"Одно окно" в любой точке страны. Как работает принцип экстерриториальности
06.12.2024 | 21:09
6 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Заместитель министра юстиции Валентина Якимович в проекте БЕЛТА "Страна говорит" на тему "Служба "одно окно": векторы развития" рассказала, что такое принцип экстерриториальности службы "одно окно" и как он работает.
С 17 июня 2024 года службы "одно окно" осуществляют прием заявлений заинтересованных лиц и выдачу решений по административным процедурам независимо от подведомственности этих административных процедур по перечню, установленному правительством. Перечень таких админпроцедур установлен постановлением Совета Министров №740. Реализация экстерриториального принципа службами осуществляется посредством использования программного комплекса "Одно окно".
Идея о создании такого принципа родилась, когда Министерство юстиции готовило изменение в закон об основах административных процедур, рассказала Валентина Якимович. "Доступность осуществления административных процедур - это важный показатель дебюрократизации и повышения возможности гражданина реализовать свои права. Поэтому появилась идея экстерриториального принципа", - пояснила она.
Также замминистра рассказала подробнее о сути этого принципа. "Сегодня у нас в законе присутствует общее требование о том, что заинтересованное лицо обращается за осуществлением административной процедуры в уполномоченный орган по месту жительства. На уровне района - это исполком по месту жительства. Но вот в отношении служб мы оговорили, что лицо может обратиться не только в исполком и службу "одно окно" по месту жительства, но и в любую службу "одно окно" по Беларуси за подачей документов. Эти изменения действуют только в отношении тех процедур, которые входят в перечень предоставляемых службами", - рассказала она. Граждане могут обратиться в "одно окно" с вопросами справок о размере пособия, разрешения на строительство, жилищного права, семейного капитала, назначения адресной социальной помощи, чеков "Жилье". "Служба "одно окно" принимает эти документы и перенаправляет, поскольку решение у нас может принимать только уполномоченный орган. Возможна передача этих документов в электронном виде через программный комплекс "Одно окно", и он доработан для этих целей. Параллельно, поскольку у нас в принципе еще сохраняется делопроизводство на бумажных носителях, по почте отправляются документы в бумажном виде. Возможность работы с документами появляется быстро, как только документы приходят по программному комплексу", - отметила Валентина Якимович.
К слову, для реализации экстерриториальности больших доработок в программном комплексе "Одно окно" не потребовалось, отметил заместитель директора РУП "Национальный центр электронных услуг" Денис Жуков. Процесс развития комплекса поступателен, и он продолжался на протяжении достаточно значительного периода.
"Количество принимаемых через программный комплекс "Одно окно" заявлений исчисляется миллионами, и понятно, что добиться эффективности и производительности со стороны сотрудников службы и местных исполнительных и распорядительных органов без надлежащей автоматизации этих процессов было бы невозможно. Поэтому ПК создавался не только как автоматизированное рабочее место непосредственно специалистов, но и как связующее звено при коммуникациях сотрудников службы и местных органов власти, которые уполномочены на принятие административных решений и передачу их заинтересованным физическим лицам. По сути, с внедрением принципа экстерриториальности ролевая модель не изменилась. Единственное, что нам пришлось по согласованию с Министерством юстиции наделить сотрудников службы "одно окно" полномочиями по передаче принятых заявлений, пакетов, документов, являющихся основанием для осуществления административных процедур в другие службы", - пояснил он.-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.