Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

Ольга Нефедова: "Пришлось заново учиться ходить. Не все смогли пройти со мной этот этап"

28.03.2022 | 13:25

В роли итальянки Марии она только на первый взгляд кажется расторопной домохозяйкой, стоящей у гладильной доски и иронизирующей над ударами судьбы. В борьбе за право быть собой способна на решительные поступки, даже крайние. Беседуем с художественным руководителем Купаловского театра, актрисой, телеведущей Ольгой Нефедовой.

Почти два года назад вы стали художественным руководителем главного театра страны. Не успели разочароваться?

- Даже мысли такой не пробегает. Действующие режиссеры в смутные времена побоялись, поэтому пришлось взять ответственность на себя. Было обидно до слез: какое отношение имеет столетний национальный академический театр к политическим баталиям? Он жил задолго до нас и будет жить после нашего ухода в мир иной. Все преходяще, а театр вечен, незыблем! Никто ведь не пытался навязывать купаловцам свою позицию, не заставлял выдерживать правильные идеологические форматы. Бросить театр в то время означало предать своего зрителя, отвернуться от него, изменить профессии и, по большому счету, разрушить тесную связь между зрителями и актерами, которая создавалась на протяжении века.

"Кастинг будет продолжаться до тех пор, пока труппа не сформируется"

Актеры приходят в храм искусства со своими амбициями, характерами, представлением о творчестве. Насколько трудно работать худруку в такой среде?

- Пока это не актуальный для нас вопрос. Труппа собирается очень сложно. Для тех, кто приходит к нам, важны не амбиции. Сейчас самое главное - их желание быть в профессии, овладеть ею и нести тот свет, который дан актерам кем-то свыше. У нас маленькая труппа, без дублирующих актеров, а потому первостепенная задача - сохранить неповторимую атмосферу Купаловского, сформировать труппу и достойный репертуар.

Иногда в телефоне всплывает статейка о том, что в Купаловском "зноў кастынг, не могуць набраць актораў". Думаю, а кто такой разумный? Смотрю, публикация не подписана… Гавкают из-за угла, а смелости поставить свою фамилию под материалом не хватает. Кастинг будет продолжаться до тех пор, пока труппа не сформируется.

Вы доверяете молодым не только роли. Режиссеру Даниилу Филипповичу всего 27 лет, а он уже несколько спектаклей в Купаловском поставил…

- Даниил Филиппович - удивительная и уникальная страница нашего театра. Несмотря на свой возраст, он талантлив, умен, опытен, в его багаже более 30 постановок в других театрах. Кроме того, за его плечами ГИТИС, который он окончил с красным дипломом. У Даниила свое определенное, отличное от других режиссеров видение. Он обладает организаторскими способностями, хотя обычно у гениальных людей с неформальным мышлением подобные задатки отсутствуют.

"Очистка от всей шелухи произошла для меня не в 2020-м, а 10 лет назад"

В театре до сих пор трудятся великие актеры - Геннадий Овсянников, Зинаида Зубкова, Тамара Миронова. Они вас поддерживали? Прислушивались к их советам?

- Конечно, прислушивалась. Я умею слышать и слушать, делать выводы. Этому научили меня замечательные педагоги Валерий Васильевич Маслюк и Илья Львович Курган. Старшее поколение актеров летом 2020 года было в состоянии шока. Находясь давно на пенсии, они могли спокойно почивать на лаврах, но остались в театре, и я безмерно благодарна им за то, что поддержали в те роковые минуты и стали плечом к плечу. Они сказали, что будут рядом и будут работать. Хотя я предполагаю, что им это очень тяжело.

Вы как-то сказали, что не понимаете, как люди, еще вчера работающие с вами бок о бок, развернулись на 180 градусов. Больно было терять того, кого считали когда-то друзьями?

- Действительно не понимаю, как можно предать то, ради чего жил, творил и создавал, что имеет значимость и для страны, а в будущем и для твоих детей? Ни боли, ни разочарования не испытывала. Я не изменилась за последние годы, не предавала ни идеалов, ни товарищей, ни театра, которому служу искренно и честно с 22 лет. Моя совесть чиста.

Все знают Купаловский. А какие еще театры есть в Беларуси? Говорим о Бресте и Витебске

Очистка от всей шелухи произошла для меня не в 2020-м, а 10 лет назад, когда случилась большая трагедия. У мамы оторвался тромб, удалили кишечник. Я 3,5 года ухаживала за ней в больницах. После ее смерти испытала сильнейшее потрясение, и, видимо, на нервной почве отнялась нога. Процесс реабилитации был затяжной и нелегкий - пришлось заново учиться ходить. Не все, кого считала близкими людьми, смогли пройти со мной этот сложный этап. Но нет худа без добра. Я поняла, что не стоит огорчаться, когда от тебя уходят ненужные, чужие по духу люди. Научилась прощать и отличать реальную потерю от лишнего груза. Зато рядом остались несколько человек, которые действительно со мной одной крови и которых могу назвать своими друзьями.

"Я слабая, ранимая женщина. По сути - большой ребенок"

На одном известном киносайте о вас прочла немало восторженных отзывов: колоритная, искрометная, неповторимая, блестящая. Кто-то из поклонников написал, что вы из тех, кто в горящую избу войдет. Не тяжело быть сильной женщиной?

- В интервью, которые даю очень редко, признаюсь: я слабая, ранимая женщина. По сути - большой ребенок, в силу обстоятельств вынужденный учиться говорить "нет", отстаивать свою точку зрения… Но если на моем пути попадаются истинные мужчины, режиссеры, профессионалы в своем деле, то становлюсь сама собой, расслабляюсь, а моя "строптивость" и напряженность уходят на второй план. В 52 года на моем лице нет ни морщин, ни гримас. Я ничего с ним не делала, детский крем - мое единственное косметическое средство. Душа пишет… Понимаете? Не знаю, вошла бы в горящую избу или нет… Скорее всего, да, если бы там оказались люди и их нужно было спасать.

Во время Великого Поста христианину нельзя злиться, унывать и раздражаться. Как, на ваш взгляд, можно абстрагироваться от тревожной ситуации вокруг, обрести спокойствие в душе и упорядочить мысли?

- В мире, где черное выдают за белое, а белое за черное, некоторые потеряли путеводную нить. Но многие, наоборот, ее обрели. Как театр самоочистился от чешуи, точно так же сейчас происходит глобальное очищение в масштабе страны. Просто нужно следовать тем ценностям, которые заложили в нас родители, наставники, помнить о душе, о любви к близким, родине, профессии, к своему делу, наконец. Главное, как говорил Чехов, - оставаться людьми. И приходите к нам в Купаловский, потому что именно здесь, на наших спектаклях, пусть пока и немногочисленных, вы найдете большое счастье от вдохновения души. И это поможет жить.

Ваш спектакль Donna sola ("Женщина одна") по пьесе нобелевского лауреата Дарио Фо зритель принял на ура. Возможно потому, что откровения героини Марии понятны и близки нам, белорускам. А сколько процентов образа эмоциональной итальянки - сама Ольга Нефедова?

- Donna sola - это моноспектакль, в котором, чтобы удержать внимание зрителей, одной техники или штампов не хватит, если не вложить в него душу. Душа - это личные эмоции, страсти, переживания, в какой-то степени и мой жизненный опыт. Насколько близка героиня? Вряд ли в любовном экстазе я побежала бы, как она, к молодому мальчику. Нас с ней, как, впрочем, и других женщин, объединяет то, что ради любви готовы пожертвовать многим. Однако когда наступает предел, когда чаша терпения переполнена, мы способны смести все на своем пути и при необходимости проявить невиданную силу.

Ольга Нефедова вела на ОНТ полюбившийся зрителю проект "Песнi маёй краiны". Имеет две "Телевершины" - высшие телевизионные награды в Беларуси.

| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото из открытых интернет-источников.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Хотите одеться, как героини "Служебного романа"? Оказывается, это все еще модно

Собрал трансформера из двух "жигулей". Этот белорус создает удивительные скульптуры

Его хвалили Репин и Левитан, а потом он менял картины на хлеб. Жизнь Бялыницкого-Бирули