В феврале 1942 года начали действовать Суражские или, как их еще называют, Витебские ворота - 40-километровый разрыв фронта между флангами групп армий "Север" и "Центр". Через эту брешь в немецких позициях на Большую землю эвакуировали женщин и детей. А оттуда в Беларусь отправляли партизанские отряды, спецгруппы и оружие.
Таким способом в июне 1942 года в Ветринский район был заброшен партизанский отряд "Мститель". Его возглавлял Дмитрий Тябут. По распоряжению ЦК ВКП(б) его отозвали из Красной армии.
- Через Суражские или, как мы говорим, Витебские ворота он прошел на территорию Беларуси, чтобы вести партизанское движение в Ветринском районе. Первоначально в отряде было 46 человек, к моменту прохождения через ворота их количество увеличилось до 53. Отряд довольно быстро рос. 14 июля он пришел в зону дислокации, - рассказал старший преподаватель Белорусского государственного университета Сергей Каун.
- Партизанский отряд "Мститель" был достаточно стандартным, типичным. Уже к декабрю 1942 года начал насчитывал максимальную численность - 256 человек. Однако в результате боевых действий с немцами в тылу отряд сильно потрепало. В июле 1944-го, когда он соединился с частями Красной армии, в нем насчитывалось лишь 115 человек, - добавил младший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Даниил Савицкий.
Дмитрий Тябут родился 6 ноября 1914 года в деревне Пукановка Ветринского района (ныне Полоцкий район Витебской области) в семье крестьян. Окончил 8 классов. В 1932 году начал преподавать в Малоситнянской неполной средней школе. В 1939-м окончил Оршанский педагогический институт. Затем вступил в Компартию. В январе 1941 года избран председателем исполкома Ветринского районного Совета народных депутатов.
- Он вступил в ряды Красной армии 10 сентября 1941 года. И был призван, либо же вступил добровольцем, по его собственным словам, Ржевским городским военкоматом. Призван он был в качестве политрука 2-й роты 220-й стрелковой дивизии в составе резервного фронта, действовавшей как раз с сентября 1941 по апрель 1942 года, и принимавшей активное участие в боях под Ржевом и Вязьмой.
Дмитрий Тябут хорошо знал Ветринский район, потому что жил и работал там до начала войны.
- Основная магистраль, которую контролировал этот отряд, - это, конечно, железнодорожная магистраль между Полоцком и Молодечно. В первую очередь взрывали эшелоны на этой территории. Кроме того, отряд контролировал и шоссейные дороги, там тоже проходили диверсии. Вел войну с мелкими гарнизонами противника, которые были размещены в Ветринском районе, в том числе и с полицейскими формированиями, - объяснил Сергей Каун.
В декабре 1942 года на базе партизанских отрядов "Мститель" и "Смерть фашизму" была создана бригада имени Ворошилова. Командиром стал Дмитрий Тябут.
- По мере разрастания бригады в ее составе появились еще четыре отряда: "За Родину", "Ким", "Большевик" и имени Николая Францевича Гастелло. На 1 апреля 1944 года максимальная численность бригады составила 1227 человек. Однако в результате боевых действий с немцами прямо перед освобождением Беларуси численность бригады снизилась до 736, - рассказал Даниил Савицкий.
- Действовала она на территории Ветринского и Ушачского районов, это Витебская область. И на территории Плисского района, это Вилейская область в тот период, - объяснил Сергей Каун. - Была очень известная Полоцко-Лепельская партизанская зона, северо-западный ее край контролировала как раз бригада им. Климента Ефремовича Ворошилова.
Дмитрий Тябут был авторитетом для партизан. Молодой и энергичный, мог отстоять свою точку зрения.
- Его описал в своих воспоминаниях один из лидеров партизанского движения Лобанок. Говорил, что молодой, подтянутый, энергичный, хорошо ориентировался в военных вопросах. То есть получил определенное военное образование, подготовку и т.д. Пример, который приводил Лобанок: были сомнения у партизан, нужно ли создавать долговременные укрепления для отражения немецких наступлений. Но потом Тябут убедил, показал на опыте, что в конкретном случае эти долговременные укрепления нужны.
Первый этап рельсовой войны
ЦК компартии Беларуси в июне 1943 года принял постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны". Бригада имени Ворошилова, как и другие, начала подготовку.
- У канцы ліпеня 1943 года ў штаб брыгады паступіла дырэктыва з Беларускага штаба партызанскага руху аб неабходнасці падрыхтоўкі да аперацыі на чыгуначных камунікацыях. Літаральна праз некалькі дзён прыбыў прадстаўнік Беларускага штаба партызанскага руху са ўзрыўчаткай. І ў брыгадзе пачалося навучанне. Курсы прайшлі ўсе: ад радавых байцоў да камандзіраў падраздзялення, - рассказал ведущий научный сотрудник центра военной истории Беларуси, кандидат исторических наук, доцент Анатолий Криворот.
Первый этап рельсовой войны начался ночью с 3 на 4 августа 1943 года. Завершилась операция 15 сентября. За это время удалось серьезно повредить железнодорожную инфраструктуру.
- Для таго, как адцягуць увагу праціўніка ад абароны камунікацый, была задумана наступная аперацыя. У брыгадзе мелася 45-міліметровая гармата, і партызаны нанеслі удар па чыгуначнай станцыі Загацце. У выніку акупанты сканцатраваліся ў раёне гэтай станцыі. А партызаны ў ноч з 2 на 3 жніўня 1943 года выйшлі на пэўны ўчастак чыгункі Полацк-Маладзечна і падарвалі сотні рэяк.
- Бригада Ворошилова действовала на железнодорожной линии Полоцк-Молодечно. Вся она была разбита на участки. Все шесть отрядов бригады (за каждой был закреплен участок) уничтожали, взрывали эшелоны противника. С 1942 по 1944 годы есть общие цифры - 48 эшелонов, - объяснил Сергей Каун.
Гитлеровская армия была практически парализована. Задержки на дорогах достигали 30 дней.
- В этой войне были задействованы не только партизаны Беларуси, хотя они играли очень большую роль, но и партизаны оккупированных областей РСФСР: Смоленской, Ленинградской, Орловской. И партизаны Украины. Главной задачей первого этапа было не дать немцам перебрасывать войска из группы армий "Центр" в группу армий "Юг". В этот период как раз шло контрнаступления на Курской дуге. По данным Белорусского штаба партизанского движения, участвовали 167 формирований, за короткий период удалось уничтожить более 100 тысяч рельсов. Это привело к тому, что немецкая проходимость уменьшилась на 35-40%. Рельсы приходилось доставлять из Польши, из Германии. Кроме того, и паровозы доставлять. Это все создало очень большие проблемы.
Второй этап рельсовой войны
Второй этап рельсовой войны начался 19 сентября 1943 года и был связан с битвой за Днепр. Уже 23 сентября был освобожден первый районный центр Беларуси, Комарин. Было задействовано более 190 формирований, уничтожено 120 тысяч рельсов. Операция получила особое название - "Концерт".
- Брыгада імя Варашылава пачала аперацыю "Канцэрт" 26 верасня, калі быў нанесены ўдар паміж станцыямі Ветрана і Загацце, на перагоне Стэльмахава - Загацце. За гэты час партызаны падарвалі больш за 600 рэяк. Тая самая аперацыя была праведзена і на пачатку лістапада. Наступны масавы ўдар па чыгунцы быў нанесены з 22 па 23 сакавіка 1944 года. Гэта ўжо перыяд, калі брыгада абараняла Полацка-Лепельскую зону. Яна займала пазіцыі на паўночным захадзе зоны, - объяснил Анатолий Криворот.
Третий этап рельсовой войны
- Последний этап рельсовой войны начался 20 июня 1944 года перед самой операцией "Багратион", которая началась 23 июня. Он длился до полного освобождения Беларуси, то есть до 28 июля 1944 года. По данным БШПД, которым руководил Петр Захарович Калинин, только на территории Беларуси было взорвано более 11 тысяч эшелонов, уничтожено 34 немецких бронепоезда, взорвано 819 мостов железнодорожных и уничтожено более 300 тысяч рельсов. В период операции "Багратион" немцы практически были парализованы и не могли перебрасывать войска от одной линии обороны к другой, - считает Сергей Каун.
Позже в своих воспоминаниях Дмитрий Тябут написал, что всего за время войны его бригада уничтожила 6 тысяч рельсов, взорвала 31 мост, пустила под откос 48 эшелонов.
Чтобы в полной мере прочувствовать через что прошла бригада имени Ворошилова, нужно вернуться на несколько месяцев назад. Весна 1944 года. Гитлеровцы проводят несколько карательных операций подряд (читайте здесь).
После войны Дмитрий Тябут сделал хорошую карьеру. Успел поработать на должности министра производства и заготовок БССР, был председателем исполкома Минского областного Совета народных депутатов, избирался членом ЦК Компартии Беларуси, был делегатом четырех съездов КПСС. Список можно продолжать.
- Человек был очень справедливый, открытый, никогда не зазнавался, хотя сделал достаточно хорошую карьеру. Руководил и областным исполнительным комитетом Минской области, и в целом потом ревизионной комиссией. Он был человеком открытым, очень заботился о своих друзьях-партизанах. Очень тяжело переживал каждую смерть. После войны всегда фиксировал все их нужды, потребности. Был хорошим другом, хорошим отцом, примерным семьянином.
- Цябут у сваёй кнізе "Путь к победе" паказаў месцы работы пасля вайны не только каманднага складу атрадаў, але і радавых байцоў. Гэта гаворыць аб тым, что ён адсочваў сітуацыю са сваімі пабрацімамі партызанскімі. Ёсць інфармацыя, што пастаянна браў на сустрэчы з партызанамі жонку, дачок. Прасіу, каб жонка запісвала ўсе выказванні, просьбы, з якімі звярталіся былыя партызаны яго брыгады, - рассказал Анатолий Криворот.
Кстати, книгу своих воспоминаний Дмитрий Тябут подарил Фиделю Кастро. Комбриг был в составе делегации, которая встречала кубинского лидера в июле 1972 года. В целом, в жизни Дмитрия Тябута было много важных встреч, высоких должностей и, конечно же, наград.
- Он был отмечен и Орденом Кутузова, три ордена Ленина получил. То есть был достаточно заслуженным человеком, все медали партизанам периода Великой Отечественной получал. Так что у него было достаточно большее количество наград. Орден Красной Звезды также получил за мужество, боевую деятельность и руководство партизанским отрядом и партизанской бригадой, - добавил Сергей Каун.
Звание Героя Советского Союза Дмитрий Тябут так и не получил, хотя был представлен к награде. Почему? Сейчас уже никто не может ответить. Но в памяти земляков он все равно герой. Тот, кто защитил свою землю во время Великой Отечественной. И тот, кто помогал простым людям уже в мирное время.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.
Читайте также:
"Багратион": как это было. 10 вопросов о наступательной операции летом 1944-го
"Полуторка" проползала там, где вязли трофейные грузовики. ГАЗ-АА, машина Победы
Как французские летчики стали Героями Советского Союза? Говорим про "Нормандию-Неман"