управлении империи" датируется обычно серединой X века, возможно, 948 годом. Отталкиваясь от этой даты, мы и вычисляем 1075-летие со дня первого письменного упоминания дреговичей.

Археологические материалы дают картину бурных процессов, которые происходили на этих территориях: миграции, смешение, переселение, военные столкновения, причем населения разного происхождения. Долгое время, как известно, на территории Беларуси проживали племена балтов. В конце концов они были вытеснены, либо ассимилированы, либо физически уничтожены как раз-таки пришедшими славянами.

"Погибоша аки обре"

Вопрос о происхождении дреговичей для историков остается спорным. По мнению российских и польских исследователей, в раннем Средневековье сложился большой так называемый дулебский союз племен. Дулебы упоминаются и в той же "Повести временных лет". В недатированной части летописи в форме притчи рассказывается о том, как дулебов "примучили" (то есть установили свое господство) племена аваров. В этом произведении они называются обрами.

- Судя по всему, это народ кочевников, вероятно, тюркского происхождения, которые в 60-х годах VI века пришли в Европу с востока через Северное Причерноморье, - уточняет историк. - На территории современной Венгрии около озеро Балатон они создали свое государственное образование, называемое историками Аварским каганатом. Потом с ними долго воевали франки, и в итоге Карлу Великому удалось нанести аварам решительное поражение. Но в тот ранний период - с конца VI века, в VII веке - авары подчинили окрестные славянские племена, в том числе и дулебов. Летопись рассказывает о том, как эти обры запрягали славянских женщин и на них ездили.

"Были же эти обры велики телом, и умом горды, и уверены в том, что им все дозволено. И Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина", - говорится в произведении. Доныне существует поговорка "погибоша аки обре". Смысл высказывания в том, что даже такие сильные, непобедимые, надменные и упивающиеся своей безнаказанностью люди рано или поздно получают по заслугам волею высших сил. К IX веку происходит распад дулебов на отдельные этнографические группы, среди которых называют волынян, древлян, полян и дреговичей.

- В настоящее время обнаружены свидетельства того, что наиболее ранние славяне присутствовали именно на территории Полесья, там, где позднее будут проживать дреговичи. Самые древние славянские артефакты, принадлежавшие Пражской археологической культуре, датируются концом IV века. Выяснено, что Припять является центром ареала расселения этой самой культуры. Отдельные ее комплексы распространяются на юг вплоть до Среднего Приднепровья. Вполне возможно, что для Беларуси славяне - это автохтонный народ, то есть формируется именно на этой территории. По некоторым обстоятельствам историки могут судить, что дреговичи, в общем-то, не отставали, а, возможно, в чем-то даже опережали в своем развитии других славян. Например, летопись в той же недатированной части "Повести временных лет" говорит о том, что у пяти союзов племен в Восточной Европе было уже свое княжение, и среди них упоминаются в том числе и дреговичи. А формирование верховной власти - очень важный этап на пути становления государственности. Позднее на территории именно дреговичского союза племен возникает Туровское княжество. Правда, оно получает независимость только в 1157 году, но туровские князья активно участвуют в различных походах. Особое положение города определяется тем, что будущий наследник Киевского престола, столицы региона восточного славянства, сидел именно в Турове. Конечно, он не был сыном киевского князя, но считался вторым по старшинству в династии Рюриковичей.

"Зарытая история"

Так называемая дулебская группа - четыре союза племен - очень близка по своей материальной культуре, но, тем не менее, определенные маркеры выделяют дреговичей в отдельный ряд.

По словам исследователя, обычно в качестве этноопределяющего признака у славян называют наличие определенных височных колец, которые нашивали на головной убор или вплетали в волосы славянские женщины. Украшения отличались по форме, размеру и технике производства, но были характерны для всех союзов славянских племен. А вот у дреговичей в большей степени получили распространение ожерелья с крупными зернеными бусинками. На них были напаяны мелкие шарики, причем очень аккуратно - в шахматном либо простом геометрическом порядке. Сами эти бусинки изготавливались главным образом из меди.

Этнографическим признаком дреговичей являются также особенности захоронения и сама обрядность.

- Если первоначально это было исключительно трупосожжение, то затем - трупоположение, - уточняет историк. - Возможно, эти перемены связаны с распространением христианства. Дреговичи погребали своих усопших под курганами. Правда, курганный обряд характерен для славян в целом.

На территории Беларуси курганные могильники бывают порой весьма впечатляющих размеров. Например, вблизи Ганцевичей насчитываются сотни курганов, которые тянутся почти на полтора километра. А буквально несколько лет назад в Стародорожском районе археологи обнаружили десятки погребений, откуда извлекли бронзовые и серебряные перстни, а также крупную, тяжелую, усыпанную изящными маленькими шариками серебряную бусину.

По мнению историка, курганы в нашей стране пока недостаточно хорошо исследованы, и не исключено, что когда-либо древние захоронения прольют свет на многие тайны «зарытой истории».

Почему так важно знать о племенах, обитавших на наших землях тысячу лет назад? Во-первых, как сказал поэт, "чистоту, простоту мы у древних берем", а во-вторых, по словам Степана Темушева, дреговичи, как и другие союзы славянских племен, являются одним из основных обязательных этнических компонентов, который через века приведет к образованию белорусской народности. Выходит, в наших жилах течет и их кровь.

| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото БЕЛТА.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Гены предсказывают будущее? Что на самом деле можно узнать благодаря ДНК-тесту

Ястреб-перепелятник и другая экзотика. Почему птицы все чаще перебираются в города?

Вы знали, что за год в Беларуси происходит до 100 землетрясений?